Блоги
Виктор Шишкин

У префектов останется вертикаль исполнительной власти

Виктор Шишкин

судья Конституционного суда в отставке

1175928

Когда я еще был полноправным судьей КС, у нас была серьезная дискуссия по законопроекту о внесении изменений в Конституцию относительно депутатской неприкосновенности и ограничении судейского иммунитета, который был внесен в КС два месяца назад: что делать с переходными положениями, нужно ли их рассматривать в комплексе с законопроектом, который вносит изменения в Конституцию.

Реклама

Шла также дискуссия о нарушении ч.2 ст.157 Конституции: "Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения". И у меня же было написано особое мнение по этому вопросу. В особых мнениях других судей по законопроекту о депутатской неприкосновенности также были упомянуты вопросы об условиях военного положения, то есть, это уже говорилось не мной одним. Сейчас также в отдельных мнениях других судей, которые их писали по заключению КС по второму законопроекту о децентрализации, речь идет о том, что КС не обсудил вопросы, связанные с условиями военного положения и не отобразил их. Таким образом позиция о наличии условий военного положения не ограничивалась только моими воплями в пустыне.

И дело не в том, что президент своим указом должен, якобы, вводить военное положение. Те, кто занимаются анализом юридических документов, должны внимательно относиться к юридической терминологии и ее значению в нормативных текстах. В ст. 157 не написано "с введением военного положения…". Там говорится о "наличии условий военного положения…". В полномочиях президента написано, что он вводит военное положение. Кто сказал, что только президент определяет указанные условия? Такого нигде не написано. Он вводит военное положение. А условия законами и постановлениями может определять парламент, Кабмин, учитывая, что у нас парламентская республика, а не президентская. Президент, как верховный главнокомандующий, также может определять условия военного положения.

Однако и КС, высказываясь по соответствию законопроекта всем положениям статьи 157, может сделать вывод, проанализировав всю ситуацию и нормативную базу, что у нас есть условия военного положения, или их нет.

Реклама

Однако в заключении сказано, что мы даем согласие на изменение Конституции, потому что у нас нет условий военного положения. При этом нет аргументации, почему его нет. В своем особом мнении я перечислил десятка полтора законов, до десятка постановлений ВР и Кабмина, указы президента, где расписано и что дает нам основания говорить о наличии условий военного положения. Где РФ названа агрессором и употребляются слова: "военный агрессор", "военное вторжение", "оккупация территорий" и тому подобные. Вся эта терминология обобщенно говорит о наличии условий военного положения. Да, КС может сказать, что он их не считает условиями военного положения. Но сначала нужно проанализировать и сказать, но не игнорировать то обстоятельство, что есть 20 законов, где об этом упоминается. Кстати, судья КС Игорь Слиденко по этому делу как раз и отметил, что КС не взялся за обсуждение и опровержение в своем заключении об отсутствии условий военного положения, что является дефектностью акта КС.

Я также считаю, что в законопроекте о децентрализации есть существенное увеличение полномочий президента в части назначения префектов, права президента распускать органы местного самоуправления при нарушении последними суверенитета, территориальной целостности Украины и т.д. Вопрос так называемой децентрализации очень сомнительный, при тех полномочиях, которые выписаны для президента, и последствий в отношениях с теми, кого он назначает и увольняет. Если у нас вертикаль исполнительной власти, она действительно должна сохраняться в какой-то части. В том числе так называемыми префектами или, как они называются сейчас, – главы госадминистраций.

Вертикаль исполнительной власти, подчиненная президенту, остается. Давайте почитаем статью 118 Конституции – "исполнительную власть в областях, районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные госадминистрации". То есть, есть такой орган центральной власти – местная госадминистрация, которая всем руководит, а ее шефа назначает президент. Нет вопросов. А в ст. 118 законопроекта о децентрализации написано: "Исполнительную власть в районах и областях, Киеве и Севастополе осуществляют префекты". Всего-навсего меняем слово местные госадминистрации на префекты. Вертикаль остается. Тут же не написано "отдельные особенности исполнительной власти", или "отдельные элементы, "составляющие". Любой грамотный юрист скажет: префекты осуществляют исполнительную власть, то есть, – всю. Я задаю логичный вопрос: зачем тогда областные и местные советы создают исполкомы? Чем они должны заниматься? Ведь они также исполнительная власть. Исполнительная власть – это управление, контроль, надзор, координация и т. п. Таким образом, префект осуществляет управленческие функции.

Реклама

Далее, в проекте по децентрализации они сами себе противоречат – в ст. 119 в полномочиях префекта пишут: "Осуществляют надсмотр, координацию, направляют деятельность территориальных органов центральной власти…". Вроде бы нормально. Вот эти полномочия и являются полномочиями префекта, если он задумывался как представитель президента на местах, исполняющий контрольные функции. Но если он возглавляет исполнительную власть, он осуществляет и управленческую функцию. Дальше в ст. 119 написано: "Обеспечивает выполнение госпрограмм". А какие механизмы? Ведь это обязательно управление, принуждение, силовое давление. Не все госпрограммы выполняются исключительно по добровольному согласию. Тогда префекты имеют право на силовое давление.

Или дальше по ст. 119: "Осуществляют другие полномочия, которые определены Конституцией". Однако другие полномочия это то, что он шеф исполнительной власти и, таким образом, осуществляет управленческие функции. Здесь с самого начала заложен алогизм. Никто не выработал концепцию – доктринальное представление, что такое префект через призму парламентской или президентской республики. Если у нас парламентская республика, должен быть префект парламентской республики. Если президентская – префект президентской республики. И не могут быть функции нашего префекта аналогичны французскому. Ведь Франция больше президентская республика. Она не является на 100% президентской, как США, потому что президент не возглавляет правительство, в отличие от Штатов. Но во Франции президентство больше, чем у нас. Если у нас парламентская республика, или как говорят парламентско-президентская, у префекта должны быть другие функции.

Что же касается п.18 переходных положений проекта, в котором идет ссылка на закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской обл.

Из ст. 133 Конституции изымается упоминание об областях. Тогда почему появляется упоминание о двух областях в тексте Конституции, пусть в переходных положениях, но в тексте Конституции. Об их наличии, исходя из текста Конституции, мы ничего не знаем. Сегодняшняя ст. 133 говорит о четком перечне субъектов, из которых состоит Украина: в состав Украины входят АРК Крым, названия 24 областей, Киев и Севастополь. Но в проекте изменений эта норма исключается. После голосования в ВР 300 голосами вы открываете Конституцию, и что там будет в ст. 133: "Систему административно-территориального устройства Украины составляют административно-территориальные единицы, громады, районы, регионы". Все, даже без названий. Что оно такое, где они, как они называются эти громады, районы и регионы? Ничего из Конституции не ясно. И тут вы открываете переходные положения и там как снег на голову две области. Где они взялись? А дальше в ст. 133 написано: "АРК Крым и области являются регионами". Какие области? Может их завтра будет их 10, может 8…, где это будет написано? В законе? А почему тогда две из них упоминаются в Конституции? То есть в акте более высокого уровня, что по правовой логике недопустимо?

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram

Далее по теме

Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама
Лучшие политические интервью - 2021
Витольд Фокин - о самой страшной проблеме Донбасса
Читать
Данилов - о закрытых данных СНБО, от которых волосы дыбом
Читать
Зеленский о том, что есть Украина лично для него
Читать
Красная планета
История одной фотографии
Больше знаковых фотографий
Новости с орбиты
🚀
Прямая трансляция ukraine24
ТОП-вакансии
Самые востребованные в Украине
1
Продажи
57,4 тыс.
2
IT-сфера
50,2 тыс.
3
Банки, инвестиции, лизинг
26,1 тыс.
4
Маркетинг, реклама, PR
22,3 тыс.
5
Транспорт, логистика
20,2 тыс.
На кого еще высокий спрос?
Индекс авиакомпаний
Самые безопасные в мире
1
Emirates Airlines Emirates Airlines
95,05%
2
KLM KLM
93,31%
3
JetBlue JetBlue
91,61%
4
Delta Delta
91,55%
5
EasyJet EasyJet
91,28%
Подробнее
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

28.4

Российский рубль (₽)

0.3732

Евро (€)

32.19

статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

42007.33

Binance Coin (BNB)

477.32

Dogecoin (DOGE)

0.16

Litecoin (LTC)

138.42

Theta (THETA)

4.4

Опрос "Рейтинг", 16-18 декабря
Рейтинги партий
1
Слуга народу (Зеленський) Слуга народу (Зеленський)
18,4
2
Європейська солідарність (Порошенко) Європейська солідарність (Порошенко)
19,8
3
Батьківщина (Тимошенко) Батьківщина (Тимошенко)
9,1
4
ОПЗЖ (Бойко) ОПЗЖ (Бойко)
9,0
5
Українська стратегія Гройсмана Українська стратегія Гройсмана
3,5
6
Сила і честь (Смешко) Сила і честь (Смешко)
4,8
7
Розумна політика (Разумков) Розумна політика (Разумков)
3,3
8
Наші (Мураєв) Наші (Мураєв)
3,1
9
Радикальна партія Олега Ляшка Радикальна партія Олега Ляшка
3,6
10
Удар (Кличко) Удар (Кличко)
1,5
11
Свобода (Тягнибок) Свобода (Тягнибок)
2,2
12
Партія Шарія Партія Шарія
2,8
13
Голос Голос
1,2
Опрос SOCIS, 11-16 декабря 2021
Президентские рейтинги
1
Зеленский Зеленский
16,7%
2
Порошенко Порошенко
12,3%
3
Тимошенко Тимошенко
8,6%
4
Бойко Бойко
7,9%
5
Смешко Смешко
5,1%
6
Разумков Разумков
4,9%
7
Мураев Мураев
4,3%
8
Гройсман Гройсман
4,3%
9
Медведчук Медведчук
1,4%
10
Тягнибок Тягнибок
0,9%
11
Ляшко Ляшко
0,8%
Как изменилось настроение украинцев?
Коронавирус за месяц

164 187

заболело за месяц в Украине

-44%

Вакцинация
По состоянию на 19 января 2022 г.
Люди, которые прошли полную вакцинацию
14 372 921
Люди, которые получили минимум одну дозу
15 080 099
Детальнее
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
31,45
30,95
30,00
18,30
31,50
31,00
30,00
18,32
31,85
30,85
29,57
19,08
32,68
32,38
31,59
19,48
34,99
32,11
31,57
18,76
35,99
32,91
32,15
19,64
35,99
32,91
32,15
19,08
35,99
32,91
32,15
19,64
37,09
32,20
30,29
19,01
37,97
32,91
35,47
19,68
Лучшие камерофоны 2021 года
Смартфоны с лучшей камерой
1
Huawei P50 Pro Huawei P50 Pro
144
2
Xiaomi Mi 11 Ultra Xiaomi Mi 11 Ultra
143
3
Huawei Mate 40 Pro+ Huawei Mate 40 Pro+
139
4
Apple iPhone 13 Pro Apple iPhone 13 Pro
137
5
Huawei Mate 40 Pro Huawei Mate 40 Pro
136

Калькулятор зарплаты

Калькулятор зарплаты
Eurovision Song Contest Radio🎶
Самые популярные песни «Евровидения»
1
Euphoria — Loreen, 2012 Euphoria — Loreen, 2012
17292
2
Zitti E Buoni — Måneskin, 2021 Zitti E Buoni — Måneskin, 2021
14828
3
Шум — Go_A, 2021 Шум — Go_A, 2021
8309
4
Arcade — Duncan Laurence, 2019 Arcade — Duncan Laurence, 2019
7246
5
Voilà — Barbara Pravi, 2021 Voilà — Barbara Pravi, 2021
6988
6
Fuego — Eleni Foureira, 2018 Fuego — Eleni Foureira, 2018
6783
7
Spirit In The Sky — KEiiNO, 2019 Spirit In The Sky — KEiiNO, 2019
5383
8
Soldi — Mahmood, 2019 Soldi — Mahmood, 2019
4760
9
Dime — Beth, 2003 Dime — Beth, 2003
4568
10
Tout l’univers — Gjon’s Tears, 2021 Tout l’univers — Gjon’s Tears, 2021
4473
Худеем
Проверь индекс массы тела
Рассчитать
Ваш ИМТ
Нина и Нина
Похожа внучка Нины Матвиенко на бабушку?
Больше фото
Be Healthy
Сколько нужно выпить воды за сутки?
Рассчитать
Количество жидкости:

TV News

Covid’19

Главные темы

Погода

Гороскоп

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять