С каждым годом строители и чиновники стараются облегчить жизнь днепрян с особыми потребностями. В городе появляются инклюзивные парки, низкопольные троллейбусы и светофоры с голосовым оповещением. Кроме того, остановки, поликлиники и аптеки оборудуют тактильной плиткой, ориентируясь на которую слабовидящие люди могут передвигаться более свободно. Вместе с тем колясочники отмечают, что одна из основных проблем города — бордюры, тогда как люди с проблемами зрения говорят, что бордюр влияет на безопасность их передвижения.
Корреспондент "Сегодня" прогулялся по городу с людьми с ограниченными возможностями и узнал, как в Днепре развивается инклюзия.
НА КОЛЕСАХ. С Ириной и Алексеем Искаковыми мы встретились возле одного из популярных торговых центров. Алексей получил травму позвоночника на производстве 18 лет назад, у Ирины проблемы со спиной и ногами еще с детства. Пара обратила внимание, что из-за высоких бордюров колясочникам приходится передвигаться преимущественно по проезжей части.

Пандус. В торговый центр теперь можно подняться на лифте. Фото: М. Журавель
Кроме того, низкопольные троллейбусы нечасто "наклоняют" вагон, чтобы колясочнику или пенсионеру было проще подняться в салон. Между тем в городе рассматривают возможность обновления правил благоустройства. Изменения коснутся инфраструктурных проектов, которые на стадии реализации будут обсуждать с представителями маломобильных групп населения.
"Можно заметить, что сейчас делают парковки уже с местами для инвалидов — на одной парковке таких около трех—четырех. Плюс, там же сделали понижение — теперь не нужно залезать на бордюр. Занимаются и пешеходными переходами, где также понижают бордюры. Кроме того, при входе в аптеку или магазин все чаще стали появляться пандусы", — рассказывает корреспонденту "Сегодня" днепрянин Алексей Искаков.
НЕЗРЯЧИМ МЕШАЮТ АВТО И БОРДЮРЫ
У днепрян с проблемами зрения — свои помехи для свободного передвижения. Незрячие люди рассказывают, что в центре города есть несколько опасных переходов, не отделенных от дороги бордюрами. В частности, речь идет о пешеходном переходе через улицу Вячеслава Липинского, где также проложены трамвайные рельсы. Отсутствие дорожного выступа не позволяет человеку с проблемами зрения вовремя остановиться перед проезжей частью.
Кроме того, на улицах не хватает направляющих дорожек.
"Во время движения незрячему человеку приходится ориентироваться по какому-то краю. Если нет направляющей дорожки, он будет ориентироваться по краю здания или бордюра, чтобы идти ровно. Однако нередко возле зданий встречаются преграды: столики, стулья, рекламные таблички. Из-за таких препятствий незрячие люди часто сидят дома и боятся ходить по улице", — рассказала "Сегодня" инструктор по организационно-массовым вопросам Днепропетровской областной организации "Украинского общества слепых" Олеся Лымарь.
Сложности возникают и во время совершения покупок, ведь в крупном супермаркете людям с проблемами зрения сложно ориентироваться, не зная, в каких отделах находятся нужные продукты. В таких случаях приходится просить помощи у продавцов или других покупателей.
В ожидании транспорта. Общественные остановки оборудуют тактильной плиткой. Фото: М. Журавель
Еще одной болевой точкой являются тротуары, по которым сложно передвигаться из-за выбоин. "На жилмассиве Фрунзенский в частном секторе фактически нет тротуаров, а есть одна обочина", — говорит Олеся Лымарь.
Женщина считает, что решить львиную долю проблем поможет комплексная реконструкция тротуаров и изменение менталитета горожан.
"Достаточно сделать качественный тротуар с хорошим сплошным бордюром, не выставлять на пешеходные дорожки рекламные щиты и не парковать на обочине автомобили. Тогда незрячим ходить будет удобно в любом районе города", — отмечает инструктор.
Вторит ей также днепрянка Ирина Искакова: "Пока люди, которые все это строят, не поймут, что это нужно не только им, но и людям на колясках, ничего не изменится. Важно изменить свое мировоззрение. При проектировке зданий нужно приглашать людей с ограниченными возможностями, ведь без диалога не будет и порядка".
Напомним, бизнес в Украине обяжут обустраивать рабочие места для людей с инвалидностью. В новых стройнормах об инклюзивности содержится более сотни изменений.
Тем временем, в Кривом Роге люди на инвалидных колясках разбили бордюр молотками. Из-за бордюра невозможно перейти дорогу без посторонней помощи.
А в Харьковской области открыли 5000 вакансий для людей с инвалидностью. В Харьковском центре занятости рассказали о трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. Зарплату кандидатам предлагают разную, но конкурентную: швеям, например, обещают платить 10 000 гривен, токарям, слесарям и графическим дизайнерам – по 12 000 гривен, а у программистов зарплата может достигать и 25 000 гривен.
Ранее мы писали, что в Норвегии набирает популярность социальное предпринимательство. В стране трудоустройство людей с инвалидностью поддерживает государство.
Читайте также: