Крушение Ту-154 над Черным морем 10 лет спустя: почему погибли 78 пассажиров

4 октября 2011, 07:35

Львовски Майк , Береговая Татьяна , Павленко Татьяна , Александр Ильченко

Самолет был сбит ракетой, запущенной с полигона "Опук" под Феодосией, который принадлежит россиянам

Ровно десять лет назад, 4 октября 2001 года, самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", летевший из Тель-Авива в Новосибирск, потерпел катастрофу над Черным морем. Погибло 66 граждан Израиля и 12 россиян. В этот же день появляется основная версия трагедии — самолет сбит комплексом С-200, ракетой, запущенной с полигона "Опук" под Феодосией во время учений Вооруженных сил Украины. "Сегодня" поговорила с крымскими военными о злополучных учениях.

Реклама

"На эти стрельбы съехалось множество иностранцев. Решался вопрос о создании международного полигона, чтобы другие страны проводили учения у нас и платили за это деньги, — рассказывает полковник в отставке Алексей Т. — Когда все это случилось, ребят, которые запускали ракету, закрыли на два дня в Феодосии, так что никто не мог с ними поговорить. Но многие все равно не верили, что сбили самолет — вероятность такая же, как и найти иголку в стоге сена".

Майор в отставке, служивший командиром стартовой батареи "двухсотки", Михаил рассказывает, что учения шли по плану: "А когда прошла стрельба, всех командиров вызвали на рабочие места и через три часа объявили, что, по предварительным данным, наша ракета сбила пассажирский самолет. Когда на следующий день главком Ткачев объявил, что ракета не наша, я не поверил. Тем более, увидев в новостях обломки самолета, я сразу узнал отверстия от С-200".

По версии Михаила, в катастрофе виноват стрелявший расчет. "Реальная мишень находилась низко и пропадала из виду, а самолет был виден хорошо. Людей дергали: "Когда будет С-200? Там же иностранцы ждут". У лейтенанта, который производил пуск, даже руки дрожали. И когда в очередной раз мишень засветилась, ракету запустили, не разобравшись, что это самолет. Она должна была лететь 3 минуты до мишени, а до самолета летела минут 20. За это время они могли понять, что пальнули не туда и подорвать ракету — она вошла бы в стратосферу и самоликвидировалась бы".

Реклама

Одна из таких ракет разметала в небе Ту-154. Фото: pvo.su

Вместе с тем, военный уверен, что вина лежит не только на украинской стороне. "Ведь стрельбы проходили на полигоне Опук, который принадлежит россиянам. И, согласно международным правилам, ответственность за безопасность несет владелец территории".

До сих пор не признают вину Украины и представители Фемиды. Тяжба по данному вопросу идет с 2004 года. "Однако мы не остановимся. Будем подавать на апелляцию и идти дальше", — сообщила "Сегодня" глава пресс-службы авиакомпании Ирина Колесникова.

СУД СНЯЛ ВИНУ С НАШИХ ВОЕННЫХ, НО ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ

После того как Украина в добровольном порядке, не дожидаясь результатов расследования, выплатила моральный ущерб по $200 тысяч за каждого погибшего, правопреемник "Сибири" — авиакомпания S7 — пыталась взыскать с наших Минобороны и Госказначейства хотя бы какую-то компенсацию за потерянный самолет. В 2004 году стартовая сумма убытков была ею оценена в $15,3 млн.

Реклама

Хозсуд Киева долго не рассматривал исковое заявление, откладывал процесс. Но затем все-таки приступил к слушанию беспрецедентного дела, назначил ряд экспертиз и около месяца назад отклонил иск, который S7 снизила в два с лишним раза, до 6 млн. Сенсационный вердикт гласил, что Украина к катастрофе непричастна, следовательно, и не должна ничего никому платить.

В тренде
Школьный скандал в Харькове: встреча с АТОшниками закончилась обвинениями в фашизме

Как сообщил "Сегодня" адвокат ответчиков Андрей Козлов, суд учел результаты исследований, проведенных Киевским НИИ судэкспертиз и Харьковским университетом Воздушных сил имени Кожедуба, которые, напомним, не подтвердили ранее выдвинутую версию Межгосударственного авиакомитета (Москва) об украинской ракете комплекса С-200В, якобы перенацелившейся на пассажирский самолет вместо беспилотной боевой мишени "Рейс" и ошибочно сбившей лайнер с российскими и израильскими гражданами на борту.

По словам Козлова, "эксперты установили, что траектория ракеты ЗРК С-200 украинской ПВО, запущенной в тот день с военного полигона Опук, совершенно не соответствовала установленному методу наведения (должна была зайти в переднюю часть самолета, а зашла в заднюю, примерно на удалении 15 метров от него), дальность подрыва тоже была иной, и эта ракета не могла перепутать мишень с гражданским самолетом по типу, радиальной скорости, частотно-амплитудным характеристикам...". Как заявляет адвокат, согласившись с доводами экспертов, суд снял не только юридическую, финансовую ответственность с МО и казначейства, но также сомнения в какой-либо причастности к катастрофе украинских военных. "Мы этот суд выиграли!" — уверен Козлов.

Впрочем, представители истца, как и планировали, обратились в Высший хозсуд, где обжаловали спорное решение. "Мы ни на что не надеемся, так как после всего, что происходило в течение минувшего десятилетия, в этой стране надеяться уже не на что, — ответила "Сегодня" адвокат Александра Павленко. — Но верить — еще верим. Пусть понадобится еще десять лет, чтобы возобладала справедливость".

Павленко утверждает, что специалисты, которым были поручена экспертиза, находятся в прямой зависимости от Минобороны, поэтому-де не могли быть беспристрастны. На нее саму, призналась адвокат, также оказывалось давление со стороны бывших высокопоставленных военных.

Реклама

ОПУК ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ РАКЕТ СОЗДАЛ БЕРИЯ

Полигон Опук на пустынном побережье между Феодосией и Керчью был создан осенью 1946 г. по личному распоряжению Лаврентия Берии. Тогда там испытывали трофейные немецкие ракеты "Фау-1" и "Фау-2", а позже — все зенитно-ракетные комплексы малой и средней дальности, поступавшие на вооружение ВМФ.

Уникальный береговой рельеф позволяет так разместить измерительные пункты и стартовые позиции, чтобы контролировать все воздушные трассы. Ракетчики, прослужившие там десятки лет, до сих пор убеждены, что только несоблюдение элементарных мер безопасности могло стать причиной поражения гражданского самолета.

"В этом случае украинские Вооруженные силы допустили грубейшую ошибку, — считает бывший начальник отдела крылатых ракет полигона Опук Юрий Кузнецов. — Они просто пренебрегли общением с россиянами. А ведь положено обязательно запрашивать диспетчерский пункт по международным трассам в Ростове. Знали бы, что летит самолет, могли бы подождать со стрельбой".

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...
Хочешь быть в курсе последних событий?
Подпишись на уведомления. Показываем только срочные и важные новости.
Хочу быть в курсе
Я еще подумаю
Пожалуйста, снимите блокировку сообщений в браузере!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять