Каким будет Харьков в 2026-м

Чтобы город расцвел, ему нужна революция. Лучше — культурная или научно-техническая.

Заглядывать в будущее всегда увлекательно. Но чтобы точнее нарисовать завтра, полезно оглянуться на вчера. "Вчера" облик Харькова менялся трижды. В конце 19 века, когда через город прошла железная дорога, связавшая его с Москвой и югом. По "железке" сюда пришли деньги и люди, которые вкладывали их красиво. Бекетовские особняки и банки, жилые и доходные дома на Сумской, Рымарской, Пушкинской и Полтавском Шляхе, завод, стадион и рабочий поселок Гельферих-Саде (позже "Серп и молот") — плоды того расцвета. Следующая веха — Харьков стал столицей. Появился Госпром, главпочтамт, ДК железнодорожников, заводы и институты, жилые кварталы за Госпромом, "Новый быт", "Город счастья". Третье рождение город пережил после войны: расширил заводы и оброс спальными районами.

Почему именно Харьков? Да просто нам везло с географией. До 1991 года мы были главным перекрестком европейской части СССР. Четвертым по величине мегаполисом, третим по величине промышленным и научным центром. А потом прямо над нами прошла граница. Харьков оказался на обочине. Это положение тоже можно было бы использовать, но... Есть мнение, что наверху не заинтересованы в существовании солидного мегаполиса в северо-восточном углу карты. С одной стороны, считают сторонники этой гипотезы, Киев видит в нас опасного соперника. Поговаривают даже, что в столице понимают: настоящая столица не у них, а в 600 км к востоку. С другой — наши боссы боятся, как бы граница не сместилась чуть южнее и Харьков бы не перешел к России. И потому всячески препятствуют харьковско-белгородской дружбе. О том же международном мега-аэропорте лет 20 не могут договориться. С помощью архитекторов "Сегодня" попыталась набросать несколько вариантов нашего будущего.

Реклама

ОПТИМИЗМ: ДОМА-СИМВОЛЫ И РЕЧНЫЕ ТРАМВАЙЧИКИ
Генплан — не догма и не панацея. Выполнение его всего на 3-4% — норма, утверждает главный зодчий Харькова Сергей Чечельницкий. Другое дело, что архитекторам для полноценного творчества собственного таланта недостаточно — требуются талантливые застройщики, талантливая власть и экономическая стабильность. Но если помечтать…

В первую очередь нужно решить проблему дорог и парковок. Современные многоэтажные паркинги есть в Киеве, в Днепропетровске и даже в маленьком Белгороде. В последнем случае в проектировании участвовали и харьковские архитекторы. Так что построить у себя — не такая уж сложная задача. Бесхозной земли у нас не так много, но найти и выставить на аукцион вполне реально. Подземные парковки можно организовать и в центре города. Места (без коммуникаций и метро) есть и под площадью Конституции, и под площадью Свободы, и под сквером на проспекте Правды. Возникает, правда, вопрос подъездов к ним: дороги у нас и без того перегружены. Но и он решаем. Все еще возможно удлинить улицу Скрыпника до Клочковской. А часть движения с Клочковской перебросить за реку: там масса плохо используемых улочек. Несколько застопорилась пробивка Новгородской к Сумской: на ее пути встали кое-какие частные владения. Но их еще можно обойти. Что и говорить о всяческих "Металлист-Сити", "Серпах и молотах" и пр. Если застройщики послушаются архитекторов, дороги и развязки у нас будут не хуже, чем в Киеве и Москве.

ЧЕРЕПИЦА. "Исторический центр приведем в порядок, чтобы старые дома стали как новые, не изменив своего лица", — обещает Сергей Чечельницкий. На Пушкинской, Сумской, Полтавском Шляхе, на Гончаровке и Москалевке есть особняки невероятной красоты, но требующие заботы. Вот, скажем, один из доходных домов общества "Треугольник" на Полтавском Шляхе, 35. Сейчас он накрыт сеткой и порос кустарником, но стоит вложить силы и средства — получим новую жемчужину. Еще, убежден главный харьковский зодчий, из города нужно убрать шиферные и оцинкованные крыши и силикатный кирпич. Во-первых, асбест (из него делают шифер) вреден и запрещен во всем мире. А во-вторых, это неудобство и серость. Есть прекрасная натуральная черепица. Есть цветная битумная черепица, ондулин и другие новые красивые материалы. Ими и следует перекрыть все крыши. Стены же — обложить уютным красным кирпичом. А чтобы проступили узнаваемые городские силуэты, убрать рекламу из центра.

Реклама

СИМВОЛЫ. У нас совершенно нет символов нового Харькова. Это обидно. Но они скоро появятся: несколько ультрасовременных зданий. Во-первых, это площадь Архитекторов с офисным центром, похожим на бекетовские дома, и семью чудесами Харькова. На пустыре в начале Московского проспекта должен возникнуть большущий комплекс с переходами и шариком. Дельфинарий, само собой. Детский кинотеатр. Небольшой. Его пристроят к ресторану "Кристалл" со стороны хоздвора. Новую гостиницу на площади Свободы спроектируют лучшие архитекторы, и она отлично впишется в среду. Что до Дворца пионеров, то на его месте хорошо бы смотрелись "Паруса Украины". А нет — пусть сам остается.

Реки хорошо бы прочистить. Где нужно, сделать берега-откосы с газонами, где нужно — гранитные набережные. И пустить по этим рекам маленькие катерочки. Для прогулок и просто перемещения по городу. Чтобы даже пенсионеры могли себе позволить такое путешествие.

БРОСИМ СОРИТЬ И ССОРИТЬСЯ
Обновленный Харьков должен стать светлым, мобильным, удобным и культурным. Метро, как говорится, наше все. В первую очередь, конечно, его следует продлить до аэропорта. Затем — достроить остальные имеющиеся ветки. И наконец — соединить их четвертой, кольцевой.

Реклама

Кроме исторического центра, в Харькове должны появиться новые, современные. У стадиона "Металлист", вместо завода "Серп и молот", в Саржином яру.

В городе будущего будут чистые газоны и много удобных скамеек. Улицы и дома (как новые, так и старые) вечером будут хорошо освещены. Появится большой выставочный зал и зал для выступлений артистов эстрады. Ведь сейчас кумирам молодежи приходится выступать в оперном театре или ККЗ "Украина". Поэтому гастролеры высокого ранга едут к нам с неохотой. А чтобы форма соответствовала содержанию, мечтает архитектор, люди должны перестать ругаться друг с другом, пить пиво "из горла" и сорить.

РЕАЛИЗМ: ДЕНЬГИ, РУЗВЕЛЬТ, ЛОГИКА
У других архитекторов не такие оптимистичные прогнозы, как у Сергея Чечельницкого, относительно будущего Харькова. Нам нужен Франклин Рузвельт, считает Игорь Лаврентьев. В свое время этот президент вывел Штаты из кризиса, заставив богатых отдать 1% прибыли на инфраструктуру Америки. Богатые сопротивлялись, пытались застрелить Рузвельта, но обошлось. На уровне города еще с советских времен существует программа, по которой застройщики 3% перечисляют муниципалитету. Раньше на эти средства ремонтировали сети, развивали инфраструктуру. Но сейчас квартир продается так мало, а дыр в бюджете так много, что эти несчастные проценты не в состоянии заткнуть даже сотую их часть. Значит, нужны государственные программы. Что же касается квартирного вопроса, то до революции Харьков вырос во многом за счет доходных домов. Состоятельные граждане и фирмы возводили жилье, но не продавали квартиры, а сдавали в наем. Сейчас этот метод не используется, а мог бы многих выручить.

ПУТИ. Строительство новых скоростных магистралей — один из пунктов нового генплана, который вызывает сомнения у архитекторов. В старом генплане они тоже были. Но вели их вдоль железных дорог, по неудобным землям, в оврагах, промзонах. Это труднее, но гораздо логичнее и эффективнее, чем представлять многоэтажную развязку на Пролетарской площади. За оставшиеся до Евро 4 неполных года вполне реально перестелить покрытие на существующих магистралях. Нет никакой фантастики и в том, чтобы за этот срок построить пару пробивок. За 20 лет возможно гораздо большее. Даже такие мега-проекты, как "Серп и молот" или "Металлист Сити", вполне по плечу. Лишь бы нашелся человек, который сумеет удержать в руках процесс и устоять перед соблазнами. А то ведь как бывает: архитектор рисует красивый план, а приходит денежный мешок, говорит "хочу!", за ним другой, третий — и все насмарку.

ПЕССИМИЗМ: НЕГДЕ ЖИТЬ И ЕЗДИТЬ
Через 20 лет, считают архитекторы Игорь Лаврентьев и Виктор Зайденберг, в Харькове воцарится хаос. Дорогущие высотки будут стоять полупустыми, а большинство продолжит ютиться в хрущевках. На дорогах встанут бесконечные пробки, а детские сады и школы окажутся в дефиците.

ЭСТАКАДЫ. Количество авто в городе превысило все возможные нормы, но продолжает расти. Дороги давно не справляются. Мировая практика знает поглощающие парковки и гаражи при въезде в центр, но у нас их строить уже негде. И хотя сейчас — под Евро — нашли несколько участков для подземных парковок, которые намерены выставить на аукцион, вряд ли кто-то захочет покупать их добровольно. Слишком долго окупается. Видимо, властям придется очень активно убеждать застройщиков (читай: заставлять).

По генплану, проспекты Ленина, Гагарина, 50-летия СССР, Московский, ул. Клочковская и даже Полтавский Шлях должны были стать так называемыми магистралями с непрерывным движением. То есть вдоль них должны были протянуться эстакады. Идея почила из-за обилия мелких улочек, примыкающих к проспектам. А еще потому, что у своих истоков Клочковская и Полтавский Шлях слишком узкие. Строительство дорог вслед за метро тоже споткнулось: на Алексеевке — о дачи влиятельных людей, на Салтовке — о барабашовский рынок.

ЖИЛЬЕ. Все, что сейчас строят, это жилье коммерческое. Возводить так называемую "социалку" никому не выгодно. Деньги на нее должно выделять государство, но ему не до того. В результате одна за другой появляются элитные высотки для богатых, процент которых в обществе во все времена невелик. В первом доме квартиры расхватывают на ура, в пятом, в десятом — тоже. Но в двадцать пятом уже с трудом, а на двадцать девятый желающих не набирается. Да и нормативы, которыми пользуются архитекторы, рассчитаны на жилье "повышенной комфортности". А как быть с "пониженной"? В очередях на квартиры люди уже сейчас стоят по 25-30 лет. Таких очередников, по данным архитектора Лаврентьева, у нас 55 тысяч. Но "апартаменты" для них даже не проектируются. Разумеется, к 2026-му очередь поредеет. Но лишь потому, что старики вымрут, а молодежь уже сейчас не верит ни в какие очереди. Перестройка — блеф. Опыт пятиэтажки на Маршала Жукова, которой добавили этаж, показал: за те же деньги можно построить целый дом. Так что через 20 лет Харьков будет утыкан 25-этажками с пентхаусами, но большинство продолжит ютиться в старых хрущевках и потрескавшихся блочных домах. "Ни один миллиардер не хочет строить для детей", — с горечью констатирует архитектор Лаврентьев. Иногда со скрипом соглашаются на детский садик — небольшой, мест на 20-30. О школе не может быть и речи. Потому что, по нормативам, на нее нужно 2 га: чтобы поместился не только учебный корпус, но и дворик, и спортплощадка. Чтоб такие просторы и не приносили прибыль — не наш менталитет.

ВСЕ ТАБУ НАРУШЕНЫ
Смысл генплана, объясняют архитекторы, в том, чтобы наметить пути и наложить табу. Скажем: нельзя строить дома в промзоне, нельзя застраивать потенциальные дороги и реальные парки. Предыдущий генплан тихо умер, потому что все его запреты были нарушены. Новому пришлось выкручиваться, отключив здравый смысл.

Чтобы реализовать этот генплан, нужен бюджет Москвы. Денег в городе нет. Отцы города надеются, похоже, только на Евро. Но пока все называемые цифры непохожи на те суммы, которые могли бы действительно изменить облик города. Тот же аэропорт вряд ли сможет стать полноценным "хабом". Помешает ему в этом не только нехватка средств, но и география: аэродром зажат городом.

Много обсуждается нехватка гостиниц. Однако актуальна эта проблема лишь в перспективе. Сейчас гостиницам не хватает постояльцев. В обычные дни и "Чичиков", и "Аврора", и новый корпус "Харькова" заполняются в лучшем случае на две трети. Да и окупаются отели небыстро: от 8 до 15 лет. Так что строить новые наши бизнесмены не хотят — разве только маленькие и под иностранных операторов. Но иностранным как раз нужны только большие: не меньше 100 номеров. Из этого замкнутого круга пока никто не вырвался.

Развитию города часто мешают и сами горожане. Пример — ситуация с "пробивкой" Новгородской. Проведя дорогу к Сумской, градостроители хотели остановить хаотичную застройку Сокольников. Образовавшаяся улица отделила бы роскошные дачи от парка. Но восстали разнообразные "защитники природы". Теперь зелень все равно вырубается — под коттеджи.

ПОЕДЕМ НА ЕВРО
На вопрос, как решать транспортную проблему, если к нам таки приедет Евро, есть разные ответы. Одни считают, что все болельщики на матч полетят. Поэтому надо построить нормальный аэропорт, на который каждые 10 минут будут приземляться "Боинги". С такой же частотой от аэропорта к стадиону должны ходить автобусы. Другая точка зрения гласит: приедут с четырех сторон света на колесах, и нужно 8 га в центре, чтобы они могли оставить машины. Третий подход: остановить автомобили (кроме спецтранспорта) за 2 км от стадиона.

Наиболее реалистичным харьковские архитекторы считают первый сценарий. Рассчитывать на "Боинги" каждые 10 минут не приходится, но кое-что существенное компания DCH и Александр Ярославский здесь сделают. После перестройки наши воздушные ворота станут впускать самолеты каждый полчаса. Городу останется удлинить Плехановскую и организовать движение: на проспекте Гагарина на время проведения матча выделить маркированную полосу только для автобусов. Они будут привозить болельщиков, выгружать их где-то в районе Конного рынка и возвращаться в аэропорт. Сам Конный рынок архитекторы склонны оставить на месте, только цивилизовать. Убирать торговлю с ее исконной, исторически обусловленной территории ради одного футбольного дня, считают они, попросту глупо.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64479.97

Binance Coin (BNB)

560.59

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

81.85

Theta (THETA)

2.09

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять