Минэкономразвития развенчало шесть мифов о приватизации в Украине

7 Ноября 2017, 18:42

Иллюзии со времен СССР и боязнь зарубежных инвесторов – в МЭРТ развеяли популярные среди украинцев опасения относительно нового закона о приватизации

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Новый законопроект о приватизации в Украине, который должен упростить условия продажи государственных активов и привлечь инвесторов, включен в предварительную повестку дня Верховной Рады на 9 ноября. В преддверии голосования Министерство экономического развития и торговли Украины рассмотрело шесть главных мифов о приватизации в Украине, ответив на опасения граждан.

Миф 1: Государственные предприятия – флагманы украинской экономики

Реальность абсолютно противоположная, отметили в МЭРТ: сейчас украинскую экономику развивает преимущественно частный бизнес.

"Именно частные компании строят новые заводы с современным высокотехнологичным оборудованием, создают рабочие места и экспортируют продукцию, которая пользуется спросом в мире", – подчеркнули в министерстве.

При этом государственным предприятиям часто не хватает качественного менеджмента для определения и реализации стратегии развития, а также денег на модернизацию. "Как следствие, они остаются в советской индустриальной реальности и упадке", – объяснили в ведомстве.

Таким образом, мнение о том, что экономика Украины развивается благодаря полученным в наследство от СССР государственным предприятиям, ошибочно – инвестиции частного бизнеса становятся ключевыми для развития инновационной экономики.

Миф 2: Если бы министры умели управлять госпредприятиями, эти предприятия были бы успешны

В Минэкономразвития объяснили: если бы даже министрам позволили вмешиваться в операционную деятельность государственных предприятий, то весь Камбин 24 часа в сутки и 7 дней в неделю занимался бы только госпредприятиями.

Задача министров и министерств – формирование политики в соответствующих сферах (законов и подзаконных актов, которые утверждаются парламентом и правительством), по которым уже работают предприятия – как государственные, так и частные. Именно поэтому государство делегирует функцию управления госпредприятиями профессиональным директорам, которые отчитывается перед Кабмином.

Государство в случае государственных предприятий выступает акционером, выполняя при этом социальные обязательства перед гражданами. В ведомстве отметили, что цель любого акционера – развитие компании, а цель акционера-государства – еще и использование всех имеющихся ресурсов для выполнения социальных функций.

При этом часто одна их функций государства берет верх, выливаясь в попытку использовать госпредприятие для того, чтобы замаскировать неэффективную политику, добавили в МЭРТ, подчеркнув – существует риск того, что государственные предприятия "навсегда останутся продолжением своих министерств, а не полноценным бизнесом".

Миф 3: Госпредприятия не тянут деньги из бюджета, потому что находятся на самофинансировании

Как заявили в Минэкономразвития, такое утверждение является неправдивым. Когда предприятие функционирует неэффективно и является убыточным, его владельцы должны принимать соответствующие меры: от дополнительного финансирования и до его ликвидации.

В государственных компаниях всю ответственность за решение финансовых проблем на правах главного акционера берет на себя государство, которое и будет решать проблемы задолженности компании перед кредиторами или перед работниками.

Государство, как отметили в министерстве, может предоставить льготные кредиты от государственных банков или госгарантии, докапитализировать компанию или устроить для нее налоговые каникулы. Так или иначе, улучшение финансового состояния на госпредприятиях будет осуществляться за счет государственных средств в виде прямых дотаций, увеличения долговой нагрузки на бюджет или в виде недополученных налогов и доходов госбанков.

По данным МЭРТ, в 2016 году в Украине из 3460 госпредприятий убыточными оказались 608, а неработающими – 1666. Таким образом, 2274 компании, принадлежащие государству, увеличили долговую нагрузку на бюджет и, опосредованно, на каждого гражданина, а также не принесли Украине прибыли.

"Неэффективные предприятия тянут деньги из кошельков акционеров. В случае с государственными предприятиями этим акционером выступает государство, а кошельком – госбюджет, средства налогоплательщиков. Чтобы неэффективные госпредприятия ни были бременем для бюджета, государству нужно передать их в частную собственность", – объяснили в Минэкономразвития.

Миф 4: Приватизация приведет к образованию монополий

В МЭРТ категорически опровергли еще один миф о приватизации, касающийся того, что этот процесс якобы приведет к монополизации ряда секторов экономики страны.

"Чтобы предотвратить образование новых монополий в различных секторах экономики, в Украине введено антимонопольное законодательство и функционирует Антимонопольный комитет. Он обязан не допустить к участию в аукционе покупателя, который образует монополию (займет более 35% рынка) в случае выигрыша", – напомнили в министерстве.

В Минэкономразвития отметили, что государство как регулятор имеет ряд действенных инструментов для предотвращения злоупотреблений в частном секторе.

Кроме того, приватизация крупных объектов будет проходит с привлечением советников – всемирно известных инвестиционных банков, – что позволит привлечь к каждому конкурсу больше потенциальных инвесторов, в том числе из-за рубежа.

Миф 5: Госпредприятия продают за бесценок – процесс приватизации не является прозрачным

Риск махинаций с ценой на государственные предприятия при организации их продажи есть всегда, признают в МЭРТ. Вместе с тем, в Минэкономразвития заверили, что стремятся создать такие правила, чтобы приватизация проходила открыто, а на прозрачных аукционах государство могло выручить как можно больше средств за проданные компании.

Так, разработан новый законопроект "О приватизации государственного имущества" №7066, который, среди прочего, предлагает такие меры по обеспечению прозрачности процесса приватизации в Украине:

  • привлечение международных советников с безупречной репутацией для приватизации крупных предприятий;
  • приватизацию подавляющего большинства предприятий через систему электронных продаж ProZorro.Продажи, которая не допускает ручного вмешательства в процесс;
  • использование лучших международных практик, включая возможность разрешения споров в международном коммерческом арбитражном суде.

Отметим, премьер-министр Украины Владимир Гройсман ожидает, что народные депутаты поддержат законопроект о приватизации, который позволит прозрачно продать около 1 тыс. государственных предприятий.

Миф 6: Если госпредприятия приватизируют иностранцы, то деньги уйдут заграницу

По данным Минэкономразвития, 86% украинцев убеждены, что главная задача приватизации – это привлечение инвестора. Вместе с тем, в МЭРТ отмечают, что часто возникает ошибочное мнение, будто, если госпредприятие купит иностранец, значит, все его доходы будут выводиться за границу, а не работать на экономику Украины. В министерстве заверяют: напротив, зарубежному инвестору выгодно оставлять деньги в Украине.

Во-первых, благодаря прозрачным принципам приватизации госпредприятий, в ходе аукциона будет сформирована справедливая рыночная цена объекта, которая будет перечислена в государственный бюджет.

"Будущие прибыли является одной из составляющих цены объекта, которая формируется на честном аукционе", – отметили в МЭРТ.

Кроме того, заплатив значительную сумму за государственное предприятие, инвестор, как правило, будет заинтересован в развитии объекта и получении прибыли в долгосрочной перспективе. Как объяснили в министерстве, такой подход, в частности, обеспечивает приток прямых иностранных инвестиций, например, на модернизацию или закупку нового оборудования, наращивание объемов производства или на создание новых направлений этого производства.

"Следовательно, государственный бюджет получит увеличенные налоговые поступления (налог на прибыль, пошлина на ввоз новой техники, налог на добавленную стоимость и т.д.)", – подчеркнули в ведомстве.

В МЭРТ при этом признали, что прибыль, которая не будет повторно инвестироваться в производство, действительно может быть выведена за границу, однако "это не зависит от гражданства инвестора".

"Чем больше возможностей для реинвестирования будет создавать государство – тем меньше средств окажется за границей", – добавили в министерстве.

06_01

Напомним, глава Фонда госимущества (ФГИ) Виталий Трубаров напомнил о принципиальной позиции Фонда в том, что инвесторы из РФ категорически не допускаются к торгам.

Вы сейчас просматриваете новость "Минэкономразвития развенчало шесть мифов о приватизации в Украине". Другие Новости политики смотрите в блоке "Последние новости"

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...