Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

"Мертвые души": идею романа Гоголю подарил Пушкин

Одному из самых ехидных романов Гоголя — 170 лет.

В гости к Пушкину Гоголь пришел сам — без рекомендаций и знакомств. Чтобы выразить поэту свой благоговейный восторг. Позвонил в двери — открыл слуга, который и заявил, что "барин спит". Наивный Николай Васильевич подумал, что "Пушкин всю ночь творил — писал стихи". "Да нет, какое там, — непочтительно проворчал старый камердинер, — опять всю ночь за бабами волочился, вино потреблял и в карты играл". У Гоголя началась нервная икота.

При чем тут "российское все" — Пушкин? А при том, что именно он подарил нашему Гоголю идею для романа "Мертвые души", который нынче отмечает 170-летний юбилей (первый том был издан в 1842 году). И как потом жаловался "арап Его Величества", этот "хитрый малоросс буквально выпросил у меня сюжет "Душ". Но, как говорится, сам виноват — нечего было воздавать должное дарам Бахуса в компании Гоголя, умевшего быть, когда ему это надо было, убедительным и обаятельным.

Реклама

Первое документальное упоминание о том, что работа над книгой "в разгаре и кипит" встречается в письме Гоголя (от 7 октября 1835 года) все к тому же Пушкину: "Начал писать "Души". Кажется, роман будет сильно смешон". Кстати, писатель, в отличие от многих собратьев по цеху, не чурался зачитывать на публике главы из своего еще не оконченного труда. К примеру, отрывки из "Мертвых" он декламировал Тургеневу, а потом фрейлине императорского двора Александре Смирновой. А чтобы вдохновение не иссякало, Гоголь отправился работать над книгой в древний и прекрасный Рим, где он ее и закончил. Кстати, как и все свои книги, "Души" он писал стоя (сидя не мог работать — мысль не шла). За небольшой такой себе конторкой. Что интересно, сам Гоголь свое творение упрямо называл "поэмой".

Довелось писателю пострадать и от произвола цензуры. Так, цензор Никитенко на первом листе рукописи к названию "Мертвые души" произвольно приписал: "Похождения Чичикова, или "Мертвые души". Вообще же, отношения писателя с цензорами достойны отдельного романа (перепуганные чиновники от литературы справедливо посчитали, что его роман — карикатура на весь государственный строй, и запретили его печатать. Положение спасла челобитная на имя царя, который дал добро на публикацию). При этом Николай Васильевич, еще до получения цензорного экземпляра, сам оформил обложку романа: витиевато разукрасив ее людскими черепушками, всяческими скелетами, винными бокалами, многочисленными виньетками и самодовольными бородатыми мордами витязей. Такая себе готика от литературы. И вся эта красота — в "бодром" черном цвете.

По свидетельству немногочисленных друзей великого носатого писателя, Гоголь настолько втянулся в работу над "Мертвыми душами", что решил уподобиться Данте Алигьери и превратить роман в такой себе трехтомник. И даже успел написать второй том, рукопись которого в больном бреду потом "скормил" печке. Вот и верь после этого Булгакову, что "рукописи не горят" (факт — именно Михаил Афанасьевич позже напишет по "Мертвым душам" театральную пьесу, которую служители Мельпомены ставят и по сей день).

Реклама

Читайте также "Мертвым душам" Гоголя 170 лет: второй том "хорошо горел, быстро"

ГЛАВНЫЕ ЛИЦА РОМАНА

ЧИЧИКОВ. Ехидный Гоголь обожал "разворачивать" образ из имени, а потому дает Чичикову фамилию, образованную путем примитивного повтора невнятного звукосочетания (чичи), не несущего никакой смысловой нагрузки. Мол, герой — пустышка, ноль без палочки. Писатель подчеркивает, что Чичиков — "не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод". Имя и отчество Чичикова — Павел Иванович, — округлое и благозвучное, однако не оригинальное, также подчеркивает желание героя слиться со средой, быть в меру заметным ("фрак брусничного цвета с искрой"), вместе с тем похожим на других ("никогда не позволяет себе неблагопристойного слова", "в приемах... что-то солидное"). Типичная серая мышь, которая, в случае чего, легко затеряется в толпе.

Реклама

СОБАКЕВИЧ. Воплотил в себе людскую страсть к земному, плотскому. При этом, в отличие от того же Чичикова, он крепко стоит на ногах — такой себе "человек-кулак". Даже "мертвые души" у Собакевича не дрянь-душа, а "ядреный орех, все на отбор". И за эти "орехи" Собакевич "заламывает" сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу — "Елизавету Воробья". При всем при этом, этот персонаж чуть ли не единственный, кто хоть и сволочь, но не безнадежная — "плут Собакевич... однако ж не разорил мужиков, не допустил их быть ни пьяницами, ни праздношатайками". Кстати, в этом громилоподобном образе, Гоголь мстительно "зашифровал" одного своего знакомого, которому писатель задолжал 6 000 рублей ассигнациями. "Никогда не имейте дела с людьми-кулаками, — поучал своих друзей Гоголь. — Сожрут".

НОЗДРЕВ. Являет собой эдакого "разбитного малого", кутилы "неугомонной юркости и бойкости характера", "исторического человека", ибо он всякий раз влипает в историю: либо его выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели, либо напивается в буфете, либо врет, будто держал лошадь голубой или розовой масти. Ноздрев также охоч до женского пола, по его выражению, не прочь "попользоваться насчет клубнички" (он завсегдатай провинциальных театров и поклонник актрис, его детей воспитывает "смазливая нянька"). Главная страсть Ноздрева — "нагадить ближнему": распустить небылицы, расстроить свадьбу, сорвать торговую сделку. По мнению Гоголя, именно такие Ноздревы — люди "с благородной наружностью, со звездой на груди" наносят России самый большой вред.

КОРОБОЧКА. Фольклорным прообразом для создания помещицы Коробочки послужила... сказочная Баба Яга. А ее забавная фамилия — прямой намек на сущность ее же натуры: бережливой, недоверчивой, скудоумной, упрямой и суеверной. Коробочка — "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки". Гоголь частенько признавался, что не случайно окружил Коробочку птицами: индюками, курами, воробьями и сороками. Все эти пернатые в народе символизируют непроходимую глупость. Когда "Мертвые души" увидели свет, на писателя ополчился весь женский свет аристократии. Богемные дамы углядели в Коробочке не что иное, как карикатуру на себя, любимых, и свой образ жизни.

ПЛЮШКИН. Легендарный Плюшкин — не просто литературный герой. Нет, этот дядя умудрился стать еще и термином, который употребляют в отношении людей, помешанных на бездумном накопительстве и собирательстве. А все потому, что гоголевский Плюшкин — раб вещей, а не хозяин их. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного хлама. Жажда обогащения за счет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. При этом фамилия Плюшкина — сплошная ехидная самоирония, в которой заложено самоотрицание: плюшка — символ довольства, радостного пиршества, веселого избытка — а вот вам нет, перед нами предстает угрюмый, бесчувственный и откровенно скучный старикан.

Читайте также "Мертвым душам" Гоголя 170 лет: экранизации романа

170 лет "Мертвым душам" Гоголя: книжные герои стали фарфором

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять