I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Дачи великих: голый Волошин и охранник Лев Толстой

Дачные истории и авантюры писателей и поэтов — от коктейля Горького до любви Пастернака.

Дачный сезон — в самом разгаре. И если у большинства "огородников" он связан с полевыми работами и отдыхом за чашкой чая из душистых трав в гамаке, то у писателей, снимавших домик на лето на территории Украины, именно дача становилась родиной романов и повестей, которыми зачитывается уже не одно поколение. Часто их дачные дни — это череда приключений.

Так, когда в начале XX века поэт Максимилиан Волошин приехал в Коктебель, стал не только автором "культурных провокаций", но и законодателем пляжной моды. В Европе он узнал о движении натуристов — людей, которые загорают и купаются без одежды, и был уверен, что это течение приживется и на крымских пляжах.

Реклама

Его стараниями в Коктебеле появился первый нудистский пляж. Но общественность такую новацию восприняла в штыки. По инициативе местного Общества Благоустройства на пляже возле дома Волошиных вкопали столб с указателями "М" и "Ж", чтобы гости художника — мужчины и женщины — не купались голыми вперемешку. Макс собственноручно распилил эти столбы и сжег. Тогда народ пожаловался в полицию и в дело уже лично вмешался градоначальник. Он потребовал или прекратить безобразие, или снова вкопать столб с указателями для раздельного купания. Но Волошин в суде доказал, что столб унижает его достоинство, поскольку такие указатели ставят только возле туалетов, и отстоял право купаться с гостями так, как им угодно. Суд же взыскал с Волошина только штраф в несколько рублей — как компенсацию Обществу Благоустройства за порчу их имущества.

"Обормоты" — так называли себя члены волошинского клуба, смущая публику, и дальше купались без одежды вперемешку. В "Общество обормотов" входили Викентий Вересаев, Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном, а также все гости волошинского дома. Когда их собиралось более десятка — Коктебель "стоял на ушах".

Как-то гостил Николай Гумилев с Елизаветой Дмитриевой. На одной из прогулок она спросила, увидев каменный профиль на горе Карадаг, справа от Коктебеля, поразительной похожий на лик поэта: "Волошин, это ведь ваш портрет? Хотела бы я видеть, как вы это проделали... Может, специально для меня запечатлеете свой лик еще раз — слева от Коктебеля?" На это Макс патетически ответил: "Слева — место для моей посмертной маски!".

Реклама

ЗА ЛЬВОМ НИКОЛАЕВИЧЕМ НА ОТДЫХЕ СЛЕДИЛИ АГЕНТЫ ЦАРЯ

Фото: М. Львовски
Ветров и Пахоменко. В роли писателей, фильм "Невечерняя"

Лев Толстой с семьей отдыхал в Крыму на даче графини Паниной в сентябре 1901 года. Софья Владимировна пригласила писателя посетить ее имение и заодно поднабраться сил у моря после болезни. Хозяйка роскошного дворца и парка в Гаспре предоставила в распоряжение Толстого комнату с залом в нижнем этаже. Лев Николаевич завел обычай после утреннего кофе гулять по Царской тропе, от Ливадии до Мисхора, или по нижней дороге к морю. Чаще пешком, но бывало и на маленькой спокойной лошадке.

Реклама

Фото: М. Львовски
Дача графини Паниной. Сюда она пригласила Толстого

На одной из таких прогулок писатель простудился. К воспалению легких добавился еще брюшной тиф. Надеялись уже не столько на врачей, сколько на чудо. Толстой успел даже распорядиться, чтобы его похоронили в Крыму. Так совпало, что в те дни граф Толстой был отлучен святейшим синодом от церкви и был под наблюдением царской охраны. Вокруг дворца Паниной постоянно крутились тайные агенты и под видом беспокоящихся почитателей таланта справлялись о его самочувствии. Но чудо случилось — граф пошел на поправку и прожил еще 8 лет.

ВОЗЛЕ ЧЕХОВА ВЫЛОВИЛИ РЕВОЛЮЦИОНЕРА В ТРУСАХ


Дача в Ялте. Здесь писатель работал над пьесой "Три сестры"

Крымский дачник Антон Павлович Чехов, уже всерьез обосновавшись в Ялте, на гонорар от книгоиздателя Адольфа Маркса прикупил себе также и неказистый домик в Гурзуфе. В январе 1900 года он об этом написал своим родным: "Я купил кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево — шелковица".

Там писатель скрывался от надоедавших ему бесконечных посетителей ялтинской знаменитой Белой дачи и выкраивал время для работы над пьесой "Три сестры". По завещанию, составленному писателем 3 августа 1901 г., гурзуфская дача перешла его жене Ольге Книппер, которая отдыхала там каждое лето (за исключением военных лет) до 1959 года. "Это чудное место — сакля среди скал, — рассказывает чеховед, заведующий ялтинским музеем "Чехов и Украина" Геннадий Шалюгин. — И с ним связано много не только чеховских историй. До революции там бывал Маяковский, а позже после войны у Ольги Леонардовны останавливался и Олег Ефремов. Он признавался, что именно там, на этой дачке к нему пришла идея о создании театра "Современник". В этих местах произошел и курьезный случай с видным партийным деятелям Николаем Бухариным. Рядом с чеховской дачей была так называемая дача Подвойских и там как-то отдыхал сам Бухарин. И вот, значит, знаменитый революционер решил искупаться в море: спустился в бухту, разделся и уплыл. А он любил заплывать довольно таки далеко, и вот там его и выловил наряд пограничников. Ну голый же мужик в трусах. Спрашивают его: "Кто таков?", а он: "Я — Бухарин". Старший из наряда ему в ответ: "Ага, а я нарком Ягода!". Бухарину на слово не поверили и продержали три дня в каталажке для выяснения личности пловца-шпиона. Родственники же на берегу нашли его одежду и поскольку Николай Иванович не появлялся, думали, что утонул. Ситуация прояснилась когда сотрудники НКВД пришли по адресу, указанному "мужиком в трусах".

ИРПЕНЬ: РОДИНА НЕЗНАЙКИ И ГОЛУБАЯ КРОВЬ

Фото: С. Кузнецов
Домик Пастернака. Нынешняя владелица ничего не знает о поэте

Как всякий город, Ирпень, что под Киевом — с коробками-девятиэтажками и суетой. Но есть в нем районы, словно застывшие в прошлом веке: с небольшим домиками, утопающими в лесу, и почти первозданной природой на зависть жителям мегаполисов. Именно здесь наслаждались тишиной и покоем дачного поселка многие поэты и прозаики, (за что городок порой называют "украинским Переделкино").

Самый именитый среди них — Борис Пастернак. В 1930-х годах Нобелевский лауреат снял здесь домик. И именно на украинской земле преодолел творческий кризис. В то лето он читал свои новые стихи прямо в стогу — по вечерам дачники вели разговоры лежа на душистых травах.

Под соснами рождался замысел "Доктора Живаго". И в провинциальной тишине появился на свет еще один роман, но не литературный. Поэт влюбился в Зинаиду Нейгауз — жену своего друга, известного пианиста Генриха Нейгауза. "Дачный роман" уже через год перерос в брачный союз. Супруги прожили вместе без малого 30 лет, до самой смерти Бориса Леонидовича.

Добавим, Пастернак снимал дачу под Киевом всего одно лето. Годы репрессий, война напрочь стерли сведения о дальнейшей судьбе хозяев усадьбы. А в середине прошлого века дачу купила ее нынешняя владелица Лидия Ивановна. До пенсии она работала на разных предприятиях Ирпеня. О том, кто жил в ее доме, ничего не знает.

Фото: В. Абрамов
Дом Носова. Теперь у него новые хозяева

ЦВЕТОЧНАЯ УЛИЦА. В отличие от Пастернака, у детского писателя Николая Носова события в Ирпене были отнюдь не взрослые. Автор приключений Незнайки родился в Киеве, но все свое детство провел в Ирпене.

Именно благодаря летнему отдыху за городом и родились его веселые герои. Судите сами, в одной из своих автобиографических книг Носов вспоминал, что частенько просил папу рассказать сказку. Самой любимой была... история про "мальчика-с-пальчик". Жили же Носовы на Цветочной улице. Свяжите два этих факта, и вы догадаетесь, откуда "произошли" герои повестей Носова — маленькие человечки, живущие в Цветочном городе.

В конце прошлого века улицу, на которой жил Носов, переименовали в честь... другого писателя — Михаила Стельмаха. Теперь в одном из ее закоулков за зеленым забором стоит одноэтажный ветхий домик. Мемориальная табличка отсутствует, а новых хозяев сердят расспросы о предыдущих владельцах: "Живем здесь полвека и ничего о Носове не слышали. Вот только последние пять лет все как с ума сошли, носятся с этим Незнайкой..."

Фото: В. Абрамов
Дача Стельмаха. Сюда до сих пор приезжает родня писателя

НАВОЗ И ДЖАЗ. Дачный дом самого Стельмаха также до сих пор стоит в Ирпене в тени большого сада. Потомки его дачу не продали, и по сей день приезжают в этот городок. Увы, застать их нам не удалось, а о дачных днях писателя нам рассказал сосед, 55-летний краснодеревщик Петр Иванович.

"Когда Михаил Афанасьевич здесь жил, я еще ребенком был, но хорошо его запомнил. Он был простым человеком, любил сад, лично его навозом удобрял. Но по большей части работал дома над рукописями. Ходил весь в свои мысли погруженный. Отцу говорил: "Я пока пишу — в этом мире отсутствую". Что еще вспоминают селяне? Благодаря писателю заасфальтировали их улицу.

А напротив дома Стельмаха — участок, на котором отдыхал поэт Натан Рыбак. О нем соседи говорят с ноткой неприязни: "голубая кровь". Дескать, приезжал на черном ЗИМе, к которому спешила прислуга. За экзотическими сортами сирени ухаживал садовник, обеды готовила привезенная из города повариха. "У него дома был тогда еще диковинный "комбайн" — проигрыватель с магнитолой. На нем любил джаз слушать", — вспоминает Петр Иванович. После смерти поэта дом продали, и, по слухам, купил его некий бывший тракторист.

ДАЧА ГОРЬКОГО: ЕЕ ОХРАНЯЛ ПОТОМОК ЛЬВА ТОЛСТОГО


В "Тессели". Горький с внучками Марфой и Дарьей Пешковыми

Пролетарскому писателю Максиму Горькому крымскую дачу в 1932 году подарило советское правительство — к 40-летию творческой деятельности. Ему вручили ключи от бывшей дачи Раевских (участок когда-то купил герой Бородинского сражения Николай Раевский. — Авт.) в Форосе — "Тессели" (греч. — "тишина"). В форосской тишине Алексей Максимович трудился плодотворно: писал роман "Жизнь Клима Самгина" и создал второй вариант пьесы "Васса Железнова".

На даче Горький придерживался обычного режима. Вставал рано и утро начинал с фирменного коктейля: размешивал два сырых яйца в стакане и выжимал туда сок целого лимона. А потом выпивал стакан крепкого кофе с молоком и запирался в кабинете до обеда — считал эти часы самыми продуктивными. На большом столе писателя всегда был идеальный порядок: он любил хорошую бумагу, цветные карандаши для правки рукописей, новые перья и ручки. Там же всегда был запас папирос и набор мундштуков.

После смерти писателя дача "Тессели" стала правительственной, и там отдыхали легендарные космонавты: Гагарин, Титов, Попович, Николаев. А уже в наше время комплекс отошел, по одним данным, навсегда, по другим — в аренду на 49 лет Республике Татарстан, и считается летней резиденцией Минтимира Шаймиева. Охраной на этом режимном объекте (недалеко от госдачи "Заря", в которой во время путча сидел под замком Горбачев) руководил почетный крымчанин, 75-летний Лев Николаевич Толстой. И это не случайное совпадение имени и фамилии — в прошлом начальник Службы охраны в Крыму 9-го управления КГБ СССР, генерал-майор госбезопасности, действительно является правнучатым племянником великого писателя. Сейчас Лев Николаевич работает советником директора этой дачи, делясь своим опытом и организаторскими умениями.

ОТДЫХ СОВРЕМЕННЫХ

"Когда выпадает отпуск — едем в далекие страны. Берем ноутбук и на море. А наша дача может быть и у Красного моря, и на острове Комодо, и в Новой Зеландии, и в Таиланде, и в Лондоне или Париже. — рассказывает фантаст Сергей Дьяченко. По его словам путешествие для писателя — импульс стимулируют воображение, а уж если речь идет о фантастике... "Новую Зеландию называют самым красивым уголком Земли, и в ней есть бухта которую, в свою очередь считают самой красивой в этом государстве. Так вот, в этом удивительно месте я видел дракона! При свете луны он планировал над морем. Чешуйчатый, с огромными печальными глазами. Моя жена, Марина, решила, что это "эффект от красного вина". Но мне такое слушать обидно, — полушутя-полусерьезно рассказывает Сергей. Заметим, что для писателя-фантаста даже общедоступное подводное плаванье приобретает необычную окраску. "Под водой ты словно в невесомости, чувствуешь себя космонавтом, и такое ощущение невозможно получить ни на какой даче, — заключает Дьяченко.

Писательница Оксана Забужко также предпочитает заграницу. Любит глубинку Испании: "Чтобы Марроко через пролив было видно", восхищается корридой: "По накалу страстей это не сравнится ни с одним футболом". Но самые яркие воспоминания оставил Шотландский замок, куда Оксану пригласил британский меценат: "Вокруг лес, выходишь из замка, бросаешь окурок в кусты, а оттуда олень, и у него в глазах: "Подруга, ты чего?"

КАПРАНОВЫ: "СЪЕЛ ЧЕРЕШНЮ — И В "НИРВАНУ"

"Мы только на этой неделе вернулись со своей дачи в Очакове (Николаевская обл) в Киев. Работали над новой книгой "Дневник моей секретарши". Идею взяли из своей жизни. Наша помошница делала в рабочем журнале свои личные записи. И рядом с заметками о том, кто когда звонил было: "Сегодня начальник предложил мне яблоко. Я отказалось, для моей должности это непримлимо", — говорят писатели и книгоиздатели Виталий и Дмитрий Капрановы.

Братьев весьма удивил такой необычный для ХХI века подход к жизни. И в новом романе они решили посмотреть на наши бурные двухтысячные глазами чистой незамутненной девушки. Но если идею подсказало яблоко, то помогали писать роман совсем дургие фрукты. "Надо переключиться с одной сцены на другую — выходишь в сад к недозрелой черешни, и ты — в "Нирване", а оттуда уже недалеко до следующей главы", — смеются писатели. Помогали и соседи. "Это существа полувиртуальные. То они есть, а то их нет, а значит некому обижаться, что их черты использовали для героя книги", — рассуждают писатели.

В заключение скажем, что Капрановы уезжали отдыхать и работать и за границу. Сюжетные перепетии уже упомянутой новой книги придумывали отдыхая на Бали. "Дома лучше пишется, но... Конечно хорошо когда герои ходят по улицам Киева или Одессы, но иногда хочется отправиться и в более экзотические места, — говорят братья.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять