Что Венецианская комиссия одобрила и что раскритиковала в законе о люстрации? Все подробности

22 Июня 2015, 08:17

В Комиссии считают, что люстрация не должна становиться формой политической расправы

<p>Венецианская комиссия исследовала закон о люстрации. Фото: архив</p>
Венецианская комиссия исследовала закон о люстрации. Фото: архив

В пятницу Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) вынесла окончательно заключение относительно украинского закона "Об очищении власти". Исследование закона о люстрации на предмет его соответствия международным правовым нормам длилось не один месяц.

"Сегодня.ua" проанализировала опубликованный на официальном сайте Комиссии документ.

ЛЮСТРАЦИЯ – ЭТО НЕ МЕСТЬ. В целом, в Венецианской комиссии одобрили закон, признав, что новая украинская власть имеет право на люстрацию лиц, которые причастны к нарушениям демократии и прав человека по время правления режима Януковича 2010-2014, а также во время событий Евромайдана 2013-2014 гг. Но лишь при условии, что их вина доказана или может быть доказана, а люстрация, сама по себе, не является формой политической расправы.

"Новое демократическое государство может иметь веские причины, чтобы удалить из общественной жизни на временной основе людей, которые занимали высокие должности при предыдущем, недемократическом режиме или которые связаны с серьезными нарушениями прав человека... В то же время важно иметь в виду, что люстрация не является и не должна быть формой уголовного судопроизводства. Она никогда не должна использоваться в качестве замены для уголовного наказания, либо в качестве возмездия и мести", – отмечают в заключении эксперты ВК.

По мнению западных юристов, "дисквалификация определенных лиц на основании того, что они занимали должности во время президентства Виктора Януковича или во время событий на Майдане … априори не противоречит международным стандартам, при условии, что речь идет о должностях в ведомствах, ответственных за серьезные нарушения прав человека и виновных в серьезных случаях халатности".

Иными словами, в Венецианской комиссии вовсе не одобряют наказания по принципу "если "папередник", значит, плохой".

"Венецианская комиссия совсем не уверена, что все позиции (из закона о люстрации – Ред.) отвечают этому условию", – подчеркивается в итоговом заключении. При этом европейские эксперты оставляют за новой украинской властью право самостоятельно решать данный вопрос.

При этом, в контексте запрета ряду лиц занимать определенные государственные должности, Венецианская комиссия подчеркивает, что "правовое регулирование введения ограничений на доступ к публичным должностям должно быть прозрачным и не произвольным, и должен быть соблюден принцип пропорциональности".

Относительно того, сколько чиновников подпадут под действие закона об очищении власти, эксперты ВК предупреждают, что масштабная люстрация может быть весьма проблематичной, привести к огромным бюрократическим тяготам и спровоцировать атмосферу "всеобщего страха и недоверия".

АНТИКОРРУПЦИЯ ОТДЕЛЬНО. Еще одно ключевое замечание касается необходимости "разведения" люстрационных практик с системной борьбой с коррупцией.

"Закон об очищении власти касается двух проблем, с которыми сталкивается молодая украинская демократия – недемократические элиты, ранее лояльные к президенту Януковичу и, в то же время, коррумпированные чиновники. При этом, он выходит за рамки процесса люстрации в его традиционном определении".

В то же время Венецианская комиссия неоднократно выражала мнение, что решать две эти проблемы одним механизмом – не самое оптимальное решение, поскольку они "не идентичны по своей природе". В заключении отмечается, что Венецианская комиссия понимает, что в контексте Украины коррупция тесно связана с режимом Януковича, однако также отмечается необходимость четко разграничивать в процессе очищения, то есть люстрацию, как таковую, и борьбу с коррупцией.

ВК предлагает украинской власти перенести антикоррупционную составляющую в другую часть законодательства (закон "О принципах предотвращения и противодействия коррупции") или модифицировать процедуры очищения власти, чтобы отразить различия между люстрацией в традиционном понимании и борьбой с коррупцией.

Также эксперты считают, что нормы об имущественной проверке нужно либо детализировать, либо изъять из закона.

Кроме того, Венецианская комиссия считает неоправданным распространение действия закона на события до 1991 года (советские времена и коммунистическая элита).

А СУДЬИ КАК? Также эксперты ВК отмечают, что правки в закон о люстрации не затронули судей.

По мнению Комиссии, это говорит о том, что судьи подпадают под действие двух законов – "Об очищении власти" и "о восстановлении доверия к судебной системе". Эксперты отмечают, что по словам представителей украинской власти, люстрационные меры к судьям будут применяться только в контексте борьбы с коррупцией, но из текста закона это не ясно, как и взаимодействие этих двух законов.

"Судьи Конституционного суда уже были включены в статью 2 (п.4). Такое включение не противоречит действующим международным стандартам", – также говорится в заключении.

Наконец, относительно применения закона о люстрации к кандидатам на избирательные должности, в заключении отмечается, что обязанность кандидатов предоставить в открытом доступе в Единый государственный реестр информацию о себе не вступает в противоречие с международными стандартами.

НАПОМНИМ, президент Петр Порошенко подписал закон о люстрации еще 9 октября.

Как сообщалось, министр юстиции Павел Петренко прогнозирует проведение люстрационной проверки всего государственного аппарата в течение 2-3 лет.

Закон о люстрации ("Об очищении власти") вступил в силу 16 октября 2014 года. Закон запрещает для высокопоставленных чиновников режима экс-президента Украины Виктора Януковича занимать должности в органах государственной власти на 10 лет, для других — 5.

Кроме того, под люстрацию попали чиновники, которые:

• занимали должности в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и не были уволены с соответствующей должности по собственному желанию;

• были избраны и работали на руководящих должностях Коммунистической партии СССР или на руководящих должностях ЦК ЛКСМУ;

• были штатными работниками или негласными агентами КГБ СССР, других союзных республик СССР, Главного разведывательного управления Министерства обороны СССР, окончившие высшие учебные заведения КГБ СССР (кроме технических специальностей).

По словам премьер-министра Арсения Яценюка, под действие закона подпадает 1 млн разного рода чиновников. Премьер также заявил, что для люстрации государственных служащих, судейского корпуса и работников прокуратуры потребуется два года.

Закон серьезно раскритиковали и представители оппозиции. Народные депутаты от "Оппозиционного блока" обратились в Конституционный суд Украины с требованием отменить закон "Об очищении власти". Рассмотрение данного дела КС пока продолжается.

"Взявшись очищать власть, властно-парламентская коалиция, по сути, развязала войну против неугодных и неудобных для неё государственных служащих. Вчера, испугавшись фиаско своего прожекта в КС, они, что называется, на коленке состряпали поправки в люстрационный закон, которые якобы исправят все его недочеты", – отмечали ранее в ОБ.

В "Оппозиционном блоке" считают, что положения закона "Об очищении власти" нарушают основополагающие права граждан Украины, не соответствуют принципам европейского законодательства и являются юридически безграмотными. "Поэтому сначала "люстраторы" развязали беспрецедентную кампанию травли и запугивания судей Конституционного Суда. Подобная травля невозможна и немыслима в демократической стране, где существует верховенство права", – говорилось в заявлении партии.

Вы сейчас просматриваете новость "Что Венецианская комиссия одобрила и что раскритиковала в законе о люстрации? Все подробности". Другие Новости политики смотрите в блоке "Последние новости"

Авторы:

Дарья Нинько, Вера Холмогорова

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...