Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Композитор Григорий Гладков: "Пластилиновая ворона" кормит меня всю жизнь"

Накануне своего 60-летия композитор рассказал нам, как пластилиновый Рязанов спасал мульт "Ворона", который долго был под запретом, о шкафах, забитых каркушами, песенной работе с Басилашвили и "веселых" депрессиях

— Григорий Васильевич, Корнея Чуковского называют "Мистер Мойдодыр", Эдуарда Успенского — "Мистер Чебурашка", а вас, после успеха культового советского мультфильма 1980-х, несмотря на то, что вы написали около сотни детских произведений, навсегда нарекли "Мистер пластилиновая ворона". Вы ожидали, что у этого незатейливого мульта будет такой успех?

— Даже предположить не мог. После "Вороны" мы проснулись знаменитыми: чуть ли не каждый день звучала то песня, то музыка из этого мультфильма. Дети дарили игрушки и рисунки с изображением вороны. На даче и дома у меня были забиты ими все полки, пришлось даже строить стеллажи. Поступило много предложений из театров, особенно кукольных, написать им музыку. Потом было много разных версий этой песни: хард-рок, кантри-версии, даже хор Турецкого спел ее акапелльно.

Реклама

— Ходит байка, что вы написали мелодию к этому мультфильму за полчаса, а ваш коллега Эдуард Успенский придумал стихи за пять минут.

— Ну, это примерно. Кстати, сделали этот мультфильм киевские режиссеры — Александр Татарский и Игорь Ковалев. Познакомились мы с ними в Коктебеле на пляже, где я пел свои песни, а они проходили мимо. В общем, им песни понравились и они попросили меня сделать что-то для них. Я тогда жил в Ленинграде, записал фонограмму, отправил им, а они по ней сделали мультфильм на основе рисунков. Потом позвали меня в Москву. Причем задание было в день приезда сочинить две песни, потому что в этот же день предстояло ехать на худсовет. Мультфильм увидел Эдуард Успенский и пригласил ребят в творческое объединение "Экран", где он был редактором и консультантом по проектам, а поскольку одна песня уже была, решили сделать еще две. И вот к одной из них Успенский написал стихи. У него уже было подобное стихотворение под названием "В зоопарке". И Татарский попросил Успенского написать в этом же стиле. За основу взяли басню Крылова и написали так, будто двоечник вспоминает стихотворение, а вспомнить не может.

— А почему Успенского потом обвиняли в плагиате?

Реклама

— Ой, там черт ногу сломит, если разбираться. У Татарского была идея, чтобы мультфильм был своеобразной трансформацией капустника. Когда стали копать, выяснилось, что Крылов основу своих басен брал у Лафонтена, а потом переводил. Но вскоре нашли, что и Лафонтен грешил — сам не придумал ни одного сюжета, а позаимствовал все у Эзопа.

— И почему, спрашивается, этот безобидный мультфильм так долго запрещали?

— Считали, что это новаторская работа. Режиссер-самозванец из Киева приехал, композитор не член Союза композиторов — тоже не москвич. А у них очередь стоит. Критиковали и за изобразительный ряд. Но Татарский был мастер их обыгрывать, разрабатывал целые операции. Как-то он засветил пленку в одном месте и во время худсовета он отвлек начальство, чтобы те отвернулись от экрана и не заметили. Потом эту засветку считали фишкой режиссера. Помог "Пластилиновой вороне" еще и Эдуард Успенский, который всегда был борцом с чиновниками и никогда никого не боялся — переписывался только с Политбюро, а на мелких сошек времени не терял. Они, чтобы от него отвязаться, предложили ему должность редактора творческого объединения "Экран". Успенский написал, что может возглавить журнал "Пионер" или "Колобок", но ему отказали. В итоге дали место, но его там все боялись.

Реклама

— На экраны же мультик вы­пустили?

— Тоже дело случая. Одна редакторша из программы "Кинопанорама" спросила: "А что у вас новенького? Мультфильм? Но его все равно не покажут". Мы стали думать, что делать, и Татарский вылепил Эльдара Рязанова, который вел эту программу, из пластилина. После пластилинового двойника появился реальный Эльдар Александрович, который и представил зрителям "Ворону". Кстати, ушло на мультфильм 800 кг пластилина. Во время съемки вылепливали фигуру и ломали ее в кадре. Потом изображение пускалось наоборот. Поскольку в Союзе была плановая экономика, пластилин быстро раскупили и несколько лет его вообще не было в продаже.

— А в денежном эквиваленте вы не разбогатели на "Вороне"?

— Ну, тогда гонорары маленькие были — три сетки оплаты. Мне, как начинающему, заплатили по самой низкой. За весь мультфильм я получил где-то 400 рублей. В те годы это был оклад кандидата наук. Но нельзя сказать, что я на ней ничего не заработал — потом исполнял эту песню во всех концерта и она долго меня кормила.

— С Успенским не было споров?

— Да нет. Мы с ним на одной волне: когда встречаемся, общаемся в жанре подколов, приколов, розыгрышей. Хотя он сам не любит, когда шутят над ним. Мастерами розыгрышей в нашей компани были Татарский с Ковалевым. Когда они жили в Киеве, у них была пленка, которая называлась "Дегенерат у микрофона". Они звонили высокопоставленным людям по ночам, разыгрывали их и записывали это на пленку. Придумали персонажа Семен Швырь, такого водителя-недотепу из провинции, который говорит на суржике. При мне они разыграли начальника ТАСС по Украине. Ему позвонил этот Швырь и сказал, что он от его подчиненного везет ему арбузы и изюм, не знает, как доехать. А композитор Никита Богословский разыграл Сигизмунда Каца (советский композитор. — Авт.). У них с Никитой Богословским (коллега Каца) был "чес" и на последнем концерте они работали в двух ДК одновременно, а менялись по отделенияим. И вот Богословский выходит на сцену в первом отделении и говорит: "Я композитор Кац" и играет всю его программу. Потом приезжает настоящий Кац и зал умирает от хохота. Богословского после этого исключили на три месяца из Союза композиторов.

— Олег Басилашвили записал десять песен на вашу музыку. Трудно ли вам было с ним работать?

— В работе он легкий, столько смешных историй знает, поет изумительно. Мелодию услышит и с первого раза все записывает. Когда я приходил на запись, он никогда не спешил, был таким любителем поговорить. Мне в нем нравится гражданская позиция: он такой же максималист в отношениях, как и Успенский.

— Какой из своих проектов вы больше всего любите? 

— Наверное, на моем надгробном камне будет написано: "Он спел таблицу умножения". Выступая в школах, я понял, что дети не могут ничего выучить из-за телевизора. И я детям сказал: "Давайте споем таблицу умножения". Мы вырвали из тетрадей таблицу и в стиле рок-н-ролл, джаз, блюз, колыбельной спели, я потом все обработал. Сначала вышла кассета, а потом лазерный диск — успех был колоссальный. Помню, приехал в какой-то пионерский лагерь, а они под нее обедать идут.

— Знакомы ли вам муки творчества?

— Я вижу стихи и уже знаю, какая будет музыка. Если мгновенно не сочиню — ничего уже не сделаю. Бывает, загораешься, как в любви, и ваяешь, а потом подпрыгиваешь и сам себе говоришь: "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!" Я как-то проанализировал и понял, что все веселые песни рождались у меня в грустные моменты. Композиторы — одиночки. Если кто-то разговаривает, ты ничего не сочинишь. Писать нужно только когда ты один. Хотя, когда сочиняешь для телевидения по заказу — это лотерея. И когда композитор говорит, что вот "я сочиню", он сильно лукавит — один Бог знает, сможешь ли ты это сделать. Мне тут одни парень написал с обвинениями, мол, вы все песни и "Пластилиновую ворону" по заказу написали, а я-то думал, что служите искусству. Так я ему ответил, что вся музыка, даже в мировом искусстве, написана по заказу. Но музыкант понимает это не как заказ режиссера или продюсера, а как заказ Бога.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять