Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Поэт Александр Коротко: "Мой текст стал шлягером, который пели Кучме и Ельцину"

Коротко рассказал, почему предпочитает работать на рассвете и о неполученной Нобелевской премии

Известный поэт Александр Коротко рассказал "Сегодня", как написал для Александра Малинина "Лунную сонату", почему предпочитает работать на рассвете, о своей новой книге, неполученной Нобелевской премии и непонимании того, зачем нужно вдохновение.

— Александр Шимонович, вас хорошо знают как поэта-песенника. Слова, написанные вами, звучали из уст Малинина, Киркорова, Гвердцители...Вы сейчас пишете?

Реклама

— Понимаете, поэт-пе­­сен­­ник — это особый жанр. Традиционная поэзия — это нечто другое. Более элитарное, менее оплачиваемое, но настоящее. В свое время я писал тексты для моего друга, народного артиста Украины Николая Свидюка. Он очень светлый и добрый человек. Он как-то ко мне приехал и обратился с этой просьбой. Я написал для него 16 текстов, на которые он написал музыку. "Расставание — повод для встречи" стала шлягером. Он пел ее Ельцину, Кучме пел... Переиздал диск несколько раз. На два моих стихотворения о детстве он недавно написал песни, которые тепло принимают слушатели на его концертах.

— Вы написали слова к песням для очень известных людей. Думали ли вы, когда предлагали им свои песни, что ваши слова будут петь миллионы людей?

— Расскажу одну историю. Я написал стихотворение "Лунная соната": "Эта звездная ночь нам играет сонату на золотом саксофоне луны…" Мой друг, очень известный джазист, написал музыку и предложил отправить эту композицию Малинину. Я запечатал конверт и отправил. Где был Малинин, а где были мы! Но мы были молодые и смелые.

Реклама

— И что дальше было ?

— У Александра Малинина появилась новая песня. Но Малинин музыку моего друга не стал брать — сам написал музыку на мои слова. Впервые он исполнил эту композицию на "Голубом огоньке", и даже свой диск он назвал "Лунная соната". Конечно же, я не думал, что так будет...

— У вас недавно вышла новая книга миниатюр "Будущее вернулось в прошлое". Почему такое название?

Реклама

— Мне кажется, время движется из будущего в настоящее, а из настоящего — в прошлое. Со временем вообще нужно разобраться. Это категория очень провокационная.

— Книга состоит из отдельных строчек. Это афоризмы?

— На самом деле не совсем. Это поэзия в одну строку — философская, ироническая, лирическая, мистическая, саркастическая, но это поэзия. В ней есть ритм. Это спрессованное время, спрессованная жизнь. Прежде чем включить 950 строчек в книгу, которую я, кстати, только редактировал целый год, было написано более 5000. Был строгий отбор.

— Какая строка из книги характеризует вашу жизнь в данный момент?

— "Вроде бы не жил на земле, а так намаялся". И еще одна: "Что за странная манера умирать навсегда?" Кстати, еще в советские времена я отправлял однострочия на 16-ю страницу "Литературной газеты". И меня печатали. Я помню, чуть ногу не сломал, когда бежал на почту получить первый гонорар! Были безумные деньги — 115 рублей за три строчки.

— Это правда, что вы пишете на рассвете? Вы специально так рано просыпаетесь или у вас бессонница?

— Мое творческое рабочее состояние — до рассвета. Но это не правило. Сегодня так, завтра по-другому. На рассвете самое чистое время — tabula rasa, еще не затуманенные мозги. Потому что раздался звонок телефона — все, конец творчеству, кошка пробежала — все, отвлекся.

— Вам для работы нужно вдохновение?

— Я вообще не знаю, что это такое. Я просто работаю. Это как убирать улицу. Нужно писать каждый день. Сигнал идет из головы — там находится душа, "центр управления полетом". А если рука не работает — все, ты не успеваешь. Ты подбираешь специальные ручки, позы — то ли лежа, то ли стоя...Сидя я только переписываю. Меня раздражает переписывание. Но если я не перепишу, то не разберу своих каракулей.

— Вы пишете на бумаге?

— Только на бумаге и только шариковой ручкой.

— Поэзия — это для вас отдых или работа?

— Это и отдых, и работа. Но работа особого свойства — духовного. Когда работал над однострочиями в разные периоды времени, то не понимал, что такое отдых. Сейчас для меня отдых — это смена видов деятельности. И книга "Будущее вернулось в прошлое" — это отдых. Во время работы над этой книгой я выстроил для себя определенную систему. Писал не больше двадцати строчек в день, из которых оставалось не больше пяти. Но на это нужно было настроиться.

— Ваши книги переводятся на украинский язык?

— Да. Благодаря "Фейсбуку" я познакомился с прекрасным переводчиком. Она из Винницы. Владеет украинским профессионально, душой чувствует мою поэзию. Я ей сказал, что если бы у меня был такой английский переводчик, я уже бы получил Нобелевскую премию.

— Вы сказали как-то, что чем более одинок поэт, тем он сильнее. Но у вас прекрасная семья! Жена не мешает творчеству?

— Да, семья у меня прекрасная. "Жена" с иврита переводится как "дом". На самом деле она главная. Ты можешь пыжиться, но все равно делаешь так, как говорит жена. Моя жена помогает мне.

— То есть вы не одиноки?

— Я всегда одинок. Одиночество — это подарок, когда ты можешь слушать тишину. Я не тусовщик, я не публичный. Есть у меня одно интересное наблюдение. Ты живешь в городе, идешь по городу, с тобой здороваются — тебе приятно, тебя узнают. Ты заходишь во двор — и тебя снова узнают. Прекрасно. И вот когда ты заходишь в дом, закрываешь двери — начинается самое настоящее. Ты такой, как есть, без грима. И если тебя там любят и уважают — это стоит дорогого. Вспоминаю эпизод из жизни. У нас дома никто никогда не говорит громко: тихие слова усмиряют гнев. У нас никто и никогда не повышает голос. И помню, пришел к нам человек и говорил очень громко. У нас был пудель, и он начал сильно лаять. Он не понимал, что происходит. А когда этот человек уходил, пудель нагадил нему в ботинок.

— Во времена СССР вам довелось познать на себе гнет цензуры?

— Я как бы не был в рядах диссидентов, но я видел эту помойку. Было такое, что вообще не пропускали какие-то вещи: ты шел в издательство, а тебе там показали кукиш. Или ты отправлял в журнал "Юность" произведение — и все, тебе даже рукопись не возвращали.

— Вы дружили с Евтушенко...

— Нет, не приходилось. Но был эпизод, когда в нью-йоркском издательстве Liberty выходила моя книга "Есть птицы расставания любви", и американский издатель обратился к Евтушенко за предисловием к книге. А он отказал.

— Почему?

— Евтушенко сказал, что это не его эстетика, что он ничего против меня не имеет, но это не его стиль. Хотя с шестидесятниками я был не только знаком, но и пересекался по жизни. С Андреем Вознесенским и другими поэтами читал стихи на биеннале в музее Маяковского, а с Беллой Ахмадулиной в Киевском театре Франка провели большой "Вечер поэзии на двоих", собравший громадное число зрителей. Павло Загребельный тогда открывал наше выступление.

— Раньше известные люди стремились в Москву — там жизнь била ключом, открывались возможности для творческих и талантливых людей. А вот вы все-таки решили остаться в Киеве .

— Я, конечно, бывал в Москве наездами. Но я никогда не стремился туда переехать. Вы знаете, там специфическая энергетика. Я люблю живопись, люблю театры, а вот долго там быть не могу. Неделя, две — и все. Мне просто некомфортно.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять