О внесении изменений в закон о прокуратуре депутаты говорили еще год назад, однако тогда к законопроекту отнеслись критично, рассказал Сегодня.ua политолог Кость Бондаренко. Сегодня Верховная Рада поддержала проект закона "О прокуратуре" конституционным большинством – 316 голосами.
"Это общее требование европейских институций – лишение прокуратуры фактически карательных и репрессивных функций…После подписания и опубликования этого закона у нас будет абсолютно новая прокуратура, которая не будет заниматься карательными функциями, а будет следить за тем, чтобы в государстве воплощалось верховенство закона", – сказал политолог.
По словам Бондаренко, теперь именно суды будут выполнять в Украине функцию установления истины.
"Сейчас большие функции, больший акцент будет перенесен именно в сферу суда, судопроизводства, а не прокуратуры", – сказал Бондаренко.
Основные изменения в работе прокуратуры
Положения законопроекта, прежде всего, полностью отменили функции прокуратуры по надзору за соблюдением и применением законов (так называемый "общий надзор").
Основная роль в выполнении таких задач теперь отводится профильным органам государственной власти. Такие изменения позволят избежать дублирования полномочий прокуратуры и других органов, на которые возлагаются полномочия по надзору (контролю) за соблюдением законов, что позволит, с одной стороны, четко понять, какой орган несет ответственность за состояние дел в определенной сфере общественных отношений, а с другой – уменьшить количество проверок и других мероприятий, которые могут влиять на деятельность физических и юридических лиц, прежде всего в сфере предпринимательской деятельности.
Полномочия прокуратуры в сфере общественных отношений, не связанных с уголовным судопроизводством, теперь ограничиваются исключительно ее возможностью осуществлять действия, связанные с выполнением конституционной функции представительства интересов гражданина или государства в суде.
Как следствие, органы прокуратуры лишаются полномочий по непосредственному вмешательству в деятельность граждан, частных предприятий и организаций вне сферы уголовного судопроизводства, в частности права беспрепятственного посещения помещений частных субъектов хозяйствования, требования и изъятия у указанных лиц документов, вызова и получения объяснений и т.п.
Ограниченные полномочия прокуроров
Принятый законопроект сузил полномочия прокурора по представительству в суде интересов гражданина или государства.
Такое представительство будет осуществляться только в случаях нарушения или угрозы нарушения интересов государства, если:
- Защиту интересов государства не производит или ненадлежащим образом осуществляет орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной субъект властных полномочий, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия,
- Отсутствует компетентный орган.
При этом вообще исключается возможность осуществления прокурором представления интересов в правоотношениях, связанных с избирательным процессом, созданием и деятельностью средств массовой информации, а также политических партий, религиозных организаций, организаций, осуществляющих профессиональное самоуправление, и других общественных объединений.
Теперь роль прокурора в сфере представительства интересов государства носит вспомогательный характер и основную роль будут играть профильные органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые будут самостоятельно обращаться в суд.
Новая организационная структура прокуратуры
С целью устранения дублирования полномочий и повышения эффективности деятельности органов прокуратуры проектом предусматривается формирование трехуровневой системы органов: Генеральная прокуратура Украины, региональные прокуратуры, местные прокуратуры.
При этом предлагается ликвидировать специализированные прокуратуры (транспортные, военные, природоохранные), а также городские или районные в городах, районные или межрайонные прокуратуры там, где они действуют одновременно.
Повышенные требования к будущим прокурорам
Законопроект вводит повышенные требования к кандидатам на должность прокурора (минимальный стаж работы в области права не менее двух лет), а также им предусматривается прозрачная конкурсная процедура отбора кандидатов на должность прокурора, которая будет включать в себя, в частности, проведение квалификационного экзамена (анонимного тестирования и выполнения практического задания) и специальную подготовку кандидатов на должность прокурора в Национальной академии прокуратуры Украины.
Кроме того, конкурсная процедура вводится и при переводе прокурора на должность в орган прокуратуры высшего уровня, что, в сочетании с требованиями о наличии стажа на должности прокурора, позволит назначать на такие должности квалифицированных лиц.
С целью создания объективного и независимого механизма дисциплинарной ответственности вводится четкая и соревновательная процедура рассмотрения жалоб на действия прокуроров, которая гарантирует беспристрастную проверку жалоб любого лица и возможность прокурора эффективно отстаивать свою позицию.
Прокурорское самоуправление
Законопроектом предусматривается, что основным органом прокурорского самоуправления станет всеукраинская конференция работников прокуратуры, которая будет играть значительную роль в решении вопросов, связанных с внутренней деятельностью органов прокуратуры. В частности, конференцией будет назначаться часть членов квалификационно-дисциплинарных комиссий прокуроров, которые, в свою очередь, будут осуществлять функцию отбора кандидатов на должность прокурора и функцию дисциплинарного производства.
Отметим, что словам главы парламентского комитета по обеспечению правоохранительной деятельности Андрея Кожемякина, принятый законопроект лишит прокуратуру несвойственных ей функций.