Сенсация: украинские ученые создали углерод будущего

Новый трехмерный материал может сотворить сенсацию в мире водородных автомобилей и электроники будущего

Ученые из Харькова создали новый трехмерный материал на основе углерода, который может сотворить сенсацию в мире водородных автомобилей и электроники будущего. Как сообщил один из самых престижных в мире журналов по физике Physical Review Letters, харьковские ученые Нина Крайнюкова из Физико-технического института низких температур НАН Украины и Евгений Зубарев с Физико-технического факультета ХПИ открыли и протестировали новую модификацию углеродного волокна. Они окрестили ее "углеродные соты", – сообщает ЛІГА.net.

Речь идет о еще одной форме углерода, такой как графит, алмаз, графен, объясняет заведующий лабораторией Института теоретической физики им. Боголюбова Сергей Шарапов. "Здорово, что ученые донесли свои результаты до всего мира. Дальше только время может показать, пойдет ли технология в индустрию", – предполагает он.

Реклама

Как скоро новая технология пойдет в производство? "На данном этапе говорить о быстром коммерческом применении еще рано, мы сделали только первый шаг", – сообщила ЛІГА.net Нина Крайнюкова. Дальнейшая работа над новой водородной формой будет проходить в кооперации с зарубежными учеными. "Их техническая база для исследований намного лучше нашей", – отмечает она.

Как появились "соты"?

Углеродные соты способны хранить большое количество газа и жидкости в своей трехмерной структуре. Их можно использовать как легкое, энергоэффективное топливное хранилище, "топливный бак для водорода", объясняют в Physical Review Letters.

Реклама

Евгений Зубарев из ХПИ рассказал изданию, что работал над электронным микроскопом, который позволил Крайнюковой изучать структуру соединений углерода с очень высоким, практически атомарным разрешением. Коллега привлекла его к проекту десять лет назад. Долгое время о технологии никто не вспоминал.

a131700fb26db041369795a88d1f2a02
Теперь в украинских сотах можно хранить не только мед... но и водород

"Крайнюкова изначально работала над свойствами абсорбции инертных газов (криптон, аргон) и увидела, что пленки волокна, которые синтезируются, имеют очень высокую емкость. Это было удивительно", – вспоминает Зубарев.

Реклама

Его оценка совпадает с предположением американского издания: эта технология может стать решением для хранения водорода. Проблема, над которой в мире давно ломают голову. Хранение водородного топлива обходится дорого, более того, в ряде случаев это еще и небезопасно.

Водород вместо бензина

Применение украинской технологии в сфере водородного транспорта может заинтересовать зарубежных инвесторов, считает директор департамента развития дорожного рынка и автоперевозок Мининфраструктуры Роман Хмиль. "Электродвигатели правительство Сингапура недавно признало экологически вредными, плюс они неэкономны. Эквивалент потребления – 10 л на 100 км, что хуже гибридов. А вот водородные двигатели очень перспективны", – отмечает он.

"Эффективное хранение и транспортировка водородного газа остаются ключевыми препятствиями для его использования как возобновляемого источника топлива", – пишут эксперты Physical Review Letters. Министерство энергетики США не первый год пытается подстегнуть ученых к разработкам, которые позволят снизить расходы на покупку и эксплуатацию автомобилей на базе водородного двигателя.

Американское министерство даже запустило отдельную программу в рамках инициативы U.S. DRIVE Partnership (сообщество госструктур, отраслевых организаций в сфере энергетики и автомобилестроения). Оно представляет интересы таких гигантов, как Fiat Chrysler Automotive, Ford Motor, General Motors, Tesla Motors. Основная задача – к 2020 году автомобили, использующие водородное топливо, должны стать сравнимы по капитальным и операционным затратам с традиционными транспортными средствами. Намеченный американцами ориентир – 1 Кв/ч работы мотора с использованием гидрогена (водорода) как автомобильного топлива должен стоить $10.

926426ffb6012150db6fc27a51017b49

Устройство действующего автомобиля, работающего на водороде. Обращает на себя внимание размер баллонов с водородом. Источник: New York Times

Один из первых в мире серийных автомобилей на водороде в конце 2014 года выпустила японская Toyota. Это был седан Mirai ("будущее"). Правительство Страны восходящего солнца до 2020 года собирается увеличить количество таких автомобилей в 100 раз – до 40 000. Сейчас их количество на дорогах измеряется сотнями. Для их обслуживания в Японии уже запустили около 80 водородных заправок.

Еще одна компания, которая верит в водород, – корейская Hyndai. Ее Tucson Fuel Cell начал продаваться в Штатах в 2014 году. Активных продаж производитель так и не дождался. В США (преимущественно в Калифорнии) всего около 20 водородных заправок. А максимальная емкость баллона позволяет проехать без дозаправки чуть более 400 км. Если появится возможность брать на борт больше водорода, пробег вырастет, что уменьшит количество дозаправок.

Когда смартфон можно будет согнуть вдвое?

Существует еще одна широкая сфера применения для открытия украинских ученых. Это микроэлектроника. "Если заполнить "соты" разными металлами и неметаллами, спектр электрических и магнитных свойств будет очень широким", – рассказывает Нина Крайнюкова.

На Всемирном мобильном конгрессе-2016 в Барселоне под графеновые технологии отводился отдельный павильон. Производители представили прототипы устройств на основе углеродных соединений. Сейчас графен уже можно добавлять в композитные материалы (в пластик, резину) для усиления прочности изделий электроники или же для увеличения теплопроводности.

Но это только начало. Мечта производителей электроники – получение равномерного устойчивого слоя графена и применение его в коммерческих масштабах. Графен наконец-то позволит изменить внешний вид современных смартфонов, планшетов, носимой электроники. Углеродный аккумулятор будет в сотни раз компактнее и тоньше, экраны станут гибкими и прочными.

Над технологиями применения графена в электронике вовсю работают команды ученых по всему миру. Украина – не исключение. Недавно стало известно, что американская компания American Graphite Technologies Inc. продлила контракт с командой ученых Харьковского физико-технического института еще минимум на полгода. Вот уже несколько лет они работают над технологией, которая позволит делать 3D-печать деталей с использованием графена. Финансируют проект американцы, результаты исследований не раскрывают. В случае успеха разработчиков все интеллектуальные права на инновацию остаются за американской компанией.

"Сегодня наша задача – с точки зрения науки найти физические решения, которые позволяют создать технологию графеновой (или, шире, наноуглеродной) 3D-печати. Желательно на наноуглеродном материале, уже сегодня производимом и имеющемся в свободной продаже", – рассказывает ЛІГА.net об основной идее проекта его куратор – научный сотрудник института Дмитрий Виноградов. Проще говоря, ученые хотят, чтобы углеродный 3D-принтер работал так же просто, как и устройство, использующее в качестве материала пластик. По словам Виноградова, такая печать открывает неограниченные возможности для применения – гаджеты, мобильные телефоны, бытовая электроника.

Беспризорники

Живущие в одном городе прогрессивные ученые Нина Крайнюкова и Дмитрий Виноградов, работающие над углеродными технологиями будущего, не знакомы друг с другом. Другие украинские физики, судя по оживленному обсуждению публикации в сети Facebook, узнали об открытии харьковчан из американского журнала. Роману Хмилю из Мининфраструктуры рассказал об углеродных сотах журналист ЛІГА.net.

Что это значит? В Украине фактически нет научного сообщества, в котором бы присутствовали разные представители государства. Правительство не развивает научный пиар, научные объединения. "Большая проблема нашей науки – она тотально оторвана от реальности и бизнеса, – считает управляющий партнер фонда Chernovetskyi Investment Group Андрей Криворчук. – Создать нечто массовое в подобном вакууме физически невозможно".

Ученый-физик в представлении многих украинцев – невзрачный пенсионер в потертом советском костюме. Никому не интересно содержимое его портфеля или рабочего стола. А там может быть все что угодно, в том числе разработки стратегической важности. Зато иностранцы знают цену украинской науке лучше нас. Как показывает практика, местным исследователям достаточно просто хорошего отношения и ощущения востребованности, чтобы делать проекты для иностранных спонсоров. Причем за очень скромные деньги.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63767.44

Binance Coin (BNB)

554.73

Dogecoin (DOGE)

0.16

Litecoin (LTC)

80.9

Theta (THETA)

2.06

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять