АНТ-1 (1923), первый самолет конструкции Андрея Туполева. Опытная одноместная спортивная машина совершила первый полет 21 октября 1923 года. Туполев до того занимался разработкой глиссеров и аэросаней, и простейший АНТ-1 стал, скорее, пробой пера для новообразованного КБ. Туполеву на момент окончания работ над самолетом исполнилось 35 лет. Сам АНТ-1 существовал в единственном экземпляре и был планово разобран в 1937 году.
ЦКБ-26 (1935), первый самолет конструкции Сергея Ильюшина. Экспериментальный бомбардировщик, созданный в рамках госзадания (другим участником "социалистического соревнования" было КБ Сухого). Имел также код ББ ("ближний бомбардировщик"), как и многие другие советские самолёты того времени. На момент работы Ильюшину исполнился 41 год, до того он работал в ЦАГИ и других советских КБ. Сам ЦКБ-26 был построен в единственном экземпляре, но на его основе был создан серийный (1528 машин) бомбардировщик ДБ-3.
" decoding="async" loading="lazy" />
АИР-1 (1927), первый самолет конструкции Александра Яковлева. Свой первый планер АВФ-10 разработал еще школьником, с 17-летнем возрасте, а спустя четыре года 21-летний вундеркинд предложил и получил финансирование на строительство первого самолёта. Название АИР пошло от бортового номера самолёта RR-AIR (или от аббревиатуры первоначального названия в честь председателя совнаркома "А. И. Рыков").
АН-2 (1947), первый самолет конструкции Олег Антонова. До него КБ Антонова занималось планерами (потому и нумерация не с единицы), а затем "выдало" самый популярный многоцелевой самолет Советского Союза. Ан-2 в разных модификациях был произведен в количестве более 18 000 штук, первый полет он совершил 31 августа 1947 года, многие "АНы-2" летают до сих пор. Антонову на момент создания самолета был 41 год.
И-4 (1927), первый самолет конструкции Павла Сухого и первый же отечественный цельнометаллический истребитель. На момент его создания 31-летний Сухой работал в КБ Туполева, и И-4 ("Истребитель-4") имел второе наименование АНТ-5. Туполев осуществлял надзор за конструированием, но, в принципе, в процесс не вмешивался. И-4 оказался довольно удачным и был построен в количестве 369 экземпляров.
У-1 (1921), первый самолет конструкции Николая Поликарпова. Поликарпов был другом и соратником Сикорского, но в отличие от последнего от эмиграции отказался и работал в СССР. Учебный У-1 был разработан на базе трофейного британского Avro 504 при участии, кстати, Сергея Ильюшина. Поликарпову, на тот момент главному конструктору Государственного авиазавода №1 (ранее — "Дукса") было 29 лет.
МиГ-1 (1940), первый самолет разработки Артема Микояна и Михаила Гуревича. На деле работу над ним начина Поликарпов — тогда он носил название И-200, но в 1939 году чертежи передали новообразованному КБ МиГ, и его руководители закончили разработку. Микояну было на тот момент 35 лет, Гуревичу — 43.
МБР-2 (1932), первая летающая лодка Георгия Бериева. 29-летний Бериев только-только был назначен в авиаконструкторскую группу приглашённого в СССР француза Поля Эме Ришара. Но Ришар вернулся на родину, не дожидаясь окончания контракта, и, по сути, разработка первой советской летающей лодки легла на молодого инженера Бериева. С задачей он справился. Первый полёт МБР-2 совершила 31 мая 1932 года, всего было выпущено 1365 экземпляров.
КАСКР-1 "Красный инженер" (1929), первая работа Николая Камова, еще не вертолет, а автожир. Собственно, первый советский автожир, что тут говорить. Работа в отделе опытного самолетостроения, вместе с инженером Николаем Скржинский, Камов построил эту машину, по сути, на энтузиазме, было ему тогда 27 лет. Впоследствии он стал ведущим советским конструктором вертолетной техники.
ГМ-1 (1948), первый вертолет Михаила Миля и первый советский серийный вертолет — уже под названием МИ-1. ГМ-1 расшифровывается как "Геликоптер Миля-1". До войны Миль работал инженером у Николая Камова и принимал участие в создании советских автожиров. На момент разработки ГМ-1 ему было 39 лет.