Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Рабочие строят метро впроголодь

17 июля 2009, 07:41

Мирошниченко Максим

Днепропетровское метро стоит, а проходчики полгода не видели зарплаты.

Метростроевцы пригласили корреспондента "Сегодня" в гости — на 50-метровую вертикального ствола будущей станции метро "Площадь Ленина". Пока спускались на специальной установке вниз, привычные к работе под землей проходчики угрюмо рассказывали, что именно через этот вертикальный ствол, в случае затопления тоннеля, вода выльется на центр Днепропетровска. Стоит только на два дня выключить насосы — и беда неминуема. Ведь на этом участке самый мощный водоприток — 140 кубометров в час. Сейчас строительство прекратили финансировать, а воду откачивать необходимо.

"Мы фактически в долг выкачиваем воду из тоннелей", — жалуется главный инженер "Днепрометростроя" Александр Касьянчук, и добавляет, что, если остановить насосы хотя бы на 4 часа, грунтовые воды и подземные реки мигом заполнят пройденные тоннели, затем подводное озеро выльется наружу.

Реклама

Под землей застали только несколько рабочих. Выяснилось, что бригаду разделили на три части. Люди выходят в три смены. Много людей под землей сейчас не нужно. "У нас забой практически пустой, — говорит начальник отдела кадров Тамара Похилько, — на всем метрострое было 500 человек, теперь же осталось 230, и то — половина из них ушли в бесплатные отпуска". Несмотря на отсутствие работы и зарплаты, под землей люди находятся круглосуточно. Каждая подземная смена длится 8 часов.

"Здесь даже довольно комфортно — 15 градусов, по сравнению с жарой на поверхности — красота, — улыбаются метростроевцы, — зимой, может, на пару градусов ниже". Но оказалось, что это чуть ли не единственный положительный момент в их работе. "Полгода уже не видим зарплаты", — говорит 57-летний бригадир Алексей Шишков. "Работаю здесь с 1984 года — не помню ничего подобного! Сейчас не живем, а выкручиваемся — жена работает в том же метро служащей, на ее зарплату в 1200 гривен и живем. Сын учится в университете на третьем курсе, хорошо, что на бюджет попал", — досадует бригадир. По его словам, найти новую работу в 57 лет просто не реально. "Я уже 30 лет работаю под землей, — говорит Алексей Шишков, — я уже и не представляю, что еще где-то можно работать".

Самый молодой метростроевец, 32-летний Михаил Минаков — проходчик в третьем поколении. "Отец и дед у меня шахтеры. Второй год здесь работаю. Есть 13-летняя дочь, а семью содержит жена — у нее маленький бизнес, — так и выживаем". Когда Михаил пришел строить метро, здесь платили от 3 до 4 тысяч гривен, на местном уровне это считалось довольно высоким заработком. Год назад молодой проходчик и предположить не мог, что вскоре ему не за что будет купить хлеба. Сейчас рабочие в обеденный перерыв делятся друг с другом едой и сигаретами. К слову, предпочитают те, что покрепче. "Тормозок" на работу приносит тот, кто может, у некоторых на это иногда попросту нет денег. Обедают метростроевцы тут же, под землей, в специально отведенном уголке.

"Обидно, что все это происходит с высококвалифицированными специалистами. Я их в свое время по всему Союзу собирала, — говорит начальник отдела кадров Тамара Похилько, — искала шахтеров, — не с улицы же их брать!". В метрополитен, по ее словам, шло много людей, ведь работа, хоть и опасная и ответственная, но менее вредная, чем шахтерская. "Пыли нет и метана. А сейчас, что бы я не делала — никто не идет сюда работать, все знают, что наше метро стоит и зарплат нет", — сокрушается Тамара Похилько. "Незлым тихим словом" здесь вспоминают и власть имущих — от премьера до мэра. "Спустилась бы сюда Тимошенко. Пусть посмотрит, как мы тут работаем! — говорит Михаил Минаков. — Здесь в авральные часы воду выкачиваем так, что насосы горят. Потом выходим мокрые, как мыши! А нас просто за дураков держат! А мэр только и знает, что фонтаны каждый год открывать. Достроил бы лучше метро — люди всю жизнь вспоминать тебя будут!".

Корреспондент "Сегодня" воочию убедился, что грунтовые воды, стекая по стенам, довольно быстро заполняют тоннель. На время экскурсии метростроевцы выключили все насосы, потому что, когда они работают, в тоннеле из-за жуткого гула ничего не слышно. Без дела в забое стоит и финская бурильная установка — последний раз ее запускали в апреле. Последней надеждой забойщиков было Евро-2012, но после того, как Днепропетровск лишился права принимать еврочемпионат, оптимизм проходчиков иссяк. Пессимистично настроен и директор "Днепрометростроя" Василий Савченко. "Там осталась горстка энтузиастов. У них нет ни выходных, ни праздников. А заставлять опускаться под землю других проходчиков у меня нет морального права".

ГОРДИМСЯ МАЛЫМ. "Пока мы можем гордиться самым коротким метро в мире", — говорят рабочие. Хотя, по словам руководителя "Днепрметростроя" Василия Савченко, именно у нас сложнее всего рыть тоннели, поскольку на участках встречаются до 6 разных пород, а чаще всего гранит. На просторах СНГ с такой подлянкой встречаются только метростроевцы уральского Екатеринбурга. Каждые породы надо проходить разной техникой. Финские машины "Тамрок", которые взрывают гранит, закупили в далеком 1988 году (сейчас машина стоит 200—250 тысяч долларов), а потом проходили чуть ли не вручную — при помощи перфораторов.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Реклама

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...