Новости Сегодня
Сделать стартовой
25,86
29
УКР

Гонения на православных в Закарпатье: "Поп, пришли по твою душу"

Расцвет православия в Закарпатье до 1944 года, после — аресты, расстрелы и 25 лет лагерей

В Закарпатье. Сначала ликвидировали грекокатоликов, а потом принялись за другие конфессии
В Закарпатье. Сначала ликвидировали грекокатоликов, а потом принялись за другие конфессии.

С убийства киевского митрополита Владимира Богоявленского, совершенного 25 января (7 февраля по н. ст.) 1918 года и захвата Киева войсками Красной армии начался новый этап в истории Православной церкви — период сильнейших гонений на веру, репрессий и уничтожения духовенства. На конференции в Киево-Печерской лавре, посвященной гонениям, "Сегодня" удалось пообщаться с историком из Ужгорода, кандидатом исторических наук, доцентом, докторантом Ужгородского национального университета и руководителем Закарпатского отделения Международного института афонского наследия. Юрий Данилец рассказал о преследовании православия в Закарпатье. 

— Юрий Васильевич, как я понимаю, репрессии против духовенства в Закарпатье отличались от иных регионов Украины?

— После Первой мировой войны, в 1919 году Закарпатье перешло в состав Чехословакии, которая на тот момент была одним из самых демократичных государств Европы. Тогда же был взлет православного движения. Отчасти это было связано с недовольством греко-католическим духовенством. Дело в том, что до 1919 года церковь облагала жителей большими налогами. В начале ХХ века венгры начали процесс мадьяризации, стали требовать внедрения григорианского календаря, латиницы и т.д. Попытки вернуться в православие тут же пресекались и рассматривались как преступление — либо ты "славянофил", либо "агент Москвы".

— И тем не менее вы говорите, что в Закарпатье наступил расцвет православия?

— Да. Когда в 1919 году Закарпатье вошло в состав Чехословакии, православных уже было 64 тысячи, а к 1944 году их уже было до 140 тысяч! Для сравнения: в области проживало тогда более 600 тысяч жителей, из них православные составили 140 тысяч, грекокатолики — где-то 350 тыс., остальные 110 тысяч — реформаты, католики и т. д.

— А почему именно сербской церкви?

— Дело в том, что еще в Австро-Венгрии Сербская православная церковь имела свою митрополию, и в 1920 году на основании этого факта, президент Чехословакии признал полномочия СПЦ в Закарпатье. В Мукачево был прислан сербский епископ Досифей, выработан новый устав новой церкви. Преемники епископа Досифея носили титулы сербских епархий с упоминанием "Карпаторусский". С 1931 р. действовала Мукачевско-Пряшевская епархия.

— Выходит, пока в Киеве и Полтаве полным ходом сажали и расстреливали, в Закарпатье была для священников благодать?

— Какое то время да, пока Закарпатье не отошло к СССР. Причем надежды на то, что в СССР будет хорошо, питали многие, особенно молодежь! Об этом говорят цифры. Из Львовской, Ивано-Франковской и Закарпатской областей уехали за светлым будущим в СССР до 20 тысяч молодежи. Но они все были арестованы и отправлены на разработку шахт Норильска или куда подальше. Но это отдельная тема.

В 1944 году появилось самостоятельное образование — Закарпатская Украина, в которой была армия, это был 4-й Украинский фронт. То были попытки создать подобие независимого государства, с исполнительным органом и народным советом, и министерствами, Мукачевско-Пряшевская епархия перешла из сербской церкви под омофор московского патриарха. 23 октября 1945 года сюда был назначен епископ Нестор Сидорук, бывший настоятель Полтавского кафедрального собора. Мне удалось выяснить, что он был репрессирован в 30-х годах за участие в антисоветской организации, арестован, но тем не менее именно он становится первым архиереем Мукачевско-Ужгородской епархии. Под его управлением было около 130 приходов, 18 монастырей и скитов и 140 тысяч верующих.

— Насколько я понимаю, первыми под чистку советской власти попали грекокатолики, которых явно было больше?

— Да. Причем чистка была очень жесткой, вплоть до полной ликвидации. Как показывают документы, большая часть акций совершалась советскими органами безопасности, милицией и местными коммунистами. Православное духовенство старалось не вмешиваться в антикатолическую борьбу. Из 300 священников грекокатоликов половина была репрессирована, половина перешла в РПЦ, но часть из них уже не служила потом. Епископ Нестор всячески устранялся от этого, не шел на уговоры властей о сотрудничестве. В итоге очень скоро чистки начались и против православного духовенства — от рядовых священников до администраторов.

— В чем обвиняли? В религиозной пропаганде?

— Не только. Еще в сотрудничестве с венгерским и немецким режимами, антисоветской агитации, содействии группам украинских националистов. Срок заключения, который присуждали священникам, колебался от 1 года до 25 лет лагерей.

Первый арест произошел уже 23 ноября 1944 года, когда службой СМЕРШ был задержан бывший секретарь архиепископа Савватия (Врабеца) (Константинопольский патриархат) Евгений Якуб. Из него выбили признание о том, что он сотрудничал с немцами, хотя по некоторым протоколам видно, что священник долго отвергал это обвинение. Кроме того, согласно с протоколами допросов, немцы пытались склонить к сотрудничеству – информированию о советских диверсантских группах и партизанских соединений, которые появлялись на пограничной мукачевской территории. В свою очередь следователь

— Словом, хотели из него сделать стукача?

— По большому счету да. В январе 1945 года его отпустили под подписку о невыезде, но вызовы на допросы продолжались. В декабре 1945 года священник был снова арестован, но допросить его не успели — 9 марта 1946 года он умер. Я разговаривал с его потомками. После допросов у него оставались множественные побои, что, скорее всего, и послужило причиной смерти. В 1992 году он был реабилитирован.

— Это было самое громкое дело гонений на архиереев?

— Нет. 14 июня 1946 года в селе Затишное Береговского района были убиты игумен Феофан Сабов и его брат Петр Сабов. Официально есть лишь сообщение о том, что солдаты-мародеры из ночь пришли в их дом и требовали дать им вино, на отказ начали стрелять и убили. Также есть информация о свидетеле – старенькая женщина, мать убитых, чьим словам в силу возраста никто не придал значения. Она слышала, как мародеры сказали: "Поп, мы пришли по твою душу"!

— Что такое "военные сходки"?

— Известно что в Мукачево и Берегово было несколько военных частей. Некоторые солдаты советской армии, уходили в самоволку и промышляющие разбоем и грабежом жителей. Был случай, когда, украв виноград, 6 военных мародеров были окружении милицией и отстреливались от нее автоматной очередью. В 1947 году убили греко-католического епископа Ромжу, который был ликвидирован группой, присланной из Москвы по приказу Хрущева. В том же 1947 года в Будапеште советскими органами безопасности был арестован протопресвитер, бывший администратор Мукачевской православной епархии Михаил Попов. Его осудили на 25 лет лагере и освободили только после смерти И. Сталина. До 1961 года –

Хрущевского закрытия всех монастырей – милиция пыталась под любым предлогом обвинить и посадить священнослужителей. В Теребле был случай, когда за отказ закрыть монастырь настоятелю вменили кражу парафина и незаконную торговлю свечами. Вместе с работником леспромхоза, настоятель отсидел год и три месяца в тюрьме, а монастырь был ликвидирован. Словом, и хоть репрессии на духовенство в Закарпатье первым делом коснулись греко-католиков, а уж потом католиков, протестантов и православных, но принадлежность к конфессии советскую власть мало интересовала. Гонения были на церковь в любом ее виде.

10 лет лагерей — за защиту прихожан и 25 лет — за спасение 250 детей

"Гонения в Закарпатье касались не только архиереев, — продолжает историк Юрий Данилец. — Например, иеромонах Иустин Сидак получил 10 лет исправительных и трудовых работ за "антикоммунистическую агитацию". Я нашел в архивах воспоминания о его задержании. Во время литургии один из чиновников, который отвечал за колхозные сборы денег, зашел в храм в состоянии опьянения, начал разгонять селян, угрожать и выталкивать из храма. Монах вступился, после чего получил 10 лет лагерей и вышел только в 1956 году. Был реабилитирован в 1992 году, не дожив всего лишь месяц до реабилитации.

Еще удалось в архивах найти дело священника Иоанна Карбованца, который спас детей из интернационального лагеря для коммунистов, которых немцы везли в эшелоне на запад. Около села Жорнава эшелон был разбомблен, и около 250 детей попали в лес. Этот священник вместе с монахинями Домбокского монастыря организовал их спасение. В итоге он был тоже арестован, получил 25 лет и отсидел из них 6 лет в Хромтау в Казахстане.

Еще известен случай, когда на двух монахов и монахиню сфабриковали два криминальных дела, обвинив в сотрудничестве с антисоветскими бандами подпольщиков, хотя они не имели к этому отношения. Дело было в дезертирах, которые не раз пытались укрыться в горных скитах, где жили эти монахи. Дезертиры часто наведывались в обители, силой отнимали последнюю еду у монашествующих. Бандитов ловили, а они "сдавали" тех, у кого те отнимали еду. Так, на пути от Мукачево до Тячева практически в каждом селе дезертиры силой отбирали еду у селян, а потом сдавали этих же селян властям. В результате в каждом селе арестовывали людей и давали 25 лет лагерей. В числе таковых был и мой прадед, которому также дали 25 лет. Благо после смерти Сталина его выпустили".

image-wdwcnp-russia-biography

Хрущевский беспредел. После закрытия монастырей в 1961 г.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Вы сейчас просматриваете новость " Гонения на православных в Закарпатье: "Поп, пришли по твою душу"". Другие Воскресная школа смотрите в блоке "Последние новости"

АВТОРЫ:

Анастасия Белоусова , Ярослава Корнеева

Источник:

Сегодня

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter
Орфографическая ошибка в тексте:
Послать сообщение об ошибке автору?
Сообщение должно содержать не более 250 символов
Выделите некорректный текст мышкой
Спасибо! Сообщение отправлено.
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь