История бобслея: гонки для ленивых, принц Монако и 42 смерти на трассе

26 Октября 2016, 12:00

За 110 лет трассы подорожали на $249 млн, вместо дерева "летают" на кевларе, который в пять раз прочнее стали

Фото wikipedia
Фото wikipedia

Не зря некоторые утверждают, что лень - двигатель прогресса. Вот не захотел в 1888 году английский турист Уилсон Смит спуститься из швейцарского Сент-Морица в Чеклерину пешком, соединил двое саней с доской и поехал на них, попутно изобретая новый вид - бобслей - сани для катания с гор.

ГОНКИ. Первые в мире сани для бобслея сконструировали в 1904 году из дерева. Но вскоре стали делать из металла. Первые бобы были очень забавными: автомобильный руль, за которым на открытой скамейке сидел или лежал - тут уж кому как больше нравилось - экипаж. Скорость первых бобов достигала 90-96 км/ч. Но уже на Олимпиаде 1924 года в Шамони особенности трассы позволяли на некоторых участках разгоняться и до 115 км. Сегодня бобы напоминают гоночные автомобили, в зависимости от трассы четырехместный способен "лететь" 150-160 км/ч. Самые быстрые бобы делают из кевлара, который в 5 раз прочнее стали, но очень легкий. Поэтому из него делают и бронежилеты.

Боб - закрытая обтекаемая конструкция из двух соединенных шарнирами половинок. Такое соединение дает возможность проходить виражи, прижимаясь ко льду всеми четырьмя коньками. Пилот управляет бобом с помощью рулевых тяг. Два троса поворачивают передние полозья, задние - неподвижны. Все они не заточены, иначе бы врезались в лед и затрудняли скольжение. Чем лучше плавится лед, тем выше скорость. Но нагревать коньки запрещено. На старте висит контрольный полоз. Отклонение от его температуры грозит дисквалификацией. На Олимпиаде-2006 в коньках с подогревом обвиняли Германию. Сейчас полозья для всех сборных изготавливаются из стали, которая хранится на складе в Швейцарии. Разрешают только увеличить скорость скольжения, изменив форму полозьев.

.jpg_23

По первым правилам бобслея экипаж состоял из 5 человек - троих мужчин и двух женщин. Сегодня мужчины и женщины "гоняют" отдельно, причем до 2002-го девушки не участвовали в Олимпиадах, а бобы бывают только двух видов. Двухместный боб не должен быть длиннее 2,7 м и не превышать 165 кг. А четырехместный не может выходить за рамки 3,8 м и 230 кг, с командой - максимум 630 кг. Стоимость двухместного боба - 35-80 000 евро. Четырехместного боба - 100 000 евро.

ЛОТЕРЕЯ. Это сейчас в бобах сидят профи, а 90-100 лет назад это было развлечение для молодых и богатых любителей приключений. Туристы, отдыхая на горнолыжных курортах, не особо тренируясь, они просто покупали либо брали в аренду сани, пройдя спуск пару раз в качестве второго пилота. А чемпион первых ОИ-1924 в составе Швейцарии Эдуард Шеррер никогда до этого не участвовал в соревнованиях по бобслею. Сани он выиграл в лотерее и выставлял их в качестве аттракциона. Но его старый боб был самым широким, что дало преимущество на сложной подтаивавшей трассе, и после трех выигранных попыток швейцарцам оставалось просто доехать до финиша...

ЭКИПИРОВКА: КАПА, ПЛАСТИК И ШИПЫ В 1 ММ

С первого взгляда в бобслеистах начала ХХ века с трудом угадывались спортсмены - одевался кто как хотел: какие-то кофты, вязаные свитера всевозможных разцветок, пальто, меховые шапки, вязаные... Обувь тоже на свой вкус - лишь бы ноги не мерзли. Сегодня комбинезон сводит к минимуму сопротивление воздуха при разгоне и обладает компрессионным эффектом - улучшает кровоток и работоспособность мышц. Шлем, как и боб, из легкого, но прочного кевлара. Забрало из двойного пластика с воздушной прослойкой, чтобы не запотевало. На кроссовках - до 680 маленьких шипов. Верхняя часть шипов – не толще 1 мм, шипы не должны быть длиннее 4 мм, расстояние между ними – не более 3 мм. Такая конфигурация меньше повреждает лед. Под костюм надевают противоожоговую рубашку, опять же из кевлара, который выдерживает даже огонь. Она спасает при перевороте, когда разгоняющих тащит по льду со скоростью свыше 100 км/ч. Многие используют капу, чтобы защитить зубы, трескающиеся от сильной вибрации.

.jpg_24

ТРАГЕДИИ: 42 СМЕРТИ С ШАМОНИ И АНТИОЖОГОВЫЕ МАЙКИ

Бобслей - зрелищный, но опасный вид спорта. Чем быстрее становился боб и круче виражи, тем чаще стали калечиться и гибнуть спортсмены, большинство из которых в начале XX века катались без шлемов. С 1924-го погибло 42 бобслеиста. Последняя - чемпионка Европы, немка Ивонн Чернота. В 2004-м во время тренировки в Кенигсзее ее боб перевернулся, вылетел с трассы и придавил девушку, сломав шейный позвонок. Ивонн скончалась в вертолете по пути в госпиталь.

23 ноября 2009-го там же во время тренировки экипаж в составе Надежды Филиной и Ирины Скворцовой из-за ошибки судьи выехал на трассу на красный свет, перевернулся, и в него на полной скорости врезался стартовавший из других ворот мужской экипаж. Ирина перенесла ряд операций, но травмы не позволили ей вернуться в спорт.

Немецкий союз бобслея и скелетона выплатил ей компенсацию 650 тыс. евро. Также, вылетая на трассе из боба, спортсмены получали ледяные ожоги. Рана чаще начинает гнить, кожу приходится вырезать и пересаживать. Сейчас появились антиожоговые майки.

.jpg_25

ТРАССЫ: 15 000 КУБОМЕТРОВ СНЕГА

Первые неофициальные гонки проходили буквально на заснеженных дорогах Швейцарии. И чаще ехали по прямой, без массы крутых виражей, которые так популярны сегодня. Первая и самая старая профильная трасса открыта 1 января 1904 года в Санкт-Морице. Ее сооружение обошлось в 11 000 швейцарских франков. Сегодня это 50 000 долларов. Строителям понадобилось 15 000 кубических метров снега и 7000 кубометров воды. Трасса была построена у отеля Кульм в парке Альфонса Бадрутта. Ледяная дорога до сих пор проходит в бору от парка Бадрутта в Санкт-Морице до городка Челерина. Она остается единственной естественной трассой в мире. Ее длина 1722 м. Средний уклон – 8,14%, перепад высот – 130 м.

Современные сооружения представляют собой ледяной желоб на железобетонном основании, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Лед намораживают исскуственно. Толщина корки – до 5 см. По словам спортсменов, идеальная температура льда – чуть ниже нуля (–3 °С), более холодный лед тяжело прокалывается шипами, которые расположены у них на обуви, и усложняет разгон. Трасса обязана иметь по крайней мере один прямой участок и лабиринт (три последовательных поворота без прямого). Длина трассы колеблется от 1500 до 2000 метров с 15 виражами минимального радиуса 8 метров, а перепад высот – от 130 до 150 метров. Желоб трассы на прямом участке должен иметь минимальную ширину 1,30 м и максимальную 1,50 м. Края желоба должны быть закруглены (радиус 20 см). Минимальная высота желоба, измеренная от его основания, составляет 45 см.

Трасса для последних игр в Сочи-2014 протяженностью 1814 м обошлась в $250 млн. Она, как и все современные, имеет закрытую от осадков стартовую эстакаду и арену для разогрева спортсменов над треком, о чем 100-110 лет назад бобслеистам приходилось только мечтать, ведь их трасса состояла лишь из спуска со снежными бортами, причем их высота была весьма произвольная.

.jpg_26

Сегодня, если спортсмен ошибается на входе в вираж и не справляется с управлением, по трассе есть козырьки, которые не позволяют экипажу покинуть пределы дистанции.

В Украине действующей санно-бобслейной трассы нет, как впрочем практически нет и самого бобслея. В советское время функционировала очень приличная трасса в Вышгороде. Но в 1990-е там произошел то ли пожар, то ли поджог, и часть трассы сгорела. Денег на восстановление не выделялили, и она пришла в упадок. В крупных соревнованиях по бобслею украинцы не участвуют. Хотя олимпийским чемпионом 1988 года в двойке стал дончанин Сергей Козлов, который потом в четверке составил компанию латвийскому трио и добавил к "золоту" бронзовую медаль.

ТЕХНИКА: ПЕРЕГРУЗ КАК В ИСТРЕБИТЕЛЯХ

По дистанции боб движется вниз под действием гравитации, но его нужно быстро и сильно разогнать. На заре бобслея не было и речи о том, чтобы запрыгивать в боб на ходу. Экипаж полностью садился внутрь, а потом, раскачиваясь, трогался вперед. К осознанию важности разгона пришли уже в 40-50-х. Сейчас на отрезке в 50 м нужно разогнать боб до 40-45 км/ч и запрыгнуть внутрь. Это длится менее 5 секунд. Медлить нельзя, и нужно двигаться в ногу. Первым садится пилот, потом (в случае "четверки") по очереди "боковики", а последним – разгоняющий, или брейкмен, от английского brake – "тормоз", ведь именно этому парню придется дергать за тормозную гребенку после финиша. Брейкмену важно не затормозить боб, когда будет запрыгивать, но и не зевать, чтобы команда не уехала без него, ведь это приведет к дисквалификации экипажа.

При спуске трассу видит лишь пилот, а остальные помагают ему фактически вслепую. На виражах они должны перемещать центр тяжести, поддерживая баланс и не давая бобу перевернуться.

2_31
Разгон. Набрать скорость 45 км/ч и упаковаться менее чем за 5 секунд. Фото AFP

Перегрузки спортсменов на виражах достигают 5-6g. Ощущения сравнимы с теми, что испытывают летчики истребителей при выполнении фигур высшего пилотажа. У пилота большое давление на глаза, поэтому случается, что на выходе из виража изображение расплывается. При этом раньше на прямых командам приходилось качаться назад и вперед для увеличения скорости, за что сани и назвали "боб" – с английского странно, неловко двигаться.

Чтобы быстро растолкать эту кевларовую махину в два центнера, бобслеисты должны быть сильными и выносливыми. Часто это бывшие борцы, штангисты, армрестлеры.  А также бывшие легкоатлеты. Говорят, что в конце разгона брейкмен движется быстрее, чем человек-молния, спринтер Усейн Болт! Тогда как в первой трети XX века бобслеисты были богачами, у которых находились средтва не недешовый боб.

ЖАРКИЕ ВИРАЖИ. $120 000 ЗА 2 ДНЯ И СЦЕНАРИЙ В ГОЛЛИВУДЕ

Популярность бобслея постоянно растет. Сейчас в соревнованиях участвуют представители почти семи десятков стран. Причем даже из Африки, Карибских островов и Бермудских островов. Но экзотическими первопроходцами были спортсмены Ямайки. Как-то американцы Джордж Фитч и Уильям Махоуни увидели гонки миникаров, которые чем-то напоминают бобслей, и решили, что на бобах у ямайских ребят тоже получится. Они не смогли найти желающих в летних видах и рекрутировали бобслеистов в армии Ямайки.

kinopoisk.ru-cool-runnings-1736898

На дебютной Олимпиаде-1988 четверка с Ямайки не закончила выступления, вылетев с трассы в одном из заездов из-за технических проблем боба. Но они завоевали любовь публики и к финишу шли под аплодисменты. Их трогательная история легла в основу голливудской комедии "Крутые виражи".

В 1994-м квартет с Ямайки занял самое высокое на Играх 14 место. Зато после переезда в Канаду в 2004-м разгоняющий Лассель Браун по прозвищу Черный Носорог стал чемпионом мира, дважды призером ОИ. А вот участие Ямайки в Сочи-2014 может стать основой еще одного фильма. Сначала всем миром собирали деньги на поездку - за 2 дня нашли $120 000. Затем во время перелета потеряли боб, потом нашли, но приехали только 29-ми.

На протяжении долгих лет во время крупных стартов замирали сердца у жителей Монако, ведь на пяти Олимпиадах на трассу выходил их князь Альбер. Самое высокое место - 25-е в 1988-м.

3_21Князь Монако Альбер на Играх был пять раз. Фото AFP 

Вы сейчас просматриваете новость "История бобслея: гонки для ленивых, принц Монако и 42 смерти на трассе". Другие Новости спорта смотрите в блоке "Последние новости"

Автор:

Павлова Елена

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...