Выпуск газеты Сегодня №156 (657) за 11.09.2000
НОМЕР ПЯТЬ С КРЕЩАТИКА УБРАТЬ
По словам специалистов, обследовавших сооружение, состояние его "здоровья" оценивается сегодня как аварийное. Железные несущие балки проржавели, а само здание наклонилось в сторону проезжей части. С таким диагнозом ему необходима реконструкция, но подсчеты показали, что лечение "старичка" обойдется дороже, чем строительство нового здания. Конечно, можно было учесть солидный возраст "ветерана", уцелевшего во время Великой Отечественной, и спасти его. Тем более, что, по международному законодательству, каждый дом, которому 50 лет, уже считается историческим объектом. Но поддержки не нашлось даже у памятникоохранных организаций.
-- В данном случае речь не идет об архитектурном шедевре, -- говорит начальник Главного управления охраны памятников архитектруры, культуры и исторической среды Киева Руслан Кухаренко. -- Скорее наоборот -- этот дом ужасный. Он выходит за так называемую красную линию улицы, напоминая выдвижной ящик стола, не позволяет расширить проезжую часть, потому что, "разлегшись" на тротуаре, вплотную подходит к ней. Мешает повязать в единую композицию Майдан Незалежности и Европейскую площадь. Этот "тромб" обязательно нужно убрать.
Отпраздновать новоселье на Крещатике, 5 можно будет уже через год. Примечательно, что новое здание будет на 3 тыс. кв. м просторнее своего предшественника. Обновится и пейзаж этого участка улицы и обеих прилегающих площадей. На Майдане Незалежности появится памятник Независимости, а клумбу на Европейской заменит стеклянный купол. Все подземное пространство "оккупирует" торговый городок с магазинами, кинотеатром, Интернет-кафе, заведениями быстрого питания, паркингами для авто и т. д. Быстрое и комфортное сообщение между площадями будут обеспечивать эскалаторы. А украсят подземную жизнь декоративные растения и фонтаны.
По словам автора проекта Ярослава Кравчука, реконструкции все равно не избежать, поскольку во время предыдущего грандиозного ремонта Крещатика на этом отрезке не перекладывали инженерные коммуникации, а только поменяли покрытие дороги и тротуаров. И прогнившие "внутренности" улицы в любой момент могут напомнить о себе аварией.