Сегодня Земля "встречается" с Марсом

В среду Марс подойдет к Земле на самое короткое расстояние за два с лишним года – 99 миллионов километров, примерно две трети расстояния от Земли до Солнца, – и будет виден на небе ярче других планет перед тем, как в пятницу, 29 января, произойдет противостояние Земли и Марса.

Марс на небе на этой неделе можно увидеть в созвездии Рака – между созвездиями Близнецов и Льва.

Противостояние начнется вечером в пятницу, сообщает сайт. Солнце, Земля и Марс будут находиться на одной линии. В это время условия для наблюдения за "красной планетой" будут лучшими в 2010 году.

Марс и Земля, двигаясь по своим орбитам, периодически сближаются друг с другом. Если бы эти орбиты были идеально круглыми и лежали в одной плоскости, сближения всегда были бы одинаковыми. Но земная орбита несколько отличается от окружности, а орбита Марса заметно вытянута.

Время между противостояниями – чуть больше двух лет, и за этот период Земля делает два с лишним оборота, а Марс – чуть больше одного. Поэтому каждый раз планеты встречаются в разных точках своих орбит, приближаясь друг к другу на разное расстояние.

Примерно каждые 15-17 лет Земля и Марс проходят друг мимо друга на расстоянии меньше 60 миллионов километров, и эти встречи называются "великими противостояниями". Такие противостояния происходят летом, и чем ближе их дата к 28 августа – дню, когда Земля проходит ближе всего к перигелию орбиты Марса, тем ценнее это астрономическое событие для ученых.

Во время самого знаменитого великого противостояния в сентябре 1877 года американский астроном Асаф Холл открыл спутники Марса – Фобос и Деймос, а итальянец Джованни Скиапарелли – знаменитые марсианские каналы, линии, соединяющие темные пятна на поверхности планеты.

Открытие каналов усилило дискуссии на тему наличия на Марсе разумной жизни, а писателя Герберта Уэллса вдохновило на роман "Война миров".

"Величайшее" противостояние Марса случилось 27 августа 2003 года, когда расстояние между планетами достигло 55,7 миллиона километров – минимума за всю историю астрономических наблюдений. Следующее великое противостояние ожидается в 2018 году.