Авиаклубу Уточкина — 100 лет!

24 Марта 2008, 08:12

Последователи первого российского летчика сегодня делают в небе свадьбы под заказ и учат одесситов прыгать с парашютом.

Одесский аэроклуб, фото К. Диланян
Одесский аэроклуб, фото К. Диланян

Сегодня Одесскому аэроклубу, старейшему на всем постсоветском пространстве, исполнилось сто лет. Именно здесь познавали премудрости летного дела первые отечественные авиаторы Михаил Ефимов и Сергей Уточкин. За время своего существования клуб пережил сложные времена. В 90-е годы финансирование было практически прекращено, все 28 самолетов были распроданы по дешевке. Мечтать о том, чтобы еще раз подняться в небо, казалось тогда, было вообще фантастикой. Но вот понемногу, благодаря упорству летчиков и организаторов, большинство из которых в Одессе — бывшие афганцы, клуб получил второе рождение. Сейчас на взлетных полосах тут стоит 10 самолетов, причем некоторые из них воссозданы из ржавого металла.

В НЕБО. Константин Оборин, президент клуба, не понаслышке знаком с небом. Сам он мастер спорта Украины и трижды рекордсмен по прыжкам с парашютом, а в 2000 году в составе первой Полярной экспедиции он с парашютом прыгнул на Северном полюсе и установил там флаг города-героя Одессы. "А сейчас все на моей шее, мало того, мы даже судились с бывшими владельцами ДОСААФ, ведь клуб у нас хотели отобрать", — рассказывает он. Он признает, что до тех рекордов, которые ставили отцы-основатели аэроклуба, теперешним летчикам далеко, но, с другой стороны, считают члены клуба, хорошо, что удалось сохранить хоть это.

Но есть в Одесском аэроклубе и знаменитости. Например, рекордсмен мира 1952 года по авиамоделированию Игорь Кулаковский, рекорд которого до сих пор никем не побит. Наш талантливый земляк сконструировал четырехкилограммовый самолетик, который продержался в воздухе 6 часов.

Разумеется, авиаспорт — это не только романтика, но и бизнес. У одесского предпринимателя Игоря Марченко, который является членом клуба на протяжении 9 лет, три самолета в собственности. Самый дорогой и любимый — четырехместный "Як" 2001 года выпуска, который обошелся ему в 600 тысяч долларов.

В праздничный день небо над территорией аэроклуба, площадь которого — 100 гектаров, бороздили легкие "Яки", дельтапланы и планеры. Летчики показывали фигуры высшего пилотажа. Атмосферу праздника не смог подпортить даже сильный ветер.

"Сейчас любой желающий, у кого есть лицензия на полеты, сможет прийти к нам и взмыть в небо, почувствовать себя птицей", — рассказывает начальник управления полетами аэроклуба Иван Ижаковский. Но, по его словам, чаще всего одесситы приходят сюда, чтобы прыгнуть с парашютом. "Правда, был случай, когда молодая пара решила обвенчаться прямо на бортике четырехместного "Яка". Невеста, вся в белом, и наряженный жених взлетели с нашими пилотами, обменялись кольцами в полете", — с улыбкой вспоминает он.

ОДЕССКИЙ АВИАТРЕНАЖЕР

24 марта 1908 года состоялось первое собрание членов клуба. К слову, аэроклуб был первым на всем пространстве Российской империи. А в небо впервые удалось подняться на воздушном шаре, который был сделан по специальному заказу в Париже. В 1909 году, подкопив денег, аэроклуб купил себе биплан "Ваузен". Купленный биплан на то время был не очень сложным механизмом, однако в Одессе никто не мог понять, как же на нем летать. На первый полет после долгих уговоров отважился заведующий летним парком аэроклуба Алексей Ван дер Шкруф, не имевший в то время абсолютно никакого опыта пилотирования. Увы, но собравшаяся высокая комиссия увидела, как поднявшийся на несколько метров ввысь биплан тут же рухнул камнем на землю. Чтоб не выбрасывать разбившийся самолет, комиссия решила использовать его как учебное пособие. Таким образом именно одесситы создали первый в мире авиатренажер.

Смотрите также ФОТОРЕПОРТАЖ и ВИДЕО-1, ВИДЕО-2, ВИДЕО-3, ВИДЕО-4

Вы сейчас просматриваете новость "Авиаклубу Уточкина — 100 лет! ". Другие Новости Одессы смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Манучарьянц Вероника

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...