Пути веры: должен ли христианин слушать ли внутренний голос

6 Августа 2016, 07:30

О душе-христианке, правильной реакции на голоса и о том, кто за ними стоит

 Не обольщайтесь голосом.
Не обольщайтесь голосом.

Сегодня мы так часто слышим фразу: "Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу — он не обманет". Голос — это, конечно, хорошо, но человек молитвенный обязательно задумается — какова причина этого голоса. Интуиция? Мое эго? А может, проявление Духа Святого? Особенно если голос услышишь во время молитвы или литургии. Но ведь и у бесов голосок имеется, послушайся его — пиши пропало. Словом, одна путаница. О природе внутреннего голоса мы решили расспросить монаха с многолетним "стажем" и молитвенника, наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла.

— Владыка, что такое внутренний голос и нужно ли его слушать?

— Действительно, голос есть внутри, потому что наша душа по природе — христианка, она носит образ Христов. И голос всегда есть в душе, потому что мы слышим голос Божий. Господь обращается к нам во время нашей молитвы, мы можем почувствовать ответы от Спасителя, в которых мы нуждаемся сейчас. Я думаю, более всего христианин должен слышать голос покаяния. Однако чаще мы прельщаемся и обольщаемся внутренними голосами, когда враг рода человеческого начинает смущать душу, та сопротивляется и возмущается. Но мы должны помнить, что человек — величайшее Божье творение, которое через непослушание и слушание голоса дьявольского обольстился и растлился страстями и пороками.

— Как реагировать, если внутри себя вдруг слышишь голос?

— И в монашеском мире, и в мирском слушаться этого голоса я бы не советовал. Дьявол всяческим образом прельщает человека. Он вначале приходит в мыслях, рождает иллюзии в виде целых представлений того, что якобы будет, если послушаться голоса. В этом плане весьма показательна история прп. Исаакия Печерского, который, когда стал иноком, вел очень жесткий образ жизни. Он затворил себя в очень малой келии. Его еда была — одна просфора через день и вода в очень незначительном количестве. Это приносил ему прп. Антоний и подавал через такое узкое отверстие, что еле рука проходила. Он никогда не ложился; сидя, ненадолго засыпал. И так он провел семь лет, не выходя из келии, почти в круглосуточной молитве. Однажды, когда настал вечер и он по обыкновению стал класть поклоны и читать молитву — внезапно в пещере засиял яркий свет, невыносимый для глаз, и пришли к нему два беса в образе прекрасных юношей, их лица сияли, и они сказали ему: "Исаакий, мы ангелы, а вот идет к тебе Христос с прочими ангелами". Исаакий увидел множество бесов, но их лица светились, как солнце. И один сказал святому: "Исаакий, это Христос, припади и поклонись ему". Исаакий, не поняв действий бесовских, забыв, что надо оградить себя крестным знамением, поклонился ему, как Христу. В тот же момент бесы приняли свое истинное обличье и закричали: "Ты наш, Исаакий!" И ударили в тимпаны и гусли, стали с ним плясать и петь много часов. На следующий день, когда прп. Антоний по обычаю подошел к окну, ему никто не ответил. Подумав, что он умер, тот послал за братией с прп. Феодосием. Они откопали его и вынесли из пещеры, он был еще жив, но недвижим — не мог ни встать, ни повернуться. Прп. Феодосий, поняв, что это бесовское действие, перенес Исаакия в свою келию, творил молитву день и ночь. В продолжение двух лет Исаакий не ел хлеба, не пил воды. Только на третьем году он начал слышать, говорить и потихоньку ходить. Постепенно, глядя на других, начал есть хлеб. И понимая, что диавол искусил его, когда он был в затворе, начал вести строгую монашескую жизнь, но с братией в монастыре. Бесы не осмеливались нападать на Исаакия, поскольку потеряли власть над ним. Так преподобный вначале был побежден врагом, а потом одержал над ним победу и получил Царство Небесное. Нам надо помнить эту историю и понимать, что бесы являются нам в разных образах, порой очень благочестивых. Но в случае искушений разного рода — осеняйте себя крестным знамением, творите молитву, и тогда все наваждения исчезают.

— То есть если перед принятием решения показалось, что услышала голос: "туда ходи, то сделай" — лучше его не слушать?

— Если какой-то голос диктует вам, что делать, — это голос диавола, ему верить нельзя. В моей практике был такой момент. В 1990 году привели ко мне девушку лет 19, которая вдруг начинала говорить иным нечеловеческим голосом, низким таким, от которого мурашки по коже. Я ее кроплю святой водой, а она говорит, причем рта не открывает, а голос изнутри нее идет: "Ты меня достал! Ты мне всю шкуру сжег! Зачем в глаза льешь огонь? Я же не могу видеть и слышать!" Попросил родителей, чтобы ее приводили на богослужения как можно чаще, но перед тем завели ко мне. Подвели ее, я и говорю "голосу", что в ней сидит: "Замолчи на время литургии, я тебе запрещаю именем Иисуса Христа!". — "Договорились", — отвечает голос. И действительно, во время литургии она спокойно стояла, молилась. Как только закончилась литургия, голос внутри нее опять начинает всякие непотребства говорить. Я ему: "Мы с тобой договорились!", а "голос" отвечает: "Мы с тобой договорились только на время литургии!" Позже выяснилось, что во втором или третьем классе у девочки вдруг пропала школьная одежда, точнее, фартук. Позже его нашли висящим на бельевой веревке. Родители удивились, но особого значения не придали. Ребенок стал носить фартук и сделался одержимым. Фартук тот взяла женщина, с которой отец незаконно встречался. Она либо сама носила в себе духа злобы, либо отнесла кому-то для "доброго дела". Тот, кто носит в себе духа злобы, не может носить это в себе — он должен изливать эту гадость на других. Я говорю, что таких людей, кроме ада, ничего не может ждать. Это очень тяжкий грех.

— А голос этот может уйти или будет мучить человека всю жизнь? Чем его изгнать можно?

— Только постом, молитвой и покаянием! Святые отцы говорят: держи ум в аду, а сердце пускай горит к Богу, тогда ты спасешься. Всегда нужно быть внимательным, не поддаваться голосам.

— Даже если услышишь этот внутренний голос на богослужении? А вдруг это Святой Дух?

— Честно себе скажем — никто из нас не одарен настолько благодатью Святого Духа, чтобы Его слышать. А вот если мы начинаем думать, что слышим Святого Духа — то тем самым пробуждаем в себе беса гордыни. Потому внутренние голоса мы не должны принимать вообще, не должны вступать с ними в разговор, мы не должны с ними общаться. Голос может быть в уме, в особенности когда мы читаем молитвы или стоим на литургии. Он вдруг "помогает" нам решать какие-то бытовые вопросы, что ответить соседу и так далее. Этот голос — для того, чтобы отвернуть человека от правды, от истины, отвернуть от самого Бога.

БЕСНОВАТЫЕ, КЛИКУШИ И ШИЛО

"Любой голос, что бы он ни говорил — хорошее или плохое — лучше относить к голосу от дьявола, и не принимать, потому что не настолько мы достойны, чтобы Господь Сам говорил с нами, — поясняет митрополит Павел. — Я помню свою первую исповедь. Это был 1988 год первая седмица Великого поста, суббота. Вдруг одна женщина как заревет, да таким отвратительным голосом. Во время каждения подхожу к ней и тихо говорю: "Осеню крестом!". Она мне этим жутким голосом отвечает: "Простите! Это я так, чтобы никто ко мне не подходил и все меня боялись!". Такое в народе называют кликушничеством, когда человек вполне здоров, но начинает таким образом обращать на себя внимание. Обычно в монастырях очень много таких примеров. Например, при выносе мощей Амфилохия Почаевского, который гонял этих бесов, так кричит половина присутствующих причем неестественно. Сразу ясно, что это не бесноватые, а просто лукавые люди от мира сего. Народ всякий приходит. Как-то еще в Московской семинарии к старцу архимандриту Афанасию женщина приходила, и все кричала во время богослужения. Он как-то говорит ей: "Мне привезли икону одну святую, сейчас я тебе вынесу!". Взял поднос с алтаря, подходит к ней, а она то кричит, то на пол падает. Шума столько! Так он этим подносом по спине ей, и она тут же: "Все поняла! Ухожу-ухожу! Поняла!" — и никогда больше ее не было. Монахи вообще знают, как с кликушами справляться. Могут, если кто орать начинает сильно, подойти и уколоть слегка шилом — все, кликуш как не бывало! Мы знаем, во время жизни Христа Спасителя тоже много было бесноватых, но те, которые были таковыми в действительности, те и жили не так, как все, кто в гробах, кто в пустыне. Вспомните, как Христос изгонял из человека бесов и разрешил им перейти в стадо свиное — оттуда фраза: "Имя нам легион". Как говорил покойный митрополит Владимир: "Душенька, мы все больны, но не все хорошо обследованы".

Автор:

Анна Власенко

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...