Как лоббировать без взяток в Украине: международный опыт

9 Ноября 2017, 07:36

Зачем нужны и что дадут Украине законы об адвокации и лоббировании интересов

Как лоббировать без взяток в Украине: международный опыт
Автор фото: Сергей Ревера, "Сегодня"

С каждым днем Украина становится ближе к ЕС. Отечественные предприниматели активно поставляют товары в Польшу или Прибалтику. Простые люди наконец могут ездить без виз в Испанию или Францию, скоро и ОАЭ откроет границы украинцам, а наши законодательные нормы приближаются к европейским. Единственное, что до сих пор тревожит международных партнеров в Украине, — это недостаточный уровень борьбы с коррупцией.

Частично решить проблему взяточничества поможет внедрение в нашей стране цивилизованных инструментов адвокации и лоббирования, которые уже работают за рубежом. В сути этих процессов разобралась "Сегодня", посетив Третий международный GR Форум.

Петиции помогают столице

Понятия лоббизм и адвокация нужно разграничивать, ведь хотя это и схожие понятия, но они регулируют разные правоотношения, считает замглавы КГГА Алексей Резников.

"И адвокация, и лоббизм — это влияние на принятие решений субъектами публичной власти. Но лоббизм — это влияние за деньги. Иначе говоря, тот, кто влияет на политиков, получает от заказчика гонорар за услуги лоббирования. И в этих процессах важно получить конкретный результат. При этом адвокация тоже касается принятия решений органами публичной власти, но без получения за это гонорара", — разъясняет Резников.

По его словам, в Украине есть олигархические структуры, которые имеют определенный интерес и занимаются самолоббированием, чтобы получить потом материальную выгоду.

"А когда речь идет об адвокации, здесь люди добиваются общего интереса, влияя на принятие решений", — уточняет Резников.

Примечательно, что в столице есть немало примеров успешной адвокации, поскольку так люди осуществляют защиту культурного наследия, археологических раскопок и т. д. И эти процессы становятся проще потому, что появляются новые инструменты.

"К примеру, в 2015 году в Киеве появилась форма электронной демократии — е-петиции. Здесь киевляне могут поднять любой вопрос перед столичной властью. И если автор найдет 10 тысяч сторонников, которые поддержат петицию, вопрос должен быть рассмотрен соответствующим органом местной власти. При этом готовится план мероприятий по возможному исполнению петиции, согласовывается с автором петиции, подписывается распоряжением киевского городского головы и реализовывается", — говорит Резников.

Но юрист уточняет: петиции идут в работу только в случае, если не противоречат интересам людей.

"Есть петиции, которые набирают по 10 тыс. подписей, например, о запрете крестного хода, но они нарушают Конституцию, которая дает право каждому человеку на мирные собрания. Поэтому такие петиции необязательны", — обращает внимание Резников.

Нужно узаконить лоббизм

После Революции Достоинства украинцы начали активно использовать возможности government relations (GR — взаимодействие с органами госвласти. — Авт.), говорит советник премьер-министра по связям с ВР Ярослав Железняк.

"Международный опыт формирует в украинских компаниях понимание, что такое GR. В соцсетях появляются новые GR-вакансии для украинских компаний. Кроме того, изменился формат власти — многие политики и чиновники ведут открытый диалог с людьми. А компании научились активно использовать интернет и соцсети, чтобы довести до аудитории свою позицию", — перечисляет Железняк.

По его словам, все это ведет к формированию рынка government relations.

"Но на рынке недостаточно опытных GR-менеджеров, а эти специалисты важны для бизнеса. Госорганы, нардепы, ассоциации все чаще говорят о том, что в компаниях должен быть GRщик, который умеет четко формировать список проблем бизнеса и понимает, с какими инициативами куда обращаться. Поэтому нужно срочно решать проблему обучения новых кадров", — акцентирует Железняк.

Помимо этого, полноценному запуску украинского рынка GR мешает отсутствие соответствующих законов. Еще в 2016-м нардепы разрабатывали законопроекты, но ни один документ не был принят.

"В стране должны быть цивилизованные возможности ведения диалога. Поэтому важно создать законодательную базу, и скоро будем поднимать этот вопрос", — разъясняет народный депутат Антон Геращенко.

Но, по его словам, хотя в Украине должен быть закон о лоббизме, как в развитых странах, от коррупции страну защитит одно средство — на выборах избиратели должны постоянно обновлять состав ВР.

"Важно, чтобы в парламенте было как можно меньше депутатов, которые пришли только зарабатывать деньги", — уверен Геращенко.

Телеканалы сообща создают равные условия для ТВ-рынка

Положительными кейсами лоббирования и адвокации в Украине могут поделиться далеко не все системные компании. Такой опыт есть за плечами у представителей медиарынка. В 2016 году украинские телеканалы смогли убедить кабельных операторов в необходимости переходить на рыночные условия взаимодействия.

"В прошлом году было абсолютное противостояние телеканалов и кабельных операторов, когда решался вопрос изменения универсальной программной услуги. Дело в том, что, если ранее кабельные операторы могли использовать универсальную услугу бесплатно, теперь поступило предложение от телеканалов поставлять контент кабельным операторам за деньги", — рассказала пиар-директор медиахолдинга "Медиа Группа Украина" Елена Шрамко.

Логично, что кабельным операторам эта ситуация не понравилась, и многие заявили: если будут платить телеканалам за контент, значит, придется значительно увеличить абонплату для зрителей.

Представители телеканалов не растерялись и объяснили кабельным операторам экономику производства собственного ТВ-контента.

"Нас все устраивало, когда рекламный рынок был мощный и мы получали большие деньги. Но в кризис ситуация изменилась: сегодня рекламный рынок составляет 270 млн долларов, а всей телеотрасли нужно ежегодно на производство телеконтента тратить, по разным оценкам, от 600 млн долларов до 1 млрд долларов. И за какие тогда деньги производить контент для зрителя? Логично, что телеканалы могут и должны получать деньги за наш контент, который смотрит зритель. Такова практика во всем мире", — акцентирует Елена Шрамко.

По ее словам, эти изменения нужно было реализовать и для того, чтобы ликвидировать дискриминацию на рынке: "Парадокс в том, что только кабельные операторы получали контент бесплатно, а спутниковые, цифровые  — на рыночных условиях", – отмечает Елена Шрамко.

В итоге представители медиагрупп объединились.

"Выработали общую политику, как будем подавать эту проблему в информпространстве. Давали понять аудитории, что они не потеряют сигнал", — говорит Елена Шрамко.

Законотворцы услышали телеканалы, и с 1-го января 2017-го вступил в силу закон об уточнении понятия универсальной программной услуги.

За рубежом важны идеи и экология

Украина может поучиться и у других стран. Так, Израиль давно определил критерии мирового лоббизма.

"Надо создавать лобби из друзей. Сейчас в США, Великобритании действуют общественные организации, где объединяют тех, кто симпатизирует Израилю и влияет на свои правительства", — рассказывает директор Института стратегических исследований им. Г. Меир Альберт Фельдман.

Важны и связи с диаспорой. "В мире живет 13—14 млн евреев, из них 6,5 млн — в Израиле. Так что диаспора — мощный резерв влияния", — говорит он. 

Американцы же виртуозно владеют инструментами лобби в Вашингтоне.

"Там ассоциации могут официально финансировать политсилу, которая потом поддержит их законопроекты. Но если ассоциация — внешний агент, нужно зарегистрировать намерения и публично заплатить условно 30 тыс. долларов команде — американским юристам, коммуникаторам, консультантам по Украине. Фиксируется и конечная цель заказчика — скажем, получение для Украины целевой помощи", — разъясняет основатель Украинской ассоциации профессионалов в сфере GR Екатерина Одарченко.

Так строится конструктивный диалог с сенаторами, конгрессменами.

А японцам адвокация помогает решать проблемы медицины, образования, экологии.

"В 2011-м произошла трагедия в Фукусиме. Благодаря адвокационным кампаниям, население смогло добиться запуска лабораторий по исследованию влияния этой трагедии, перезагрузки системы охраны здоровья, пересмотра политики использования энергоресурсов", — говорит эксперт в области госуправления Алла Шлапак.

Вы сейчас просматриваете новость "Как лоббировать без взяток в Украине: международный опыт". Другие Новости политики смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Коновалова Христина

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...