Американский коллайдер остановили навсегда

В США закрыт второй в мире по мощности ускоритель частиц.

Сотрудники Национальной лаборатории имени Ферми в минувшую пятницу навсегда остановили работу крупнейшего в США кольцевого коллайдера "Теватрон", введенного в строй еще в 1983 году. Ускоритель, позволявший в подземном кольце протяженностью 6,28 километра сталкивать на большой скорости протоны и антипротоны, был вторым по мощности устройством после Большого адронного коллайдера Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН), введенного в строй в марте 2010 года на французско-швейцарской границе.

Ученые отмечают, что с закрытием американского коллайдера подошло к концу 25-летнее доминирование США в физике высоких энергий. Американские физики в лаборатории Ферми, передав эстафету в исследовании ускоренных частиц своим европейским коллегам, намерены сконцентрироваться на более узких исследованиях, например, создании более плотного пучка протонов. При этом часть ученых в рамках партнерства с ЦЕРН продолжат работу в дистанционном режиме или перебазируются в Европу.

"В области науки ничего не длится вечно. Нам необходимо переходить на другие аспекты физики, где мы можем сказать свое слово", – отметил директор лаборатории Пьер Оддон. По его словам, Европа сейчас значительно превосходит США в этом аспекте исследований, и теперь стране необходимо решить, как в наилучшей степени использовать имеющиеся у нее ресурсы для дальнейших научных проектов. "Думаю, мы все же можем сохранить лидирующие позиции в мире. Мы не будем, как 30 лет назад, впереди всех во всех аспектах физики элементарных частиц, но будем лидировать в более узких областях", – отметил Пьер Оддон.

За почти 26-летнюю историю "Теватрона" ученые с его помощью сделали ряд важных научных открытий и получили неоценимый опыт в строительстве и эксплуатации такого большого и сложного ускорителя, который был им необходим в создании 27-километрового кольцевого Большого адронного коллайдера.

"Мы его создали с целью узнать, как устроен мир. "Теватрон" был смелым проектом своего времени", – отметил Пьер Оддон. Одним из главных достижений американского ускорителя частиц считается открытие в 1995 году так называемого "последнего кварка" – наиболее массивной среди других частиц в современной физической теории "Стандартного типа", за исключением пока не обнаруженного звена этой модели – бозона Хиггса. "По всему миру было построено множество устройств с целью обнаружить топ-кварк. Мы обнаружили его только благодаря огромной энергии, которую удалось создать на "Теватроне", – напомнил директор Национальной лаборатории имени Ферми.

Ученые уже давно указывали на то, что "Теватрон" устарел, но окончательное решение о его закрытии было принято в начале текущего года, когда министерство энергетики США решило не выделять 35 миллионов долларов, необходимых для поддержания его работы до 2014 года. Несмотря на закрытие "Теватрона", сотрудники лаборатории заявляют, что продолжат исследования, направленные на поиск бозона Хиггса.