Куда девать львовский мусор: причины, последствия и выход из "грязного" скандала

1 Июля 2016, 08:00


Место, где загружают мусор на Киев. Фото: пресс-служба Львовского горсовета.

Место, где загружают мусор на Киев. Фото: пресс-служба Львовского горсовета.

Место, где загружают мусор на Киев. Фото: пресс-служба Львовского горсовета.

Место, где загружают мусор на Киев. Фото: пресс-служба Львовского горсовета.

Место, где загружают мусор на Киев. Фото: пресс-служба Львовского горсовета.

Проблема с вывозом мусора из Львова сегодня у всех на слуху и  набирает национального масштаба. Городу некуда девать собственные отходы, площадки забиты, а принимать "грязные подарки" из города Льва уже отказались Луцк и Житомир. Несколько недель назад бытовые отходы начали возить в Киев, но такое решение возмущает самих киевлян. Многие пишут в соцсетях, что и своего мусора хватает, а также удивляются, неужели не нашлось места поближе, так как возить отходы за 500 километров явно очень дорого.

В то же время, местные свалки, которых во Львовской области около шести сотен, не приспособлены к ежедневным объемам мусора в 600 тонн, и когда грузовик выгружает массу спрессованных отходов – у работников тамошних свалок отнимает дар речи. Вследствие этого, районные активисты перекрывают дороги, а львовские власти недоумевают, почему вместо "руки помощи" Львов получил "мусорную блокаду".

По словам экспертов, если проблему мусора не решить сейчас, то город теряет как инвестиции, так и поступления в бюджет от туристического бизнеса. О том, куда все-таки девать отходы, чтобы никто от этого не проиграл, Сегодня.ua расспросил львовских чиновников, активистов и представителей местных властей.

Причины мусорного коллапса

Все началось с того, что вечером 28 мая на Грибовицкой свалке возле Львова случился пожар. Сначала работники ЛКП "Збыранка", что обслуживает полигон, сами тушили огонь, засыпая его землей на бульдозерах. Пламя на некоторое время удалось потушить, но сильный ветер и выделения газа "оживили" пожар, и огонь перекинулся дальше. На помощь, ночью 29 мая, прибыли спасатели ГСЧС. Утром 30 мая пожар был потушен, но мусорная лавина, впитавшая тонны воды, накрыла троих спасателей ГСЧС и коммунальщика. Тела спасателей вскоре были найдены, но тело эколога "Збыранки" Александра Бутина не могут разыскать доныне.

С тех пор Грибовицкая свалка, площадью 38,8 гектаров перестала принимать машины с отходами. По словам директора "Збыранка" Богдана Горбаля, они принимали по 600-700 тонн в день мусора круглосуточно, 25 лет подряд. Условия, в которых бесперебойно работали три-четыре бульдозера,  можно себе только представить – зловоние, крысы и мухи в жару, гололед зимой и старя техника, которая не хочет заводиться. В то же время, каждая машина, что попадала на свалку, проходила дезинфекцию, мусор – радиационный контроль и взвешивание, чтобы избежать "левых грузов". Весь процесс фиксировали видеокамеры. Теперь же, как оказалось, во всей Львовской области не нашлось места, которое могло бы заменить такую "махину".

Поиски виновных на фоне "импотентности правоохранительной системы"

После случившегося правоохранители активно ищут виновных в пожаре и гибели людей. Как сообщил Сегодня.ua начальник пресс-службы ГСЧС Виталий Туровцев: "Ведется внутренне служебное расследование относительно гибели наших коллег". Также полиция открыла уголовное производства по "нарушению правил безопасности" и "служебной халатности" относительно ЛКП "Збыранка". Недавно туда пришли с обыском, изъяли документы и технику.

За подобное, коммунальное ЧП, в прошлом году на четыре года тюрьмы осудили начальника участка канализационных сетей Западного района "Львовводоканал". Его обвинили в служебной халатности, приведшей к гибели 2-летнего мальчика. Малыш гулял с бабушкой и упал в канализацию. Чиновник в тюрьме, но, по словам жителей, канализационные коллекторы  безопаснее от этого  не стали.

Стоит вспомнить и про политические последствия "мусорного скандала". Жители Львова поддержали электронную петицию об отставке мэра Андрея Садового.

Кроме этого, по словам Генпрокурора Украины Юрия Луценко, ситуация на Грибовецкой свалке показала всю "импотентность нашей правоохранительной системы". Поэтому, проверять деяния на полигоне будет совместная следственно-оперативная группа Генпрокуратуры, Нацполиции и Службы безопасности. Также работники центральных аппаратов инспектируют деятельность большинства коммунальных предприятий Львова.

"У меня на руках документы о том, что уже много лет там (на Грибовицкой свалке, – авт.) происходит бесконтрольная деятельность. Дважды открывалось уголовное производство за то, что средства, выделенные на рекультивацию, были использованы не целевым путем, то есть, их разворовали", – рассказывал Юрий Луценко во время визита во Львов, сообщает portal.lviv.ua.

В то же время, директор "Збыранки" Горбаль признался, что за 25 лет городские власти выделили им на технику всего 900 тыс. грн. Все это время они обновляли машины за свой счет и платили миллионные налоги в бюджет.

Как выйти из мусорной блокады – мнения специалистов

Уже известно, что последствия трагедии и скандалов вокруг нее привели к тому, что Грибовицкую свалку собираются закрыть, а потом провести там рекультивацию. Вот только не понятно: что сегодня делать с тоннами мусора, которые каждый день продуцирует 700-тысячный город.

Мэр Львова Андрей Садовый в данной ситуации, похоже, полон оптимизма. Он договорился с киевскими властями вывозить большую часть мусора в столицу. Остальное принимает пару "тайных" местных свалок, взамен на обещание  вернуть все "подарки" обратно.

"Мы возим отходы в столицу, и такое предложение поступило от Киева. Они принимают наш мусор, часть его будут сжигать. Киев за сутки производит примерно 3 тыс. тонн мусора. Тех 200 тонн, что мы везем из Львова – капля в море. Спасибо господину Кличко и киевлянам, что протянули руку помощи. Это решение временное и будет действовать в течение июня-августа этого года", – говорит Садовый.

Известно, что для вывоза мусора в столицу во Львове на ул. Городоцкой устроен пункт перегрузки мусора с малых в большие машины. Ежедневно оттуда стартует на Киев примерно по 10 машин, объемом в 22 тонны.

Часть отходов принимает четыре свалки в Львовской области, но если их рассекретить, уверен Садовый, местные жители могут начать блокировки. Хотя, по мнению мэра, из 600 имеющихся свалок каждая могла бы принимать по 1-2 машины.

"Мы обязуемся, что потом такой же объем отходов готовы забрать для нашего нового полигона, потому что это нам нужно", – добавляет глава Львова.

Если говорить про стоимость таких перевозок, то конечные цифры станут известны в конце месяца. Для населения Львова, по заверению властей, никаких изменений тарифов не планируется.

"У нас есть пять перевозчиков: "Львивспецкомунтранс", "AVE-Львив", "ДВ-Екосвит" ТзОВ "Санком-Львив", "Спецавтотранс-Львив". Дополнительную стоимость на перевозку и захоронение мусора мы будем возмещать из городского бюджета. Стоимость захоронений будет браться по факту. Если, например, на "Збыранке" это обходилось в 73 грн, то на других полигонах сумма достигает около 150 грн", – говорит Садовый.

Что касается компенсации перевозчикам, то в мэрии утвердили расценку одной тонны на 1 км. Например, 100 км в обе стороны для 10-тонной машины обойдется в 2 тыс. грн.

20160629_105446_01

В то же время депутат Львовского горсовета Любомир Босаневич подсчитал, что вывоз мусора из Львова в Киев обойдется Львову в 25 млн грн за три летних месяца. В среднем город продуцирует около 400 тонн мусора в день, половину будут транспортировать в столицу.

Из 600 "стихийных" свалок только у 21 есть лицензии

Директор фирмы-перевозчика ЛКП ТФ "Львивспецкомунтранс" Тарас Стефанишин рассказал нам, что их фирма действительно причастна к перевозке мусора на Киев, но они только собирают отходы по Львову, а потом перегружают в огромные фуры, которые транспортируют свеклу и зерно.

"Автомобиль-мусоровоз не может ехать прямо в Киев. А кому принадлежат фуры, не помню. Вообще-то, любая транспортная компания может это делать. Мы возим мусор и в другие места, в пределах области, но куда, я не скажу, потому, что сразу начнутся ненужные "движения" на этих полигонах. Львов мог бы какое-то время пользоваться свалками в области, но из 600, так называемых, стихийных, только 21 имеет лицензию, сертификаты и все необходимые разрешения", – говорит Стефанишин.

Что касается свалки в Грибовичах, то пока не найдено тело эколога, свозить туда мусор нельзя. "С юридической стороны, у них есть лицензия и все документы. Однако, местные жители выступают за то, чтобы эту свалку закрыть", – отметил директор фирмы-перевозчика ЛКП ТФ "Львивспецкомунтранс".

Построить завод и решить проблему  в комплексе

Губернатор Львовской области Олег Синютка считает, что решить проблему мусора во "Львове можно только через создание предприятия по переработке отходов.

"Нужно построить мусоросортировочный завод, и решить вопрос с вывозом мусора комплексно. Сегодня уже  не реально продолжить вывоз мусора на Грибовицкую свалку. На а запрос мэра Львова Садового мы предложили несколько земельных участков, где могло бы размещаться мусороперерабатывающее предприятие", – рассказал Синютка. 

Срочно найти полигон, но все  делать тихо

Самый оптимальный выход из ситуации – найти новый участок во Львовской области под полигон для отходов и построить мусороперерабатывающий завод, уверен заместитель главы Львовского облсовета Владимир Гирняк.

"Это нужно сделать срочно, оформление документов не займет много времени, а на сооружение нового предприятия уйдет около 6 месяцев. В то же время, пока идет стройка, на участке, что рядом, можно будет складировать весь львовский мусор. Сейчас мы рассматриваем несколько вариантов, но назвать их не рискну из-за угрозы блокировок. В первую очередь надо провести переговоры с местными жителями и властями, предложить им рабочие места и социальную защиту, а потом озвучивать результата", – сказал он.

Во всем виноват горсовет: у них было и время и возможности

Начальник экологической инспекции Львовской области Николай Маланич также считает, что нужно искать новое место для свалки.

"Львовскому горсовету нужно активно подключиться и объединить свои усилия с ЛОГА в поисках нового места под свалку. У них было время и возможности решить этот вопрос до трагедии. Сейчас активно ищут место под новый полигон и завод, варианты есть. Думаю, в ближайшие две недели выбор участка будет сделан окончательно", – отметил Маланич.

Нужны специалисты и конкурс

Бывший львовский журналист, а с недавних пор  – депутат ВР Дмитрий Добродомов считает, что во Львовской области необходимо срочно построить мусороперерабатывающий завод.

"Сейчас нужно объявить конкурс на мусороперерабатывающий завод, потому что идея хранения отходов не самая лучшая. Я знаю, что есть пять участков в процессе договоренностей, среди них – территория рядом с Яворовским полигоном, где обучают военных, которые потом едут на передовую. Эта идея мне не нравится, остается только четыре. Честно говоря, я не помню их названий. Кто-то говорит про Карпаты – но не дай Бог туда", – рассказал сайту Сегодня.ua Добродомов.

При этом, по мнению депутата, появилась еще одна проблема: после Грибовицкой трагедии люди не хотят даже слушать о приеме какого-либо мусора.

Между тем начальник управления жилищного хозяйства Львовского горсовета Юрий Голец заявил, что оптимальным вариантом для нового полигона твердых бытовых отходов является земля на территории Яворивского полигона. Он рассказал, что мэрия уже получила более 20 официальных отказов от общин по размещению нового полигона на их территории. В то же время чиновник отметил, что для нормального функционирования свалки нужен участок в 40 га, сообщает vgolos.com.ua.

Договориться с местными и построить несколько мусороперерабатывающих заводов

Депутат Жовкивского районного совета Игорь Муравский, считает, что идеальный выход из положения – в каждом из 20 районов Львовской области модернизировать местные свалки, создать там сортировочные линии, и строить заводы по переработке мусора.

"В первую очередь нужно провести инвентаризацию всех свалок во Львовской области, проверить условиях их работы и мощности. Дальше власти города должны заключить договора с общинами городов и сел, обсудить условия перевозки, хранения и складирования мусора. Но договор должен быть таким, чтобы в случае ЧП община могла подать в суд. Также надо создать комиссию, куда смогут обращаться инвесторы, заинтересованные в переработке мусора. Но главное, когда такие свалки будут найдены, весь мусор развозить по ним и ставить на местах сортировочные линии. Думаю, большая часть свалок области  пригодна для этого. В одно место свозить мусор категорически нельзя. А дальше, когда мусор сортируется, нужно строить современные заводы", – говорит Муравский.

По словам Муравского, чтобы модернизировать  обычную свалку и построить там современный мусоросжигательный завод с мощными фильтрами, нужно от 10 до 200 миллионов евро.

"А стоимость реорганизации простой свалки – это недорого. Сортировочная линия со всем сопутствующим оборудованием, как, например, дробилные установки, обойдется примерно в два миллиона гривен. Также, несколько районов можно объединить под один завод, не объязательно строить такой в каждом отдельном районе", – добавил депутат.

Пустить мусор на стройматериалы и построить "спасительную" стену

Глава общественной организации "Комитет экологического спасения Украины" Марко Шпикула уверяет, что решить проблему мусора очень просто: весь мусор нужно пустить на создание строительных блоков, укрепить ими "подножие" Грибовицкой свалки и рядом строить завод.

"Чтобы избежать дальнейших обвалов на Грибовицкой свалке, нужно укрепить ее подпорными стойками. Возле свалки есть большая площадь, несколько гектаров, если не ошибаюсь, она принадлежит селу Малехив. Так вот, эта земля уже не пригодна  ни для пастбищ, ни для огородов. Скажем так, она – промышленная. Мы предлагаем поставить там сортировочные линии и свозить мусор. Во время сортировки все подходящие отходы сжимаются в блоки, примерно, метр на метр, мы покрываем их пленкой, а потом строим из них укрепляющую стену. Таким образом, пока рядом строится завод – до года времени, весь мусор идет в дело и становится полезным", – говорит Шпикула.

Когда стенка будет готова, по словам активиста, можно будет переходить к рекультивации Грибовицкой свалки: посадке деревьев и т.д. Одна сортировочная линия обойдется примерно в 500 тыс. грн, построить ее можно за неделю.

"Теоретически, такая стенка может прослужить всю жизнь. Добавлю, что эту разработку должны бы заложить в проект рекультивации", – говорит наш собеседник.

Чем опасен мусор на городских улицах

Если не вывозит мусор – то это прямое нарушение санитарно-эпидемиологических  норм благополучия населенного пункта. Об этом сайту Сегодня.ua рассказала кандидат географических наук, эколог-эксперт Галина Мыкиттяк.   

"Отходы должны убираться в определенное время, согласно утвержденному графику. В летний период график может меняться, а мусор – вывозить  чаще. Если отходы  из города не убирать, это грозит жителям появлением неприятного запаха и грязи на улицах, а также размножением животных, которые  переносят опасные болезни", – говорит Галина Микиттяк.    

Но, поиски  нового  места для отходов, по мнению эколога,  не такое уж  простое дело. Ведь, согласно законодательству, полигон твердых бытовых отходов –  это не просто свалка, а  специализированное инженерное сооружение, для  создания которого нужно много времени.

"Добавим, что сегодня существует много технологий, чтобы решить пробелму с мусором. Отходы  можно упаковывать в пленку и хранить на определенном земельном участке  без вреда для окружающей среды. Эти технологии  дорогие, но они реальны в пределах  Львовской области", – рассказала кандидат наук. 

Вы сейчас просматриваете новость "Куда девать львовский мусор: причины, последствия и выход из "грязного" скандала ". Другие Новости Западной Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Татьяна Самотый

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...