В Одессе хорошо смеется тот, кто хорошо работает

25 Октября 2008, 08:56

Кем трудятся в Одессе. Некоторые одесские профессии и специальности существуют только в этом уникальном городе.

фото Н. Маркевич
фото Н. Маркевич

То, что Одесса, помимо официальных праздников, с размахом отмечает даже День смеха, известно едва ли не всему миру. Однако наш город славится не только умением колоритно праздновать, но и способностью азартно трудиться.

Ряд древних местных профессий довольно долог. Большинство из них для современного одессита малопонятны, да и сохранились некие биндюжники и чумаки только в песнях и городских легендах. Есть и такие специальности, которые, сохранив название, теперь обозначают совершенно другой род занятий. К примеру, в XIX и в начале XX века дворником назывался человек, который, по сути, "заведовал двором". Он был одновременно осведомителем полиции, садовником, уборщиком, сторожем и мастером ЖЭКа. Существовали целые династии дворников: дворы передавались по наследству от отца к сыну. Дворником мог быть только мужчина. Днем он ухаживал за вверенным ему двором, а по вечерам открывал и закрывал дворовую калитку, запуская за пятачок или гривенник загулявших жильцов. Каждому дворнику полагалась полицейская бляха с номером и свисток. Жил он неподалеку от ворот в полуподвальном помещении. В дворницкую вел от ворот звонок (поначалу веревочный). Зарплату дворник получал в городской управе, а за ежемесячной "дотацией" забегал к околоточному — аналогу участкового наших дней. Первейшей обязанностью дворника был сбор информации и ежедневный отчет в полиции обо всех жильцах. Именно дворники "сдали" полиции почти всех народовольцев в Одессе. Осведомители-дворники дожили почти до наших дней: краевед и историк Валерий Нетребский вспоминает, что еще в середине 70-х годов прошлого века все дворники исправно получали половину оклада в милиции.

Профессия старьевщика также до конца не исчезла. Еще в конце 90-х годов по дворам ходили с тачками колоритные личности, которые скупали по дешевке старые вещи. За "пятачок" забирая барахло, старьевщики избавляли людей от лишнего хлама и зарабатывали довольно приличные деньги при сдаче вещей в утильсырье. Среди утиля порой встречались настоящие "жемчужины". При умелой обработке и перелицовке "секонд-хенд" продавался в одесских лавочках "за новые вещи".

НА ГРУЗЧИКЕ СТОИТ ВЕСЬ ПОРТ

фото Н. Маркевич

Едва ли не самой одесской профессией после моряка считается профессия докера. Недаром у входа в морской порт всех гостей встречает увековеченный в бронзе силуэт этого самого докера. К слову, скульптура, как утверждают сами портовики, "неправильная" — бронзовый докер, нарушая технику безопасности, стоит над стропами. Профессия докер скрывает в себе целый веер портовых специальностей. Основная из них — грузчик-механизатор. На грузчике, как говорят в Одессе, стоит весь порт.

Рабочий день докера начинается в восьмом часу утра. За двенадцатичасовую рабочую смену грузчикам полагается всего один часовой перерыв на обед. Общий вес тяжестей, которые грузят докеры за одну смену, может достигать нескольких десятков тонн. По словам докера-механизатора с 23-летним стажем Игоря Соковнина, его профессия более чем универсальная. "Когда мой коллега поменял место жительства на Киев, то его работодатели в столице были в шоке от его мастерства. Он владел электро- и газосваркой, управлял любым погрузочным механизмом, в том числе и краном, мог произвести любой мелкий ремонт, грамотно распределял грузы на складе. Конечно, как и в любой работе, есть свои недостатки — у нас это грыжи, а бывают, хотя и редко, несчастные случаи. Поэтому брошюра по технике безопасности является для докеров настоящей "библией" — без ее досконального знания докера попросту не допустят к работе", — говорит Игорь.

Докер — профессия очень древняя, ведь она родилась одновременно с рождением торгового мореходства. Правда, с тех пор значительно видоизменилась. Свежи еще в памяти одесских докеров те Тальман Инна под высокими кранами подсчитывает количество груза.времена, когда большинство грузов приходилось разгружать вручную. Игорь Соковнин вспоминает, как еще 15 лет назад он таскал 120-килограммовые мешки с сахарным тростником, цитрусами и хлопком. "Раньше, — рассказывает Игорь, — после Второй мировой войны среди докеров встречались даже женщины. Знаю точно, что было очень много женщин, которые работали крановщицами. Сейчас прекрасный пол встречается, в основном, в административных зданиях. Вопреки словам портовика, во время разгрузки на причале мы заметили укутанную в огромный ватник блондинку. Как выяснилось, у Инны другая одесская профессия — тальман. Она занимается подсчетом груза, отправленного на судно.

Много среди портовых докеров старожилов, с 35-ти и 40-летним стажем. Хотя, по всеобщему признанию портовиков, профессия эта все же заметно помолодела. Причиной служит распространенное заблуждение о высоких заработках докеров. Еще совсем недавно, по словам ветеранов профессии, немалым дополнительным заработком были "утруска и усушка" портовых грузов. Воровали в Одесском порту, говорят старейшины, все, что "плохо лежало". Сейчас эпидемия краж постепенно сходит на нет из-за повышения зарплат и усиления портовой охраны. Средняя зарплата грузчика-механизатора сейчас составляет немногим более пяти тысяч гривен в месяц. Со стороны в порт прийти достаточно сложно — свободных вакансий, по словам докеров, нет. Профессия, как и другие престижные специальности, всегда передавалась по наследству. Овладеть мастерством грузчика-механизатора нелегко. Для начала нужно около полугода ученичества, за время которого юный докер учится управлять каром-погрузчиком и стропить (правильно укладывать и закреплять на стропах) груз. Впоследствии, за время работы в порту, грузчик-механизатор овладевает еще двумя-тремя специальностями.

ЧИСТИЛЬЩИК РЫБЫ

Все, что ловится в Черном море, можно купить на рыбных лотках одесского "Привоза". Ну а как только вы купите рыбку, вам ее тут же предложат почистить. Раньше очистка одной рыбной тушки стоила всего "один одесский шекель", так колоритные чистильщики рыбы называют украинскую гривну. Нынче — от двух до пяти, в зависимости от размера рыбы.

Обычно рабочий день чистильщика длится около 10 часов. Выходной — тогда, когда рынок закрыт, т.е. в понедельник или в санитарный день. Но иногда приходится работать и без выходных. "Единственное, из-за чего я очень расстраиваюсь, это то, что скоро чистильщики рыбы не нужны будут и отдел чистки и разделки рыбы на "Привозе" закроют", — говорит Виктор, специалист "по очистке от чешуи" с "Привоза" с пятилетним стажем.

ПРАРОДИТЕЛИ ДАЛЬНОБОЙЩИКОВ — ФУРМАНЫ

Такая коммунальная профессия как водовоз имела жизненное значение для Одессы. Каждое утро водовозы набирали в свои бочки в слободских ключах-источниках родниковую воду. Продавали воду на Фонтане: за копейку ведро. Профессия начала исчезать с появлением в городе водопровода. Возрождение специальности пришлось на годы Отечественной войны. Во время осады города водовозы снабжали свежей водой красноармейцев в окопах. Последние водовозы развозили жидкий товар по Одессе еще в начале 60-х.

Водители-дальнобойщики, что в изобилии стоят по обочинам киевской трассы на окраине города, даже не подозревают о том, что являются наследниками древнейшей профессии фурмана. Фурманом называли извозчика, но непростого, а управлявшего грузовой фурой. Фурманы выполняли дальние рейсы между городами и деревнями. Профессия предполагала умение не только профессионально управлять фурой, но и грамотно писать и читать, ведь фурман исполнял и функции почтальона. Ясная память для фурмана была таким же атрибутом профессии, как и кнут, ведь иногда фурману доводилось служить "устной почтой", передавая информацию на словах. Любопытно, что информация порой была шифрованной. Часто фурманы за незначительный процент перевозили значительные суммы денег, поэтому репутация и авторитет фурмана в дореволюционной империи были непререкаемыми, а честность была вне подозрений.

Недалеко от фурманов-дальнобойщиков ушла профессия легендарных биндюжников. Но, в отличие от междугородних фурманов, на биндюге возили грузы по городу, как правило, из порта к рынку. Одни исследователи-краеведы значение слова "биндюжник" объясняют искажением слова "битюг" — ломовая лошадь, другие называют биндюгом грузовую телегу, на которой возвышалось сиденье "бинда", где и восседал биндюжник. Профессия просуществовала до 60-х годов прошлого века. Краевед Валерий Нетребский вспоминает, что еще мальчиком он наблюдал яростные споры биндюжников за наряд по вывозу грузов с одесских фабрик, которым не хватало грузового транспорта. Большинство биндюжников жили на одесских слободках сплоченными общинами. К слову, мало кто знает, что до наших дней сохранилась последняя конюшня биндюжников почти в центре города — на Ольгиевском спуске.

ОДЕССКИЕ ШАХТЕРЫ РАБОТАЮТ В КАТАКОМБАХ

фото А. Лесик

Есть в нашем городе и специалисты, которые берегут Одессу от обрушений. Они находят и ликвидируют катакомбы, старые дореволюционные подвалы, которые когда-то использовались контрабандистами, засыпают пустоты под автомагистралями.

Сейчас горные мастера КП "Проходчик" тампонируют катакомбы под улицей Балковской. "В 70-е годы эти катакомбы были укреплены благодаря смонтированным железобетонным диафрагмам. Но со временем эти укрепления разрушились, треснули и нам приходится ликвидировать пустоты", — объясняет горный мастер Николай Терещенко.

фото А. ЛесикТехнология ликвидации земных пустот в Одессе была разработана еще в середине 60-х годов прошлого века. Грубо говоря, над катакомбой бурится скважина, пустоты осушаются, исследуются проходчиками, а потом засыпаются влажным песком. "Эта технология — именно для наших грунтов. Если на шахтах, рудниках используют сухую закладку, например, засыпают шахты отработанной породой, то у нас катакомбы заполняются мокрым песком, — рассказывает директор КП "Проходчик" Вадим Андрусишин. — В основном мы используем песок из карьеров: он лучше тянется, более пластичный, дальше проходит по трубопроводу под землей. К примеру, на Балковскую у нас ушло 15 тысяч кубов песка".

Горный мастер или проходчик — специальность редкая для Одессы, поэтому к нам приезжают работать люди с шахтерским опытом. Например, горный мастер с Донбасса Николай Терещенко работает в Одессе с 1998 года. За это время он тампонировал не один десяток катакомб. "Особенно проблематично было работать в районе Шкодовой горы и нефтеперерабатывающего завода. Там, кроме того, что выработки обрушались, еще и высокая загазованность. Во время войны перед тем, как немцы вошли в город, все горючее, чтобы не досталось противникам, слили в катакомбы. Этот бензин и солярка так там и остались, испарялись. Прежде чем ликвидировать катакомбы, нужно было удалять весь мазут и воду. Похожая ситуация была и на Балковской. В советское время на каком-то предприятии схулиганили и сбросили отходы в катакомбы. И когда мы приступили к ликвидации катакомб, они были по грудь затоплены водой, а сверху плавало два сантиметра мазута", — говорит мастер.

Одесским шахтерам иногда приходится спускаться на 30-метровую глубину, работать в кромешной тьме и в помещениях без воздуха. Ликвидация катакомб — недешевое удовольствие. Например, в этом году на ликвидацию катакомб в городском бюджете был заложен 1 миллион 300 тысяч гривен.

К слову, пока горные мастера не дадут свое "добро", в Одессе не может начаться ни одно строительство. Согласно действующим правилам, любые подземные пустоты, находящиеся на глубине до 50 метров, должны ликвидироваться. В некоторых случаях для постройки многоэтажного дома необходимо уничтожить более тысячи кубических метров подземных пустот под строительной площадкой.    

ПОЗОЛОТЧИК

фото А. Левицкий

На вес золота в Одессе мастера-позолотчики куполов. Так как курсов обучения позолотчиков в Украине не существует, умение и опыт переходят от поколения к поколению. Сегодня наиболее опытные в этом "драгоценном деле" — семья Борисовых.

"Первым занялся золочением мой прадед, правда, он золотил лишь рамки икон. А вот дед стал профессиональным позолотчиком и передал свое умение детям", — рассказывает Александр Борисов. На пару с отцом Борисов позолотил в Одессе шесть больших куполов, в том числе на Спасо-Преображенском соборе и в мужском монастыре, а также десятки маленьких. Самая большая высота, на которой работали мастера, достигала 50 метров. "Когда я работаю, люблю тишину. Человек, который работает в храме, поневоле задумывается над своей жизнью и становится добрее", — делится Александр. Он уверяет, что профессии позолотчика может научиться любой, а вот терпения и усидчивости хватит далеко не всем, ведь на золочение одного купола минимального размера обычно уходит два месяца: один на подготовку, второй — на золочение.

"ЖДУ УТРА, ЧТОБЫ ОПЯТЬ ВЕРНУТЬСЯ К МОИМ ДЕЛЬФИНАМ"

Одесский дельфинарий, фото А. Левицкий

Таких специалистов, как тренер дельфинов, в нашем городе пока немного. Дмитрий Урывский занялся этим ремеслом еще 12 лет назад. "Этому нигде не обучают, навыки передаются от человека к человеку. И дельфинарий для нас — и школа, и университет", — говорит он. По словам тренера, самое главное в этой профессии — любовь к животным, терпение и спокойствие. "Бросить свою работу я никогда не хотел. У меня ни на что не хватает времени, я ложусь в два часа ночи и жду утра, чтобы опять вернуться к моим дельфинам", — рассказывает Дмитрий.

А вот тренер Елена Колмогорова говорит, что одно из обязательных требований к будущему тренеру дельфинов — это наличие медицинского образования, а еще лучше — ветеринарного. "Отбор у нас очень серьезный, этот человек должен быть самым творческим, самым креативным и изобретательным, обладать хорошей интуицией, жить этим, дышать, потому что работу тренера "работать" нельзя", — говорит Елена. Тем, кто мечтает приобщиться к миру прекрасных и умнейших животных, специалисты рекомендуют начать с настольной книги всех тренеров — "Несущий ветер" Карена Траера, где подробным и доступным языком рассказывается о дельфинах. На то, чтобы обучить дельфина самому элементарному трюку, обычно уходит около месяца. "Главное в тренировке, чтобы дельфин стоял на старте, а его глаза были на поверхности воды и смотрели на вас. Первым делом нужно приучить животное касаться вашей руки, так оно привыкает к человеку. А дальше все зависит от вашего личного способа обучения. У каждого тренера своя кухня, — рассказывает Елена. По ее словам, проще отношения у тренера складываются с дельфинами мужской особи. Девочки более капризные. А котики, к примеру, хитрецы. Кстати, первыми учениками у Елены были как раз два морских котика — Феликс и Зося. "Правда, так распорядилась судьба, что накануне гастролей их унесло в море. Был сильный шторм, и вальер в крымском дельфинарии разбило прибоем. На этом наша дружба с ними закончилась", — с грустью вспоминает Елена.

Сегодня все печальные воспоминания дрессировщиков Одесского дельфинария скрашивает малыш Немо. "Он буквально родился у меня на руках. Ему уже больше года. Мы его безумно любим, а он любит нас. Уже потихоньку начинает приобщаться к концертной программе, повторяет за родителями трюки, лезет на помост, обожает фотографироваться с детками и играть с мячом", — говорит Елена.

Вы сейчас просматриваете новость "В Одессе хорошо смеется тот, кто хорошо работает". Другие Новости Одессы смотрите в блоке "Последние новости"

Авторы:

Маркевич Надежда, Денисенко Руслан, Юзефчук Елена, Сибирцев Александр

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...