Георгий Ковтун: "Я железный диктатор, но актеры меня любят"

27 Ноября 2009, 18:07

Режиссер родом из Одессы рассказал нам о том, как живет в театре, о диктатуре на сцене и о двух разных "Спартаках"

Автор Ж. Жукова
Автор Ж. Жукова

ИМЯ: Ковтун Георгий Анатольевич

РОДИЛСЯ: 18 февраля 1950 г. в Одессе

С восьми лет Георгий работал цирковым акробатом, в 1978-м поступил в Ленинградскую консерваторию и стал учеником Николая Боярчикова. Сегодня Ковтун — один из самых продуктивных хореографов мира.На его счету более 300 постановок. Ставил номера для Мариинского, Михайловского театров, для артистов балета на льду, театра эстрады. Заслуженный деятель искусств России. Лауреат международных конкурсов. Женат. Имеет двоих дочерей. Старшая дочь с семьей живет в Киеве. А жена с младшей дочкой — в Америке. Мать Ковтуна — в Одессе. 

Выкроить какой-то час в своем плотном графике для Георгия Ковтуна задача не из легких. Режиссер, отвечая на вопросы "Сегодня", не прекращал уделять внимание соискателям, общаться по телефону с коллегами. Да и в целом, наше интервью в буфете Музкомедии стало еще одним маленьким шоу от легенды театральных подмостков для всех присутствующих.

- Георгий Анатольевич, на днях Одесса увидела вашу премьеру. Как вам далась "Силиконовая дура"?

- Ставить спектакль в такое время, когда у театров нет денег, очень сложно. Из декораций здесь могут позволить себе один стул, кровать и занавеску. Я же люблю, чтобы мои спектакли были зрелищными. Так что не все из того, что задумывалось для "Силиконовой дуры", получились. Хотя дирекция Музкомедии итак постаралась. Как выжали все эти соки, я ума не приложу.

- Кого вы ожидали увидеть в зрительном зале?

- Я задумал спектакль для молодежи. Но, кажется, он затронул и другое поколение. Ведь многие сейчас повернуты на компьютерах и иногда не видят, где реальный мир, а где виртуальный. Хотел, чтобы люди посмотрели на себя со стороны. Также хотел каким-то образом выстуить против наркомании. Ведь ни для кого не секрет, что некоторые дети пробуют наркотики еще в школе. Призывы: "курни косяк" на фоне шокирующих видеороликов о наркоманах и ломке, надеюсь, помогут кому-то осознать, что это бич. И, судя по реакции зрителей, спектакль удался.

- А что вы можете сказать о своей труппе?

- Еще во времена моей постановки в Одессе – "Ромео и Джульета" – был объявлен кастинг для детей 14-15 лет. Мы собрали такую группу людей, которая постоянно передвигается вместе со мной из театра в театр. Многие стали звездами, например, Кирилл Туриченко, которого вы видели сейчас в роли Мити. Каждый год театр пополняется молодежью. Ко мне иногда подходят посторонние люди и говорят: мы хотим с вами работать. Пожалуйста, говорю, – идите на сцену и доказывайте, что вы что-то можете. Например, на постановку "Степана Разина" ко мне подошли две студентки и попросились участвовать хотя бы в массовке. Они оказались хорошими исполнительными дувушками и ходили на все репетиции. Когда уже подходило к премьере "Степана Разина", оказалось, что на них не пошили костюмов –не было предусмотрено сметой. Они пошили сами и все же приняли участие. Что касается "Силиконовой дуры", в этом спектакле дебютировало четверо человек, которые в жизни не выходили на сцену. Пришли по знакомству. Главная героиня –Нора – 16-летняя девушка Маша. С ней, кстати, я уже работал. Она выходила на сцену, когда была еще маленькой в спектакле "Кентервильское привидение".

- Вы могли бы взяться за один из телепроектов? Что-то вроде танцев со звездами...

-Если меня заинтересует проект, почему бы и нет. Нет такого вида искусства, который я бы не попробовал. Я работал и в цирке, и в кино, и в театрах. Я ставил программы и для фигуристов.

- Какой вы в работе?

- Дикий, страшный. Мы можем с актерами в буфете вместе выпить чай, кофе или даже шампанское с водкой и свободно общаться накануне. Но на следующий день, не дай бог, кто-то опоздает или будет делать не то, что мне надо. Я железный диктатор. И не позволяю никаких импровизаций. Нужно делать только то, что я сказал, стоять на том месте, где я поставил. Хотя меня все же мои актеры любят. Не знаю почему. Я на них и кричу и просто убиваю на репетициях. Но никто не обижается. Бывают и слезы, и травмы, и синяки – ведь в моих спектаклях всегда много трюков и даже гладиаторские бои. Кстати, о моем "Спартаке" когда-то писали: вот, мол, опять скорая помощь дежурит на постановках Ковтуна.

- Если вас разозлить, можете и дверью хлопнуть?

- Много раз такое было. Ведь актеры, как дети. Они капризны, иногда не хотят работать, жалуются на отсутствие денег. Но меня это не касается. Если ты занят сейчас в моем спектакле,будь добр, отбрось все свои проблемы и вперед на сцену.

- А если речь идет о звезде?

- Я ко всем отношусь одинаково и спрос у меня со всех равный. Что с заслуженного артиста, народного, что с дебютанта. Люди, которые работают со мной, навсегда остаются мне преданными. Но есть и такие, с которыми я бы не хотел работать. Они не участвуют у меня в спектаклях.

- Критика может выбить вас из колеи?

- Я уже не обращаю на это внимания. Интернет забит разными статьями: одни говорят о моей гениальности, другие – полностью уничтожают. Я человек очень самокритичный и сам себе критик.

- А к мнению близких вы прислушиваетесь?

- Я не прислушиваюсь. Но им все нравится. Например, моя 13 летняя внучка Настя про "Силиконовую дуру" сказала: "Деда, у меня в конце спектакля чуть сердце не выпрыгнуло". Она специально приезжала из Киева на сдачу спектакля.

- Какую из своих работ вы можете назвать самой любимой?

- Все любимые. Но вот "Спартак" в Михайловском просто мощнейший. Здесь я осуществил все свои задумки. Бюджет спектакля – 3,5 миллиона долларов. В нем занято около 300 актеров. Впечатляющие декорации. Там даже настоящие тигры ходят по сцене. Казанский театр тоже захотел, чтобы я поставил им подобный спектакль. Теперь сущестует два "Спартака"… Это два совершенно разных спектакля, как по сюжету, так и по наполнению. По условиям контракта в Михайловском, я не имел права повторять его где-то еще. Кстати, в Лондоне мне как-то не удалось попасть на собственную постановку – билеты разобрали.

- Где публика встречает теплее всего?

- Наверное, в Японии. Я привез туда балет "Распутин". Они смотрят спектакль и боятся шелохнуться. Тишина в зале какая-то неестественная. Зато в финале что творится! Они встают и оглушительно аплодируют, долго не отпускают со сцены. А вот в Одессе однажды меня не поняли. Мы привезли в Украинский театр спектакль "Распутин". Перед началом представления вход в театр заблокировали люди с иконами. Верующие посчитали, что режиссер поиздевался над Николаем II. После этого волна негодования прокатилась по всей стране. А потом и церковь вмешалась и тоже вынесла свое осуждение постановке. Сейчас как-то все улеглось, и спектакль объездил весь мир. А в Швейцарии на спектакле "Пер Гюнт" двум зрителям стало плохо – их увезли на скорой. Потом они объяснили, что приступ волнения случился с ними из-за трогательной истории, которая разворачивалась на сцене.

— Расскажите о своем быте, с чего, скажем, начинается утро?

— Каждое утро начинается одинаково. Я просыпаюсь и бегу. Бегу к морю, делаю зарядку и купаюсь в любое время года — я еще и морж ко всему. Если я в Санкт-Петербурге, то тогда на Неву. В Киеве — на Днепр. Я Водолей, поэтому очень люблю водные процедуры.

— Вы все время в дороге, сегодня — в Одессе, завтра — в Питере. Не надоела жизнь на чемоданах?

— Раньше мне это нравилось. Сейчас я просто ненавижу поезда, самолеты, вокзалы. Иногда просыпаюсь и думаю: в какой я стране? Сам я — человек мира. У меня нет даже квартиры. В Одессе живу прямо в театре. Тут есть апартаменты со всеми удобствами. Но я не испытываю дискомфорта. Меня везде хорошо принимают.

Жанна Жукова

Вы сейчас просматриваете новость "Георгий Ковтун: "Я железный диктатор, но актеры меня любят" ". Другие Новости Одессы смотрите в блоке "Последние новости"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...