Прожекты Одессы: мавзолей и море в миниатюре

13 июля 2010 14:39

Сибирцев Александр

Дороге "Север-юг" помешала воинская часть, а вместо двух морей появился Зеленый театр.

Южная Пальмира изначально строилась как город нового типа, открытый для всех архитектурных веяний и смелых экспериментов. Однако большинство планов так и не воплотилось в жизнь — одни наталкивались на недостаток финансов, о других забывали при смене идеологии государства, а третьи "шли на дно", встречаясь с извечной проблемой не только Одессы, но и всей России, — коррупцией.

Реклама

Одним из неосуществленных прожектов стало обустройство... мини-моря в Южной Пальмире. План строительства озера в форме Черного и Азовского морей в миниатюре был выдвинут в одесской гордуме в 1875 г. "Мини-море" решили построить в Александровском парке (ныне — парк Шевченко). Глубина пруда планировалась небольшой — 1 м 20 см, зато площадь впечатляла — 3200 кв. м. Вокруг хотели разбить оазисы для отдыха — буфеты, скамейки и навесы. Уже в 1876 г. был вырыт грандиозный котлован, дальше которого дело не пошло, — горбюджет не потянул расходы по заливке пруда и созданию благоустроенной зоны отдыха вокруг него. А в 1876 г. началась очередная Русско-турецкая война, в Одессу стали прибывать русские полки, содержание которых было возложено на горказну. В итоге расходы превысили доходы на 462 тыс. 29 российских рублей (сумма, эквивалентная $4,5 млн). Гигантский недострой в форме калоши так и остался зиять бельмом на карте Одессы, а одесситы назвали его "Черное море".

В начале ХХ в. котлован облюбовали футболисты, которые приспособили недострой под стадион. Яму "застолбили" портовые работники и лихие пацаны с одесской "Канавы" — Деволановского спуска. Свою команду футболисты так и назвали — "Черное море". Воспоминания о матчах с участием будущих классиков литературы — Юрия Олеши и Катаева — можно встретить в литературе. История мини-моря завершилась перед войной — в 1936 г. его засыпали и построили здесь Зеленый театр, который просуществовал до начала 90-х годов. На сцене театра пели и играли многие знаменитые артисты — от "Песняров" до Аркадия Райкина.


"Византия". Строительство чудо-острова запланировано на начало 2011 г.

К слову, грандиозные проекты и сейчас осеняют отцов города. Например, идея создания плавучего острова "Византия", где должны размещаться рестораны, магазины, отели и небольшие казино. Чудо-остров площадью 44 га должен соединять с берегом 15-километровый мост от поселка Котовского к центральной части города. Начало строительства запланировано на 2011 год.

Реклама

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ НА СОБОРКЕ


На Соборке. Играли шахматисты и показывали коммунизм

В 1950-е годы на Соборной площади появилась гигантская модель Советского Союза. Наглядный макет под названием "Великие стройки коммунизма" был построен вместо взорванного большевиками Спасо-Преображенского храма. Огромная карта СССР была оформлена в виде газона достижений народного хозяйства советской республики — маленькие гидроэлектростанции с настоящими мини-реками и ручьями и игрушечные железные дороги с микрогородами располагались на сотнях метров центрального городского сквера. В микроскопических домиках в темноте светились окошки (туда были подведены электрические фонарики), а в центре гигантского газона возвышалась громадная гипсовая скульптура первого секретаря ЦК КПСС Иосифа Сталина — генералиссимуса усадили в кресло. Таким образом младшее поколение воспитывали в духе настоящих патриотов своей страны. "Когда я был в детском саду, воспитатели постоянно водили нас на Соборку на экскурсии — показывали грандиозность достижений СССР", — вспоминает одесский краевед Валерий Нетребский.

Вместе с тем вскоре выяснилось, что "Великие стройки коммунизма" служат вполне удобным полем для обитания бесприютных псов, которые с удовольствием оставляли продукты жизнедеятельности на красочных газонах. Кроме того, с появление "коммунистического" проекта у милиционеров из местного отделения прибавилось головной боли — на газонах в обнимку с моделями ГЭС с удовольствием отдыхали беспризорные и алкоголики. Поэтому в конце 1950-х макет "Великих строек" втихую был демонтирован.

ХРУЩЕВКИ КАК "СЛАВА КПСС"

Реклама

"Великие стройки коммунизма" на Соборке были первой попыткой превратить Одессу в наглядное пособие, прославляющее компартию. Неудача с гигантским газоном в центре города в 1950-е годы лишь раззадорила идеологическое рвение ретивых партийных вождей города.

Поэтому грандиозный план КПСС — за одну семилетку обеспечить квартирами в стандартных хрущевках всех нуждающихся граждан Советского Союза — был встречен отцами города с настоящим энтузиазмом. Первые пятиэтажки на Черемушках и поселке Котовского были построены в рекордные сроки еще в конце 1959 года — задолго до начала массового строительства хрущевок. В это время в горкоме и обкоме партии витали устойчивые слухи о скором приезде первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, мол, "хозяин" непременно проинспектирует приморский город, чтобы посмотреть на ударное строительство жилых комплексов. После долгих раздумий в одесском обкоме партии родился секретный план по встрече Хрущева — один из новых кварталов Одессы планировалось выполнить в виде грандиозной фразы "СЛАВА КПСС".

Воплощение этого замысла не требовало серьезных согласований с владельцами окрестных колхозов, которым принадлежали земли нового района. Поэтому первые хрущобы одесского района новостроек — Черемушек — были построены в виде гигантских букв "С" и "Л", видных с высоты птичьего полета. Это было сделано с расчетом, чтобы к 1965—1966 году подлетающий на самолете к Одессе вождь страны смог увидеть сверху приветственную надпись. Однако в 1964 году Никиту Хрущева коллеги по партии "ушли" с поста главы КПСС и правительства СССР, и от грандиозного проекта решено было отказаться. Ведь проще было построить типовой прямоугольный стандартный квартал. Зато начальные буквы "С" и "Л" в районе 1 ст. Люстдорфской дороги остались.

ВМЕСТО ПРОСПЕКТА — "ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ"

Из личного архива А. Сибирцева
"Елисейские поля". Должны были напоминать одесситам Париж

Не пропусти!
Финляндия – Россия: видео гола и обзор матча на Евро-2020
Сборная Финляндии против России
Реклама

В начале XIX века первые архитекторы города, дабы сделать Южную Пальмиру более "европейской", запланировали постройку грандиозного торгового проспекта — Александровского. Он должен был связать Одесский порт через ул. Гаванную (от слова "гавань") и Военный спуск с крупными рынками — Греческим (ныне Греческая площадь) и Старым (Старобазарный сквер). Привоз в ту пору был лишь придатком Старого рынка — нынешних торговых рядов и Фруктового пассажа еще не было, а приезжие крестьяне торговали привезенными дарами полей со своих телег. От этого и произошло название старейшего одесского рынка. По первоначальному плану, Александровский проспект должен был напоминать гостям города Елисейские поля в Париже — с величественными арками и колоннадами по периметру. К середине XIX в. основная часть Александровского проспекта уже была застроена красивыми доходными домами с торговыми лавками и магазинами в первых этажах. Но до порта улицу так и "не дотянули".

Идея "Елисейских полей" начала рушиться с того, что многочисленной и влиятельной общине одесских греков захотелось построить собственный храм в центре города. В 1822 г. на Греческой площади была заложена церковь, однако она так и не стала главным культовым заведением города — денег на ее постройку грекам собрать не удалось. Более 20 лет "нулевой цикл" церкви простоял без движения. Фундамент два раза продавали с торгов. Последний владелец, действительный статский советник Алексей Маюров, завершил строительство, воздвигнув на месте запланированного храма два симметричных дома, соединенных аркой, в которых размещались магазины. В 1848 г. пространство между домами застроили. Так и появился знаменитый "круглый дом", достоявший до 90-х гг. прошлого века. А вот об одесских "Елисейских полях" забыли — "круглый дом" на Греческой наглухо закупорил Александровский проспект...

ВТОРАЯ ПОТЕМКИНСКАЯ И НАГОРНЫЙ БУЛЬВАР


Лифт. Деталь невероятного бульвара радовала отдыхающих 30 лет

Помимо двух существующих бульваров с видом на море — Приморского и М. Жванецкого (больше известного, как бульвар Искусств), в нашем городе должен был появиться еще один — Нагорный. Планы строительства такового от Ланжерона до 16-й ст. Большого Фонтана существовали с момента основания Одессы. Однако свое материальное воплощение они получили в 50-е годы прошлого века. "Еще подростком (в конце 50-х годов. — Авт.) я лично видел памятный вымпел в начале улицы Отрадной. Там установили табличку с надписью, что, мол, с этого места будет начинаться широкая лестница (она должна была примыкать к Нагорному бульвару, как Потемкинская к Приморскому. — Авт.), а подниматься она должна была прямиком от моря", — вспоминает одесский историк Валерий Нетребский. А вместо Отрады, по его словам, задумывалось построить второй пассажирский морской вокзал.

По воспоминаниям одесского инженера-проектировщика Вячеслава Голдштейна, Нагорный бульвар планировалось создать шириной до 100 метров, а его ориентировочная стоимость составляла около 200 млн советских рублей. Впрочем, денег на его строительство так и не нашли. "Бульвар должен был быть заасфальтирован, а вдоль него планировалось разместить скамейки. Для удобства отдыхающих через каждые 500 метров хотели соорудить десятки арочных железных лифтов со смотровыми площадками. Кстати, один из них даже построили в середине 1960-х годов в Чкаловском санатории", — рассказывает инженер. "Чкаловский" лифт помнят многие одесситы — он исправно доставлял отдыхающих из санатория к пляжу – мощности этого вида транспорта хватало на то, чтобы поднять клеть с восьмью пассажирами на два десятка метров. Лифт проработал более 30 лет, однако сильно проржавел и пришел в негодность, в начале 1990-х его закрыли. А пару лет назад его демонтировали к разочарованию любителей романтики и экстрима, которые облюбовали высоченную вышку лифта для прыжков вниз с упругим канатом.

ДОРОГА НА ПОЛЯ ОРОШЕНИЯ

Неожиданный тупик ожидает экстремальных автолюбителей, которые осмелятся проехать по бетонной дороге на одесских полях орошения. Это — остатки незавершенной трассы "Север—Юг", которую строили в конце 1980-х. По словам народного архитектора Украины Владимира Глазырина, дорогу сооружали, чтобы уменьшить нагрузку на основные магистрали промышленной окраины Одессы. "Провели часть дороги, а потом строители уперлись в жилые и производственные здания. На снос этих объектов денег не хватило, поэтому трасса так и осталась незавершенной", — поясняет градостроитель.

А вот одесский краевед Александр Вельможко рассказал нам, мол, по слухам, автотрассу не закончили из-за того, что она уперлась в глухой бетонный забор воинской части. "Военные не соглашались на снос своего объекта, поэтому трасса так и осталась "дорогой в никуда", — утверждает он. По мнению другого знатока одесских улиц — Игоря Каримова, автотрассу должны были проложить между улицами Хаджибейской и Балковской. "На нее потратили около миллиона советских рублей. Причем, по смете выходило, что на строительство ушло вдвое больше денег, чем это было на самом деле. В конце 1980-х перерасход финансов серьезно заинтересовал работников милиции из отдела по борьбе с хищением социалистической собственности (аналог нынешнего ОБЭП. — Авт.). Однако в начале 1990-х развалился СССР, и интерес правоохранителей к незавершенной дороге пропал", — отмечает краевед. Зато дорожный тупик на полях орошения вполне пригодился новым героям современности — лихим одесским бандитам. "В 1990-е здесь часто прятали жертв разборок, — утверждает бывший работник одесской милиции Игорь Вячеславович. — Частенько тут бывали и разборки уголовников — здесь можно было "спокойно" пострелять друг в друга из автоматов".

ЛЕНИН ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ В МАВЗОЛЕЕ НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ И НОГИ МАРКСА ВМЕСТО ПАМЯТНИКА ЕКАТЕРИНЕ

Из личного архива А. Сибирцева
Памятник Марксу. Открывали в 1920 г. при всем честном народе

В середине 20-х годов большевики планировали построить на Куликовом поле точную копию московского мавзолея Ленина. "Такие мавзолеи хотели возвести во всех крупных городах России", — уверяет краевед Валерий Нетребский. "Некоторые одесситы вполне серьезно утверждали, что в "усыпальнице" будет находиться точная копия мумии Владимира Ильича из папье-маше", — вспоминает 82-летний одессит, ныне живущий в Америке, Григорий Ройбурд. Впрочем, идея увековечить Ленина в "жеваной бумаге" канула в Лету, зато одесские скульпторы и архитекторы с радостью взялись за идейного соратника Ильича — Карла Маркса.

Вскоре после того, как большевики окончательно установили свою власть в Одессе, "идеологически вредный" памятник Екатерине II был снесен. От бронзовой императрицы остался каменный постамент, который и решили использовать как основание для памятника вождю мирового пролетариата Карлу Марксу. Однако денег на отливку полноценного изваяния не нашли — в то время вся Россия переживала жестокую разруху после долгих лет мировой и гражданской войн. Поэтому в 1920 году при стечении народа на месте царицы был открыт памятник в виде бетонной бородатой головы, отдаленно похожей на Маркса. В середине 20-х стилизованную голову решили поменять на полноценную статую Карла Маркса во весь рост. Однако на материале опять сэкономили — на этот раз памятник отлили из гипса и бетона. Точку в истории "одесского" Карла поставила стихия — однажды статую снесло шквальным ветром. На пьедестале остались лишь ноги вождя. Впоследствии на этом месте поставили памятник матросам с броненосца "Потемкин". И только в наши дни памятник Екатерине Великой был восстановлен.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять