Мы обновили правила сбора и хранения персональных данных

Вы можете ознакомиться c изменениямы в политике конфиденциальности. Нажимая накнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с обновленными правилами и даете разрешение на использование файлов cookie.

Принять

Лорд — хозяин бутафорного мира Одессы

5 ноября 2008, 08:51

Маркевич Надежда

Декорации. Более двадцати лет одессит Станислав Зайцев придумывает антураж для спектаклей.

Любой, даже самый звездный актерский состав, не сможет собрать аншлаг, если играть на пустой, серой, безликой сцене. Так же как театр начинается с вешалки, успех спектаклю обеспечивают декорации. Бутафорные домики, картонная луна, автомобили из фанеры и еще сотни придумок и фантазий художника-декоратора — вот то, без чего действительно не может существовать ни один храм культуры. Одессит Станислав Зайцев посвятил оформлению сцены более 20 лет своей жизни. "Я ходил, как говорят, не "пешком под стол", а "пешком под сцену", — усмехается наш собеседник. "У меня мать — актриса Русского театра, а отец долгие годы был главным режиссером ТЮЗа, так что тут сам Бог велел и мне связать свою судьбу с театром", — добавляет он.

Несмотря на протесты родителей, которые не хотели, чтобы Станислав связывал свою жизнь со сценой, он все же поехал учиться в Санкт-Петербург и окончил там институт театра, музыки и кинематографии. Получив вожделенный диплом, Зайцев некоторое время там же преподавал, но после смерти отца снова вернулся в Одессу. Долгое время он был главным художником Одесского ТЮЗа, где Станислава за сдержанность характера прозывали Лордом, потом работал в Украинском театре, а последние 12 лет местом основной его работы стала музкомедия. "Как ни банально, театр — это мой дом. Когда я в пятницу ухожу домой, вахтерша специально забирает с собой домой ключи со словами: "Это чтоб вы не вздумали в воскресенье прийти, отдохните ради Бога".

Реклама

Сегодня Зайцев — хозяин настоящего мира, расположенного в одной из комнат на шестом этаже Театра музыкальной комедии. Тут и декорации к уже давно забытым спектаклям, и наработки для новых. "Вот эту декорацию на "Женитьбу Фигаро" еще не сделали, а это старая, ей больше двадцати лет, спектакль давно списали", — ведет нас вглубь леса из декораций Станислав Николаевич. Он просит, чтобы его называли не дизайнером или декоратором, а сценографом.

За годы работы он научился показывать товар-спектакль с лучшей стороны и пускать пыль в глаза зрителю, если режиссерская работа подкачала. "Необходимо четко прочувствовать текст, передать настроение, поэтому часто нас, сценографов, называют соавторами спектакля. А актеры говорят, что могут вжиться в роль только после того как появятся декорации", — говорит главный художник театра. Пиком профессионализма в мастерстве сценографа считается объединение в одном лице живописца, архитектора, графика, технолога и конструктора. Однако при этом даже у самого профессионального сценографа зарплата достаточно низкая. "Мы такие же бюджетники, как учителя и врачи, зарплата у меня — 1400 грн. Нормально заработать может только свободный художник. Вот я иногда зарабатываю на заказах в других театрах", — стесняется сценограф.

В тренде
День Независимости: как Украина отмечает праздник
Владимир Зеленский

Тем не менее на самом деле Зайцев востребован чуть ли ни по всей стране, а в свое время Станислав с режиссером Игорем Равицким даже разрабатывал сцену в одном из канадских театров. Сегодня же заказы ему поступают из областных театров один за другим. "Вот на днях везу макет в Оренбург для мюзикла "Ночь перед Рождеством", — говорит Станислав Николаевич. Одновременно Зайцев заканчивает макет для Украинского театра к спектаклю "Карьера" и макет для премьерного спектакля в музкомедии "Дон Жуан из Севильи".

За свою жизнь Зайцев создал декорации для более чем 200 спектаклей. Материалы для макетов, да и вообще для воплощения своих фантазий, Станислав Николаевич использует самые разные. "Вот, например, этот стул я на помойке подобрал, уж больно он интересный, отремонтировал его и теперь жду, в каком спектакле его можно будет задействовать", — говорит сценограф. Сам же процесс создания декорации довольно длительный и трудоемкий: в зависимости от уровня сложности его подготовка занимает около 4—5 месяцев. Для макетов Зайцев чаще всего использует самые обычные материалы: фанеру, доски, деревянные бруски, гвозди, краски, холсты, благодаря которым и создается иллюзия пространства спектакля. К макету прилагаются чертежи и живописные эскизы, которые поступают в дальнейшую работу в театральные цеха, где масштаб 1:20 делают в настоящую величину. Созданием деталей по макету занимаются в столярном, декорационном и бутафорском цехах. "Чем выше профессионализм этих мастеров, тем больший успех моей декорации, — говорит главный художник театра.— Но у меня все специалисты высокого класса, так что я не могу жаловаться". Самый сложный технически макет за всю работу художника — это двухэтажный картонный домик к спектаклю по пьесе английского драматурга "Театр", с вертящимися дверьми и балконами.

ХОББИ — СОБИРАТЬ ПЛАКАТЫ

Отвлечься от театра Станиславу Зайцеву не удается даже дома. Там — царство театральных афиш и плакатов. "Это мое хобби", — признается сценограф и добавляет, что для тех спектаклей, к которым он придумывал декорации, он, как правило, рисовал и афиши. У главного художника Театра музыкальной комедии около 70 собственных театральных плакатов и еще огромная коллекция иностранных. "Одно время я даже думал сделать выставку, ведь у меня есть достаточно раритетные афиши, например, плакат к театру "Кукол" еще 1970 года".


Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Реклама

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Loading...