Два европейских банка готовы выделить кредит на продолжение строительства Харьковского метрополитена. Больше 3 млрд грн направят на продление третьей линии метро и закупку новых вагонов. Такой крупный кредит Харьков берет впервые.
Как рассказал "Сегодня" вице-мэр по вопросам развития и обеспечения жизнедеятельности города Игорь Терехов, на днях переговоры с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком, которые длились на протяжении двух лет, вышли на завершающую стадию.
Финучреждения готовы выделить займ в 3 млрд 105 млн грн на строительство станций метро "Державинская" и "Одесская", электродепо на Алексеевке, а также на приобретение нового подвижного состава. Предполагается, что за счет кредитных средств закупят 60 новых вагонов, еще около 15 за счет КП "Харьковский метрополитен". Городские власти также работают с Кабмином и надеются получить государственные гарантии под эти кредиты. "Было проведено совещание с правительством Украины, на котором строительство харьковского метрополитена выбрали приоритетным проектом", — отметил Терехов.
ЕБРР готов предоставить кредит на 15 лет, инвестиционный банк — возможно, даже на 20. Общая стоимость проекта "Строительство третьей линии Харьковского метрополитена" составляет 3 млрд 272,7 млн грн. Планируется, что тело кредита будет погашать государство. Еще 148,8 млн грн — средства метрополитена, 18,9 млн грн — средства городского бюджета.
Кредиторы говорят, что имеют уже все необходимые согласования для продолжения сотрудничества и можно переходить к подготовке технико-экономического обоснования проекта, проведению проектных исследований, чтобы получить окончательное решение ЕБРР. Подписание соглашения о выделении займа ожидается во втором полугодии 2015-го.
Открытость и деньги напрямую
Чтобы обезопасить выделяемые кредитные деньги от разворовывания чиновниками и нецелевого использования, во всех проектах, которые финансирует ЕБРР, закупка товаров и услуг происходит не по закону Украины о госзакупках, а по правилам самого банка. Как пояснил нам старший советник ЕБРР по связям с общественностью Антон Усов, предусматривается проведение открытого международного тендера. Принять в нем участие могут все компании из стран, которые являются акционерами ЕБРР.
После определения победителя банк рассчитывается непосредственно с ним, а заказчик (в данном случае — Харьковский метрополитен) получит уже построенный объект с сопутствующей инфраструктурой и подвижным составом. В финансовые отношения заказчик не входит. Кроме того, ЕБРР, как правило, платит за поставку оборудования или выполненную строительную работу компаниям поэтапно и по факту, а не авансом.