История одесского моряка: блуждания в тумане и награда за отказ министру

75-летний капитан подводной лодки Евгений Лившиц сейчас вспоминает об опасных приключениях на морской службе и делится своим опытом с подводниками со всего мира

Подводная лодка. Евгений Лившиц начал службу на подводной лодке С-87 и вскоре успел поработать на всех проектах дизельных подлодок флота Тихого океана, а в 1965 году даже принял участие в переходе по Северному морскому пути. Фото: militaryrussia.ru
Подводная лодка. Евгений Лившиц начал службу на подводной лодке С-87 и вскоре успел поработать на всех проектах дизельных подлодок флота Тихого океана, а в 1965 году даже принял участие в переходе по Северному морскому пути. Фото: militaryrussia.ru
Внутри. Подводникам приходится месяцами уживаться вместе на небольшом пространстве узкой лодки, поэтому для командира судна важно найти общий язык со всеми и укротить самый сложный характер. Фото: nevsedoma.com.ua
Внутри. Подводникам приходится месяцами уживаться вместе на небольшом пространстве узкой лодки, поэтому для командира судна важно найти общий язык со всеми и укротить самый сложный характер. Фото: nevsedoma.com.ua
Камчатка. Свою службу наш герой начал на Камчатке, куда вернулся после учебы и, прослужив во всех океанах в 1987 году вместе с отрядом кораблей, принял обязанности командира войсковой части Камчатской флотилии. Фото: nevsedoma.com.ua
Камчатка. Свою службу наш герой начал на Камчатке, куда вернулся после учебы и, прослужив во всех океанах в 1987 году вместе с отрядом кораблей, принял обязанности командира войсковой части Камчатской флотилии. Фото: nevsedoma.com.ua
Сокотра. У берегов райского островка в Индийском океане моряк контролировал ремонт подводных лодок, который длился целый месяц, а также проверял подготовку к ЧП на кораблях. Фото: reactor.inform.kz
Сокотра. У берегов райского островка в Индийском океане моряк контролировал ремонт подводных лодок, который длился целый месяц, а также проверял подготовку к ЧП на кораблях. Фото: reactor.inform.kz
Капитан первого ранга Евгений Лившиц с детства увлекся морем из-за отчима, а в 13 лет получил статус старшины шлюпки
Капитан первого ранга Евгений Лившиц с детства увлекся морем из-за отчима, а в 13 лет получил статус старшины шлюпки
1/8

Капитан первого ранга одессит Евгений Лившиц уже больше шестидесяти лет связан с морем, причем ходит он не по глади морской, а погружается в самую пучину, ведь он — подводник. "Сегодня" познакомилась с военным моряком и узнала, что романтика обходит его профессию стороной, а приключения на подлодке, как правило, опасные.

Реклама

13-ЛЕТНИЙ СТАРШИНА. О службе в море наш герой мечтал с раннего детства. Примером для подражания служил отчим-подводник. "Он воевал во время Второй мировой войны на Черном море. Кроме того, я всю жизнь провел около моря — родился в Краснодарском крае, а затем все время переезжал из-за службы отчима: Севастополь, Балаклава, Туапсе и наконец — Одесса", — рассказывает Евгений Лившиц и признается, что с детства так увлекся морем, что уже в 13 лет получил права старшины шлюпки.

Свою подводную карьеру будущий капитан начал в 1962 году, когда окончил Высшее Военно-морское инженерное училище подводного плавания в Севастополе и поступил на службу на подводной лодке С-87 на Камчатке.

Однажды, уже в должности начальника отдела эксплуатации кораблей Тихоокеанского флота, Евгений Лившиц у острова Сокотра (Индийский океан) провел крупномасштабные соревнования кораблей по борьбе за живучесть, в январе 1984 года. "Это были массовые мероприятия во время которых экипажи демонстрировали, как работают при поступлении воды через пробоину, останавливают течь, тушат пожары и устраняют другие неполадки. Сейчас такие занятия проходит каждый моряк и без этого обучения он в море не выйдет", — подчеркивает подводник.

По словам Евгения, служба на подводной лодке очень сложная. "Члены экипажа всегда понимают, что могут утонуть, сгореть или получить смертельную дозу радиации — на корабле каждые два-три дня что-то происходит. Даже обычная протечка воды может обернуться катастрофой. Ведь вода превращается в пар из-за высоких температур, а поскольку она соленая, это нередко заканчивается замыканиями электропроводки", — рассказывает моряк.

По словам капитана, на подводной лодке, в первую очередь, ценится профессионализм. Так, во время перехода вдоль Африки подводная лодка, на которой служил наш герой, должна была пополнить дизельным топливом танкер, но, как оказалось, горючее оказалось низкого качества.

"Перед заправкой начали доставать образцы топлива, а оно застоялось на складах и было испорчено. Я тогда запретил заправку, из-за чего разгорелся небывалый скандал. Доложили даже министру обороны, пригрозили судом. А я все равно стоял на своем, ведь плохое топливо могло повредить газовые трубы и вывести судно из строя. Тогда даже прилетели вертолеты с экспертной комиссией! Ну, а через пять дней позвонили из министерства и представили меня к награде за то, что не побоялся отстаивать свое мнение", — вспоминает Евгений Лившиц.

ПРОПАЛИ В ТУМАНЕ. Сам капитан считает, что родился в рубашке — так часто он чудом спасался в опасных ситуациях. Одно из таких происшествий произошло с нашим героем в Приморье, во время испытания новых глубоководных аппаратов, позволяющих садиться на площадку аварийной лодки.

Реклама

"Приморье славится своими туманами. Когда мы оказались на глубине свыше двухсот метров, испытатели нас потеряли из вида. За ночь мы чудом отдрейфовали в бухту — как раз к кораблям, которые ждали, когда рассеется туман, чтобы отправиться на наши поиски", — вспоминает Евгений Лившиц.

Сейчас наш герой — председатель общественной организации "Ассоциация моряков-подводников имени Маринеско", проводит семинары, посещает международные конгрессы подводников. "Однажды на таком международном мероприятии я познакомился с американским коллегой. Он рассказал, как его подводная лодка в октябре 1972 года недалеко от Владивостока сняла гидроакустический буй. А в это же время я на советской лодке сделал то же самое у берегов Сиэтла", — смеется капитан.

РАВНЫ И ВМЕСТЕ

Реклама

Подводники любят повторять, что на их кораблях все равны. "У нас или все побеждают вместе, или вместе погибают. А если что-то происходит, то все — соучастники и ответственность несут тоже все вместе", — рассказывает моряк.

Подтверждением этому является даже форма подводников — она одинаковая для всех членов экипажа и отличается только нашивкой боевого номера, который и определяет должность, ранг и обязанности.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64074.15

Binance Coin (BNB)

608.05

Dogecoin (DOGE)

0.15

Litecoin (LTC)

83.26

Theta (THETA)

2.29

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять