Вверх-вниз вдоль Потемкинской лестницы на фуникулере, экскалаторе и лифте

Механизм знаменитого подъемника в Одессе претерпел три кардинальных изменения.

Две кабины. Сегодня фуникулер представляет собой лифт, движущийся по наклонной, фото А. Шлыкова
Две кабины. Сегодня фуникулер представляет собой лифт, движущийся по наклонной, фото А. Шлыкова
Эскалатор. Этот вид прорботал совсем недолго, фото odessatrolley.com
Эскалатор. Этот вид прорботал совсем недолго, фото odessatrolley.com
Начало XX века. Фуникулер возил народ за 2 копейки, фото odessatrolley.com
Начало XX века. Фуникулер возил народ за 2 копейки, фото odessatrolley.com
1/3

Старейший на территории бывшего СССР одесский фуникулер является одной из визитных карточек Южной Пальмиры и имеет нескушную насыщенную биографию. Фуникулером любят пользоваться как одесситы, так и гости города, ведь из кабинки открывается прекрасный вид на морвокзал. Механизм работает каждый день, и отключать его приходится, в целях безопасности, только в особо массовые праздники, такие, как День города или Юморина.

Реклама

8 июня 1902 года возле лестницы на Николаевском, а ныне Приморском бульваре, по проекту одесского инженера Пятницкого была построена подъемная машина, связавшая центр города с портом. Ради этого из Парижа привезли два вагончика, способных вместить по 35 человек. Одесский фуникулер представлял собой однопутевую рельсовую линию с разъездом. Во время движения спускающийся вагон помогал другому, который ехал наверх — по принципу маятника. Проезд стоил 2 копейки. В период войн — Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной — работа фуникулера была нестабильной. Бывало даже так, что он закрывался на несколько лет подряд.

Фуникулер начал регулярно работать только в 1947 году. Популярная у горожан подъемная машина медленно, но верно ветшала. Вагоны нуждались в замене, а павильоны — в капитальном ремонте. Партийные отцы города решили не тратить деньги на ремонт, а построить на том же месте современный по тем временам эскалатор. Он появился в 1970 году, а фуникулер закрыли годом раньше. Недостаток запчастей и технические проблемы (из-за отсутствия однопролетного эскалатора нужной длины пришлось разбить линию на четыре участка с промежуточными площадками) привели к тому, что через десяток лет эскалатор мог только поднимать. Лестницы с противоположного направления использовались как источник запчастей. В 1997 году эскалатор окончательно остановился.

НОУ-ХАУ. 2 сентября 2005 года началась вторая жизнь одесского фуникулера. В новой подъемной машине вагончики вместимостью 12 человек движутся независимо друг от друга по раздельным путям. Длина трассы — 130 метров, подъем или спуск обычно занимает три с половиной минуты. "Больше всего удовольствия фуникулер приносит иностранцам, — рассказал главный механик Александр Гончаров. — Они специально приходят вечером, когда включается эффектная иллюминация морвокзала и гостиницы, плюс наша трасса подсвечивается фонарями. Садятся в вагончик и просят остановить в пути, чтобы сделать запоминающийся фотоснимок. Мы обычно не отказываем". Каких-то "чисто одесских" традиций или легенд, связанных с нынешним фуникулером, не существует. Даже свадебные церемонии обычно минуют подъемник, предпочитая Потемкинскую лестницу. В принципе, одесситы быстро привыкли к достопримечательности и в основном используют ее как средство передвижения.

Реклама

Дождь фуникулеру не страшен, а вот если выпадет снег — это может стать проблемой. Если покров достигнет 20 см, вагончики уже не пойдут. Поэтому в таких случаях ранним утром (режим работы с 8.00 до 23.00) объявляется аврал и работники выходят на наклонную трассу с лопатами. В обычные дни дежурная смена — 6—7 человек: четверо лифтеров, охранник и механики. На ночь кабины загоняют в депо, как правило наверх, и закрывают ролетами. Во время форс-мажорной ситуации, например, если отключат свет и вагончики остановятся в пути, предусмотрен ручной режим их подъема или спуска с помощью специального механизама. Настоящим испытанием для "экипажа" фуникулера являются День города и другие праздники, во время которых происходят массовые гуляния на Приморском бульваре и Потемкинской лестнице. "2 сентября крыши обеих площадок облепил народ, мы позднее там кучу бутылок и прочего мусора собрали, — вспоминает Александр Гончаров. — Забираясь на крышу нижнего ангара, люди для своего удобства становились ногами на фонари. Плафоны лопались, практически все фонари внизу трассы были побиты". Но самое опасное заключалось в том, что люди лезли на трассу во время передвижения вагончиков. Лифтер, который всегда находится в салоне, может затормозить, однако на противоположной стороне трассы вместе с вагончиком движется противовес — малозаметная металлическая плита весом в три тонны, которую лифтер может увидеть только вблизи. Попасть под противовес находящемуся на трассе человеку не так уж сложно. По всем этим причинам 2 сентября около 16 часов фуникулер прекратил работу, поскольку милицейское оцепление уже не справлялось с толпой.

ЧАЩЕ ВСЕГО ИЗНАШИВАЮТСЯ КОЛЕСА

Как любой сложный механизм, тем более — перевозящий людей, фуникулер нуждается в техосмотре. Ежедневно вагончики поочередно останавливают и осматривают. Процедура в совокупности занимает около часа. В ноябре текущего года будет плановый ремонт: замена колес, канатов, ревизия электродвигателя и другого оборудования. Пока одну из кабин реставрируют в течение примерно 10 дней, другая перевозит пассажиров. Затем они меняются ролями. Обе останавливаются только в экстренных случаях. В первую очередь у фуникулера изнашиваются колеса вагончиков с покрытием из литой резины. Срок службы колесной пары зависит от качества. Например, итальянские рассчитаны на двухлетнюю эксплуатацию, а вот срок годности отечественной резины, как признаются техники, непредсказуем.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,20
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,16
51,05
26,81
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66430.58

Binance Coin (BNB)

604.46

Dogecoin (DOGE)

0.16

Litecoin (LTC)

84.73

Theta (THETA)

2.4

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять