Сделать стартовой
25,86
29
УКР

Как потребителю себя защитить от других покупателей и продавцов

Не стесняйтесь возвращать товар и требовать у магазина видео

Бдительность. Читайте маркировку на товаре, убедитесь, что он не просрочен, требуйте недостающую информацию у администратора. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Бдительность. Читайте маркировку на товаре, убедитесь, что он не просрочен, требуйте недостающую информацию у администратора. Фото: Александр Рюмин/ТАСС.

К сожалению, часто бывает, что в торговых точках покупателей немножечко (а бывает, и достаточно внушительно) обманывают. Большинство из нас теряются перед несправедливостью, с которой столкнулись, и "глотают" обиду, стараясь просто забыть о случившемся, так как уверены, что бороться бесполезно.

Этим и пользуются недобросовестные продавцы: хитрят с ценниками, обсчитывают, подсовывают подделки или просроченный товар, рассчитывая как раз на то, что потребитель не заметит, а если и заметит — то не пойдет восстановить справедливость. И даже самые стандартные ситуации показывают низкое качество предоставления услуг украинцам и невысокую грамотность населения в этом вопросе.

"Сегодня" узнала у экспертов, как реагировать на проблемы, которые могут случиться с каждым в торговых точках, и как потребитель может себя защитить.

Кражи: видео и вызов полиции

Бывает, что в час пик в супермаркете все камеры хранения заняты, и покупателю приходится проходить в торговый зал со своей сумкой — в которой могут быть товары другой торговой точки. Из-за этого может возникнуть недоразумение на выходе, особенно если сработала сигнализация. Проблемы не будет, если у вас при себе есть чек другого магазина или маркировка указана на самом товаре. В остальных случаях охрана будет правомерно утверждать, что вы пытались совершить кражу.

"Уровень воровства в супермаркетах высокий. В одном из магазинов Деснянского района Киева сообщили, что к новогодним праздникам было украдено товаров на 50 тыс. грн! Поэтому разбирательство в таких случаях логично. Чтобы его избежать, стоит предупреждать о том, что у вас в сумке свои продукты. Но даже в таком случае, если "рамка" сработает, вам придется доказывать, что товар из другого супермаркета, — рассказывает директор Союза потребителей Украины Максим Несмиянов. — Главное в таком случае — не "вестись", если вас стараются вывести на какую-то схему, требуют уплатить штраф и т.п. Важно знать, что никаких штрафов в таком случае законодательно не предусмотрено. Вы можете требовать показать запись камеры или вызвать полицию: они сами просмотрят видео".

Если украли кошелек

Если у вас в торговом зале украли кошелек или другую ценную вещь, можно попробовать договориться с магазином о том, чтобы дали видео или распечатали фото. Нередко оно уже есть в базе "подозрительных лиц" у охраны. Можно обратиться в полицию — тогда запрос на представление видео напишут правоохранители. Если охрана и воры работают в сговоре, то вам всеми путями будут препятствовать в получении запрашиваемых материалов.

"Был случай, когда в супермаркете украли штатив у журналиста. Приехавшей полиции сказали писать запрос, а видео будет предоставлено в течение 10 дней, — говорит Максим Несмиянов. — Штатив чудесным образом нашелся на следующий день! Тому, что записей нет, верить не стоит — хотя и стандарта законодательного срока их хранения нет".

new_image2_503

Если подозревают. Доказать невиновность можно чеками, видео. Фото: Г. Салай

Оцениваем "на глаз" и возвращаем брак

Большой вопрос с теми товарами, особенно продуктами или напитками, качество которых сразу оценить нельзя: яйца, соки, кофе и т.д.

"Только дома, когда дело дошло до приготовления омлета, пришлось выбросить 4 яйца из десятка. Сдавать не понесла", — говорит киевлянка Елена Качура.

В Союзе потребителей говорят, что таким бездействием покупатели балуют торговцев.

"Вчера лично, зайдя в супермаркет, видел, что на двух из четырех ящиков, в которых лежат яйца на продажу поштучно, указан срок годности, который уже три дня как истек. При этом на них даже не было скидки! Пожаловался — товар вывезли из торгового зала, — говорит Максим Несмиянов. — Первое, что потребитель должен сделать, когда покупает яйца поштучно, это посмотреть маркировку на ящике (яйца хранятся 25 дней без холодильника). Если маркировки нет, вы можете попросить администратора предоставить эту информацию".

Плохие яйца тоже можно вернуть согласно защите прав потребителей. О "проблемке", как правило, знают, и деньги вернут. Легче будет, если это был упакованный лоток, на котором стоит маркировка, указан производитель и т. п. Вернуть деньги за приобретенные поштучно, сложнее, но можно — по чеку.

Кроме того, бывает, что человек дома видит, что яйца не той категории, за которую он заплатил — например, очень маленькие проданы, как отборные.

"На каждом яйце стоит маркировка и схитрить может не только магазин, но и производитель. Покупателю нужно быть бдительным и не стесняться вернуть товар", — говорит эксперт.

Кофе

Глаз да глаз нужен и при покупке кофе. Перед приобретением проверьте его на "натуральность упаковки".

"На пачке кофе, расфасованном производителем, если вы распрямите боковую часть, не должно быть залома, — предупреждает Несмиянов. — Иначе — пакет неоригинальный".

С подобной практикой встречался и Юрий Чернобрывец, директор Института потребэкспертиз, правда, уточняет, что это характерно для рынков.

Когда все двери закрыты

Бывают ситуации, которые называют почти безнадежными. К примеру, финальные распродажи, за которыми следует закрытие магазина. Выходит, что покупка еще на гарантии (30 дней для обычных вещей и 60 дней для отдельных спорттоваров), а торговая точка уже не работает. А ведь отдельные, нечистые на руку предприниматели стараются именно в это время продать неликвид. В Союзе потребителей говорят: в данном случае концов не сыскать, так как субъекта предпринимательской деятельности больше не существует. Можно, конечно, сделать попытку обратиться к импортеру, но такой информацией потребитель может не владеть: в чеке, как и на упаковке товара, он указывается далеко не всегда, часто только страна-производитель.

Но даже если вам повезет и данные сохранились, это еще не гарантия успеха. Вам предстоит связаться с представителем, объяснить ситуацию, представить документы на покупку, а зачастую еще и обратиться в лабораторию за экспертизой, которая докажет производственный брак. Поэтому, если вы покупаете дорогую вещь на финальной распродаже, поинтересуйтесь судьбой магазина, дальнейшим обслуживанием товара и контактами того, к кому можно будет обратиться.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Вы сейчас просматриваете новость " Как потребителю себя защитить от других покупателей и продавцов". Другие Новости политики смотрите в блоке "Последние новости"

АВТОР:

Юлия Полехина

Источник:

Сегодня

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Орфографическая ошибка в тексте:
Послать сообщение об ошибке автору?
Сообщение должно содержать не более 250 символов
Выделите некорректный текст мышкой
Спасибо! Сообщение отправлено.
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь