"Харьковская подземка просто кишит тайнами!"

От ядерного взрыва в нашем метро не спрячешься, но от потопа — запросто.

От ядерного взрыва в нашем метро не спрячешься, но от потопа — запросто.

Хотя харьковская подземка относительно молодая, ей всего 33 года, загадок она таит предостаточно. Большая их часть — наследие советской эпохи. Тогда метрополитен был не только средством передвижения, но и объектом гражданской обороны. По этой причине все работники подземки до сих пор подписывают документ о неразглашении информации и на контакт с прессой идут крайне неохотно. Один из них — машинист, проработавший в метро уже четверть века, согласился приоткрыть нам завесу. Чтобы эта откровенность не стоила ему работы, мы изменили его имя.

Реклама

Метрополитен — это как подводная лодка, считает Александр. В харьковской подземке есть все, чтобы выжить в экстремальных условиях: подстанции, туалеты, которые могут принять сразу до 40 посетителей, комнаты отдыха и даже продуктовые склады, которые сейчас, правда, пустые. Во время существования Союза в этих хранилищах было полно всевозможной снеди, счет шел на тонны, но где сегодня советские тушенка и шоколад, работникам метро неизвестно.

ГОРОД. Хотя подземку и строили во времена холодной войны как объект гражданской обороны, уберечь пассажиров, случись вдруг на самом деле ядерный взрыв, она вряд ли сможет, уверен Александр: "Даже если перекрыть все входы, метро продолжает дышать — воздух снаружи поступает".

Помимо стальных и бетонных перекрытий, которые закроют входы и выходы в подземку в случае опасности, почти на каждом перегоне, над которым есть водоемы, установлены термоворота. В частности, они есть на станции "Киевской" и "Академика Барабашова". А на станции "Центральный рынок" термоворота установлены даже с двух сторон. Если, не дай Бог, пойдет вода, ворота закроются автоматически, хотя руководить движением дверей можно и вручную. Вес термоворот в среднем от 40 до 100 тонн — их создавали из расчета на максимальный напор воды, чтобы не снесло.

Реклама

НА СКОРОСТИ. Хотя во всех советских городах метро строили как стратегические объекты, разница между ними все-таки существует. К примеру, московская подземка более глубокая, чем киевская и, уж тем более, харьковская. Все дело в средствах — чем глубже роют метро, тем оно дороже. Диаметр тоннеля харьковской подземки уже, чем московской. По рельсам московского метро, к примеру, пройдет любой железнодорожный состав, а харьковский и киевский тоннели создавали, исходя из размеров специальных вагонов для подземки.

Зато в чем харьковское метро даст фору столичным, так это в скорости. Средняя скорость движения поездов под Харьковом достигает 60 км в час, но на некоторых отрезках пути состав разгоняется до 80 км в час, тогда как в Киеве — максимум 50 км в час.

А еще в харьковской подземке нет заброшенных магистралей, как в киевской. Зато есть такие, что соединяют между собой ветки, и даже выходят на поверхность. "Построили, скажем, в Мытищах вагон для харьковского метро, который попадет под землю целиком. Вагон приедет в Харьков по железной дороге, и уже в городе по специальной ветке попадает в Московское депо. А оттуда его можно переслать на любую линию метро. Например, с Холодногорско-заводской линии составы перегоняют на Алексеевскую в районе станции метро "Проспект Гагарина", — рассказал Александр.

Реклама

ВХОД-ВЫХОД. В метро можно попасть не только через вертушку. Прямой вход в подземку существует из Главного управления метрополитена, что на Центральном рынке, и в здании облгосадминистрации — тоннель ведет на станцию "Пушкинскую". Ход рыли для того, чтобы партийные лидеры в случае войны могли укрыться под землей. А вот аварийных выходов на поверхность из харьковского метро нет. Зато из тоннеля можно выбраться через вентиляционную шахту, и этот путь хорошо известен харьковским и приезжим графитчикам, которые уже не раз, тайно проникнув в подземку, разрисовывали вагоны баллончиками с краской. А, к примеру, польские графитчики как-то не только пробрались в метро через вентиляционные проемы и разрисовывали вагоны метро (да так, что пришлось весь состав отправить на генеральную мойку), но и сняли документальный фильм о своих "арт-гастролях" по подземкам бывшего Союза.

ВОДЯТСЯ МЫШИ И ФИЛИНЫ
Водится в харьковской подземке и живность, причем подчас — небезопасная. Серьезная проблема вагонов метро — обычные блохи. Спрыгивая с бомжей, кровопийцы обитают в диванах и запросто скачут по полу. "Мужчинам еще ничего, они в брюках всегда ходят. А вот женщины-уборщицы, чтобы защититься от паразитов, специально надевают штаны", — рассказал нам машинист Степан.

Помимо блох, в подземке живут мыши. Провиантом грызунов с избытком обеспечивают неряшливые харьковчане, которые оставляют в вагонах и на платформе булочки, чипсы и орешки. Причем мыши настолько адаптировались в подземке, отмечают машинисты, что не убегают и спокойно едят, даже если видят движущийся состав. "Сидит между рельсами и грызет, причем даже головы не поднимет", — рассказал Александр. Завсегдатаи нескольких станций метро — воробьи — попадают под землю через вентиляционную шахту или когда вагон стоит на улице. Бывает, что машинистам случается увидеть в тоннелях метро и вовсе экзотических птиц. "Как-то между "Заводом Малышева" и "Московским проспектом" увидел филина. Видать, в вентиляционную трубу залетел, что в парке Артема. Состав шел быстро, не меньше 60 км в час, а птица летела прямо перед стеклом машиниста. Я тогда понял, с какой скоростью летает филин", — вспоминает Александр.

ДВЕ ТОННЫ МУСОРА В ДЕНЬ
Кстати, под землей генеральную уборку устраивают не только для пассажирских составов. Поливомоечный поезд — железнодорожная цистерна с соплами по всему корпусу — ходит по рельсам подземки по ночам. Хотя запас воды у него немаленький, генеральная уборка сразу целого тоннеля исключена, моют участки по очереди. "Как-то помыли перегон от "Советской" до "Гагарина". И когда шли первые поезда, влажность в тоннеле была такая, что лобовые стекла и зеркала снаружи запотели. Пришлось останавливать состав и протирать лобовое стекло тряпкой", — вспоминает Александр.

Каждую ночь станции тоже убирают, когда уходит последний пассажир. Огромный агрегат, похожий на пылесос, идет по станции и щетками чистит пол, а уборщицы собирают пакеты и бутылки. После харьковчан ежедневно из метро вывозят две тонны мусора, в праздники — и того больше, рассказал "Сегодня" пресс-секретарь подземки Олег Перегон. Мусор — вообще большая проблема для метро. Бывает, что из-за него двери в вагон не закрываются. А несколько недель назад в "расческу" эскалатора на станции "Пушкинской" упала 5-копеечная монета и остановила движение эскалатора. Пришлось закрыть станцию на время.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,15
55,01
27,63
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,17
51,02
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66571.48

Binance Coin (BNB)

603.9

Dogecoin (DOGE)

0.16

Litecoin (LTC)

84.88

Theta (THETA)

2.4

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять