Ученые выяснили, какой необычной едой питались динозавры

Исследователи из Колорадского университета в Боулдере изучили 15 окаменелых экскрементов

Травоядные динозавры, возможно, не были столь уж строгими "вегетарианцами", как думали ученые. Некоторые подобные древние ящеры, похоже, порой были не прочь полакомиться и доисторическими раками и крабами. По крайней мере, исследователям удалось обнаружить следы морепродуктов в окаменелых фекалиях этих животных.

Результаты исследования окаменелых экскрементов динозавров опубликованы в научном издании Scientific Reports.

За последние годы ученые нашли в американском штате Юта множество копролитов (окаменелых экскрементов), этим древним фекалиям 76 -74,1 миллиона лет. Карен Чин из Колорадского университета в Боулдере изучила 15 копролитов, извлеченных с участков, которые располагались друг от друга на расстоянии 20 километров. Выяснилось, что динозавры в основном ели гнилую древесину елок. Но в десяти образцах Чин также обнаружила фрагменты ракушек.

o_1455017_01

Экскременты. Фото: Karen Chin/CU Boulder

"Сперва мы подумали, что просто смотрим на окаменелую скорлупу внутри копролитов. Я придерживалась этого мнения некоторое время, поскольку образцы действительно выглядели словно окаменелая скорлупа", – говорит ученый.

Но некоторые части обладали, как ни странно, неравномерными изгибами и формой. По этой причине Чин решила проконсультироваться с экспертом по ракообразным Родни Фельдманом из Кентского государственного университета, который помог ей понять, что же именно она нашла. Оказалось, что в экскрементах присутствовали останки древних ракообразных.

"Стало ясно, что раковины были съедены, – рассказывает Чин, – поскольку они были изрядно измельчены и были распространены среди нескольких копролитов, найденных в разных местах".

Никто не знает, почему гадрозавры могли придерживаться столь гибкой диеты. Возможно, самки, откладывающие яйца, использовали ракообразных в качестве дополнительного источника белка и кальция. Кроме того, подобное питание могло быть сезонной привычкой, когда другой еды просто недоставало.

screenshot_1

Фото: nature.com

"У них есть хорошие доказательства того, что динозавры питались этими существами. И это довольно необычная и неожиданная находка", – говорит Пол Барретт из Музея естествознания в Лондоне.

И Барретт, и Чин считают, что динозавры вряд ли питались ракообразными на регулярной основе. Тем не менее, исследование отмечает, что растительноядные динозавры, по всей видимости, придерживались более гибкого питания, чем считалось прежде. Современные птицы произошли от динозавров, и Чин указывает, что многие растительноядные птицы периодически могут стать и всеядными.

Однако динозавры, возможно, не были такими уж гибкими в этом вопросе, как те же современные птицы, имеющие в своем арсенале клюв, приспособленный к разнообразному питанию. У гадрозавров и других травоядных динозавров часто были зубы, подходившие только для перемалывания растений.