Вверх-вниз вдоль Потемкинской лестницы на фуникулере, экскалаторе и лифте

11 Октября 2008, 08:30

Механизм знаменитого подъемника в Одессе претерпел три кардинальных изменения.

Две кабины. Сегодня фуникулер представляет собой лифт, движущийся по наклонной, фото А. Шлыкова
Эскалатор. Этот вид прорботал совсем недолго, фото odessatrolley.com
Начало XX века. Фуникулер возил народ за 2 копейки, фото odessatrolley.com

Старейший на территории бывшего СССР одесский фуникулер является одной из визитных карточек Южной Пальмиры и имеет нескушную насыщенную биографию. Фуникулером любят пользоваться как одесситы, так и гости города, ведь из кабинки открывается прекрасный вид на морвокзал. Механизм работает каждый день, и отключать его приходится, в целях безопасности, только в особо массовые праздники, такие, как День города или Юморина.

8 июня 1902 года возле лестницы на Николаевском, а ныне Приморском бульваре, по проекту одесского инженера Пятницкого была построена подъемная машина, связавшая центр города с портом. Ради этого из Парижа привезли два вагончика, способных вместить по 35 человек. Одесский фуникулер представлял собой однопутевую рельсовую линию с разъездом. Во время движения спускающийся вагон помогал другому, который ехал наверх — по принципу маятника. Проезд стоил 2 копейки. В период войн — Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной — работа фуникулера была нестабильной. Бывало даже так, что он закрывался на несколько лет подряд.

Фуникулер начал регулярно работать только в 1947 году. Популярная у горожан подъемная машина медленно, но верно ветшала. Вагоны нуждались в замене, а павильоны — в капитальном ремонте. Партийные отцы города решили не тратить деньги на ремонт, а построить на том же месте современный по тем временам эскалатор. Он появился в 1970 году, а фуникулер закрыли годом раньше. Недостаток запчастей и технические проблемы (из-за отсутствия однопролетного эскалатора нужной длины пришлось разбить линию на четыре участка с промежуточными площадками) привели к тому, что через десяток лет эскалатор мог только поднимать. Лестницы с противоположного направления использовались как источник запчастей. В 1997 году эскалатор окончательно остановился.

НОУ-ХАУ. 2 сентября 2005 года началась вторая жизнь одесского фуникулера. В новой подъемной машине вагончики вместимостью 12 человек движутся независимо друг от друга по раздельным путям. Длина трассы — 130 метров, подъем или спуск обычно занимает три с половиной минуты. "Больше всего удовольствия фуникулер приносит иностранцам, — рассказал главный механик Александр Гончаров. — Они специально приходят вечером, когда включается эффектная иллюминация морвокзала и гостиницы, плюс наша трасса подсвечивается фонарями. Садятся в вагончик и просят остановить в пути, чтобы сделать запоминающийся фотоснимок. Мы обычно не отказываем". Каких-то "чисто одесских" традиций или легенд, связанных с нынешним фуникулером, не существует. Даже свадебные церемонии обычно минуют подъемник, предпочитая Потемкинскую лестницу. В принципе, одесситы быстро привыкли к достопримечательности и в основном используют ее как средство передвижения.

Дождь фуникулеру не страшен, а вот если выпадет снег — это может стать проблемой. Если покров достигнет 20 см, вагончики уже не пойдут. Поэтому в таких случаях ранним утром (режим работы с 8.00 до 23.00) объявляется аврал и работники выходят на наклонную трассу с лопатами. В обычные дни дежурная смена — 6—7 человек: четверо лифтеров, охранник и механики. На ночь кабины загоняют в депо, как правило наверх, и закрывают ролетами. Во время форс-мажорной ситуации, например, если отключат свет и вагончики остановятся в пути, предусмотрен ручной режим их подъема или спуска с помощью специального механизама. Настоящим испытанием для "экипажа" фуникулера являются День города и другие праздники, во время которых происходят массовые гуляния на Приморском бульваре и Потемкинской лестнице. "2 сентября крыши обеих площадок облепил народ, мы позднее там кучу бутылок и прочего мусора собрали, — вспоминает Александр Гончаров. — Забираясь на крышу нижнего ангара, люди для своего удобства становились ногами на фонари. Плафоны лопались, практически все фонари внизу трассы были побиты". Но самое опасное заключалось в том, что люди лезли на трассу во время передвижения вагончиков. Лифтер, который всегда находится в салоне, может затормозить, однако на противоположной стороне трассы вместе с вагончиком движется противовес — малозаметная металлическая плита весом в три тонны, которую лифтер может увидеть только вблизи. Попасть под противовес находящемуся на трассе человеку не так уж сложно. По всем этим причинам 2 сентября около 16 часов фуникулер прекратил работу, поскольку милицейское оцепление уже не справлялось с толпой.

ЧАЩЕ ВСЕГО ИЗНАШИВАЮТСЯ КОЛЕСА

Как любой сложный механизм, тем более — перевозящий людей, фуникулер нуждается в техосмотре. Ежедневно вагончики поочередно останавливают и осматривают. Процедура в совокупности занимает около часа. В ноябре текущего года будет плановый ремонт: замена колес, канатов, ревизия электродвигателя и другого оборудования. Пока одну из кабин реставрируют в течение примерно 10 дней, другая перевозит пассажиров. Затем они меняются ролями. Обе останавливаются только в экстренных случаях. В первую очередь у фуникулера изнашиваются колеса вагончиков с покрытием из литой резины. Срок службы колесной пары зависит от качества. Например, итальянские рассчитаны на двухлетнюю эксплуатацию, а вот срок годности отечественной резины, как признаются техники, непредсказуем.

Вы сейчас просматриваете новость "Вверх-вниз вдоль Потемкинской лестницы на фуникулере, экскалаторе и лифте". Другие Новости Одессы смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Денисенко Руслан

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...