1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №27 (1372) за 05.02.2003

ХРОНИКА КОСМИЧЕСКИХ КАТАСТРОФ США

Ранним утром в минувшую субботу, зная о приземлении шаттла, многие техасцы не поленились выйти на улицы, чтобы полюбоваться тонкой инверсионной "иглой" -- следом челнока, опускающегося в разреженной атмосфере. А увидели несколько полос. Неужто, это истребители эскорта "Коламбии"? Нет, ни один самолет не угонится за стремительным шаттлом. На глазах любопытных разваливался на части сам космический корабль.

РОКОВОЙ 28-Й ПОЛЕТ "КОЛАМБИИ"

Президент США Джордж Буш обратился к нации с кратким эмоциональным выступлением: "Коламбия потеряна. Спасшихся нет... Космические полеты стали обыденным делом, и мы забыли о том, как это опасно -- летать на ракете". Однако подчеркнул, что Америка не намерена сворачивать свою космическую программу. Говоря о погибших, президент добавил: "Они не вернулись на Землю, но будем молиться за то, чтобы их души вернулись домой".

Шаттл не был обеспечен индивидуальными средствами спасения, и астронавты не могли катапультироваться. А ведь в прошлом году были уволены пятеро из девяти членов консультативного совета по аэрокосмической безопасности, предупреждавших об угрозе аварий и предлагавших программу аварийного катапультирования…

Это первый случай в истории пилотируемых полетов в США, когда авария произошла при посадке. Подходила к концу 113-я миссия корабля многоразового использования, продолжавшаяся 16 суток. "Коламбия" отправилась в полет в 28-й раз. Это был самый старый из четырех космических челноков США, оставшихся после катастрофы с "Челленджером". Впервые она стартовала 12 апреля 1981 года, в 20-ю годовщину полета Юрия Гагарина.

Именно изношенность корабля названа как одна из возможных причин его гибели. После предыдущего полета в топливопроводе были обнаружены "усталостные трещины" длиной до семи сантиметров. Трубы были заменены. Но кто знает, какие скрытые разрушения остались необнаруженными? По другой версии катастрофа могла произойти из-за повреждения теплоизоляционной обшивки корабля. Специалисты считают, что этот удар не мог нанести серьезного урона, но, опять же, кто знает, может, он пришелся по ахиллесовой пяте корабля? Не отрицается возможность хакерской атаки или заражения вирусом компьютерных систем корабля. Ведь в 1988 году вирус вывел из строя фактически всю компьютерную сеть США, и лишь в последний момент удалось спасти систему управления полетом космических челноков. Последняя версия связана с диверсией против израильского астронавта, который был на борту, однако, как отмечают эксперты, такой вариант маловероятен, хотя и не отметают его полностью. Вероятность того, что истинная причина аварии будет определена, специалисты оценили в 80%. При этом, по их словам, расследование может длиться довольно долго.

Между тем, арабы считают, что это Аллах покарал израильтянина. Ведь именно он в свое время бомбил ядерный реактор АЭС в Ираке. А по мнению известного индийского астролога Мадана Гупты Спатху, числа "7" и "16" оказались фатальными как для шаттла, так и для находившегося на его борту астронавта индийского происхождения Калпаны Чавла. Астролог приводит следующие доводы. В экипаж "Коламбии", запущенной 16 января (1+6=7), входили 7 астронавтов. Они пробыли на орбите 16 дней. Шаттл, который должен был совершить посадку в 7.45 (7+4+5=16), взорвался за 16 минут до этого. Последний контакт НАСА с астронавтами состоялся в 7.27 (7+2+7=16).

По мнению астролога, в жизни его соотечественницы Калпаны Чавла цифра "7" явно играла важную роль -- в ее имени семь букв, ей исполнилось бы 43 (4+3=7) года, а родилась Калпана 7.1.1961 года, что в сумме составляет "25". При сложении двух цифр "2" и "5" опять получается несчастная для нее и всего шаттла цифра "7".

ДОЖДЬ ИЗ ОБЛОМКОВ

Катастрофа произошла примерно в 500 милях от космодрома на мысе Канаверал. Очевидцы говорят, что слышали в небе мощный грохот. С неба упало несколько тысяч обломков, которые разбросало более чем на 190 км к северу и востоку от центральной части Техаса. На сегодня выявлено около 70 мест их падения на территории пяти штатов."Амбар затрясло, мы побежали, но все время оглядывались. Я увидел облако дыма, и упал большой кусок какого-то материала", -- рассказывал очевидец Бенджамин Ластер. А в офис дантиста Джеффа Хэнкока, пробив крышу, свалилась металлическая скоба длиной около 30 сантиметров.

В городе Накогдочес, что к северу от Хьюстона, первые обломки были обнаружены на автомобильной стоянке у местного банка. Потом их много раз находили и в самом городе, и в его окрестностях. Здесь упал обгоревший шлем одного из астронавтов. А среди обломков был замечен клок человеческих волос. В городе Хемфилл на востоке Техаса найдены останки -- обуглившиеся торс, берцовая кость и череп. Их заметил работник местной больницы по дороге на работу. Рядом валялись обломки шаттла. На ферме в округе Сабин двое мальчишек нашли сильно обгоревшую ногу одного из астронавтов…

Над Техасом и Луизианой образовалось облако из фрагментов металлических частиц и пепла. Поэтому все полеты над этими территориями запрещены.

СЕРЬЕЗНАЯ ОПАСНОСТЬ

Руководство НАСА оперативно предупредило людей, чтобы не приближались к обломкам "Коламбии": они токсичны и радиоактивны. Правда, даже специалисты не знают, какого рода яды могли образоваться, когда при высокой температуре соединяются самые разнообразные вещества. Источником опасности может быть топливо шаттла. Смешивание некоторых компонентов горючего способно привести к образованию токсичного газа, вдыхание которого может повлечь серьезное отравление и смерть. Власти опасаются, что токсины с упавших обломков челнока заразят источники питьевой воды, и ввели ограничение на пользование ею. Мало того, на борту "Коламбии" были емкости с гидразином -- бесцветной жидкостью, которая при попадании на кожу вызывает химические ожоги.

На шаттле проводились более 80 закрытых экспериментов. Спектр их был огромен: от работ с муравьями, пауками и пчелами до опытов с использованием огня и вибрации. Полет проходил в условиях невероятных мер безопасности. Это был тот редкий случай, когда челнок не "заезжал" на Международную космическую станцию.

В заявлении НАСА указано: "Все обломки являются собственностью правительства США и важны для проведения расследования". Желающий же утаить "сувенир" с "Коламбии" может быть осужден на 10 лет. Напуганные предупреждениями властей, уже более 70 человек, притрагивавшихся к обломкам, обратились в поликлиники Техаса. Большинство сделали это из предосторожности. Но среди них не оказалось заболевших. А вот 8 человек действительно получили ожоги и дыхательные заболевания после прикосновения к обломкам.

КОСМИЧЕСКИЕ ТРАГЕДИИ

ПОЖАР НА "АПОЛЛОНЕ". 27 января 1967 года во время подготовки к полету на корабле "Аполлон" от случайной искры вспыхнул пожар. Ни астронавты Гриссом, Уайт и Чаффи, ни наземные службы ничего не успели предпринять. Обнаружив пожар, члены экипажа почти сразу потеряли сознание, -- не прошло и сорока секунд. Последние слова Чаффи на 13-й секунде пожара были "…я выхожу…". Но он не вышел. Все трое погибли от ожогов и от удушья.

ВЗРЫВ "ЧЕЛЛЕНДЖЕРА". Эту катастрофу помнят все. Самая крупная трагедия в истории пилотируемых полетов: 28 января 1986 года шаттл "Челленджер" взорвался. Погибли семеро астронавтов, и с ними -- учительница Шарон Криста Маколифф. Она должна была вести уроки из космоса для школьников США. Причиной аварии стала неисправность в правом двигателе корабля.

ЗАДЫХАЮЩИЙСЯ "АПОЛЛОН-13". Наиболее драматическим происшествием в космосе был полет к Луне космического корабля "Аполлон-13". Опасность затаилась в резервуаре кислорода № 2. Некоторые его повреждения остались незамеченными, и через 56 часов после старта он взорвался, повредив при этом резервуар № 1. "Аполлон-13" остался почти без электропитания, освещения, водоснабжения. Были повреждены два из трех генераторов, дававших электроэнергию. Это произошло у самой Луны, на расстоянии 360 000 километров от Земли. Джек Суиджер сообщил на Землю: "Хьюстон, у нас здесь проблемы".

Тут уж не до высадки на Луну, вернуться бы на Землю. Отключив все системы командного модуля, астронавты перебрались в автономный лунный модуль и использовали его двигатели для коррекции траектории полета. Модуль был рассчитан на 45-часовой срок службы, а предстояло продержаться вдвое дольше. Все, что можно, было отключено -- потребление энергии сократилось в пять раз. Главный вопрос жизнеобеспечения был связан с водой. Выяснилось, что корабль останется без нее приблизительно за пять часов до приземления. Однако механизмы должны были выдержать.

Экипаж начал экономить воду, сократив ее потребление до пятой части нормы. Серьезной проблемой стало удаление из атмосферы лунного модуля углекислоты. Фильтры, устраняющие углекислый газ в командном модуле, были квадратными и не совпадали с круглыми отверстиями в лунном модуле. Для крепления фильтров пришлось использовать пластмассовые мешки и картон.

Температура упала до нуля, и на стенах выступил иней. Сон был почти невозможен из-за холода. Перед посадкой необходимо было вернуться в командный модуль и подготовить спускаемый аппарат ко входу в атмосферу Земли. В отключенном модуле сконденсировалась влага. Вероятно, то же самое было и внутри панелей управления. Включение чего-либо могло привести к короткому замыканию. Но благодаря совершенству аппаратуры этого не случилось. Заряда химических батарей едва хватило на запуск важнейших систем модуля. Экипаж приводнился в Тихом Океане на одном честном слове.

ПЕРВАЯ СТЫКОВКА. 17 марта 1966 года космический корабль "Джемини-8" успешно состыковался с беспилотной ракетой "Аджена". Но через несколько минут после этого связка из двух кораблей начала быстро и неконтролированно кувыркаться. Полагая, что вращение произошло от толчка при стыковке, командир корабля Нейл Армстронг, тот самый, который впоследствии первым ступил на Луну, попробовал его прекратить. Корабли на мгновение замерли, а затем стали вращаться еще быстрее. Поняв, что проблема заключена в "Аджене", Армстронг, почти теряя сознание от головокружения и перегрузок, сумел расстыковаться и стабилизировать свой корабль. На это было израсходовано почти все топливо двигателей торможения. Пришлось отказаться от запланированного выхода в космос и срочно приводняться в Тихом океане.

ХОЛОДНАЯ ЛУНА. Следующий большой шаг -- экспедиция на Луну. Американцы затратили неимоверную массу сил и средств, чтобы выиграть космическую гонку у СССР и первыми достичь спутника Земли. 20 июля 1969 года модуль корабля "Аполлон-11" прилунился в Море Спокойствия. Перед самой посадкой астронавты -- Нейл Армстронг, Майкл Коллинз и Базз Олдрин -- обнаружили, что садятся в кратер размером с футбольное поле. В нем много камней, которые легко могли пробить тонкое алюминиевое днище модуля. Экипаж смог увести его в сторону. На маневрирование был израсходован почти весь запас топлива посадочной ступени. Продолжайся полет еще 20 секунд, и модуль автоматически стартовал бы, не коснувшись Луны.

После полета "Аполлона-11" на Луне побывало еще пять кораблей, и еще десять человек бродили по лунной пыли. Не все проходило гладко в этих экспедициях. При полете "Аполлона-14" были сложности с перестыковкой лунного модуля. После трех неудачных попыток пилот командного модуля решил произвести стыковку, разогнавшись на максимально возможной скорости. От сильного удара стыковочный узел, наконец, сработал. При полете "Аполлона-15" модуль ударился при посадке, получил повреждения и сильно накренился. А экипажу "Аполлона-16" просто-таки неимоверно повезло. Когда космонавты впервые вышли на поверхность Луны и осмотрелись, оказалось, что в трех метрах от посадочного модуля, была яма глубиной в 10 метров, а рядом со стойкой шасси лежал огромный камень.

КОМУ СУЖДЕНО СГОРЕТЬ -- НЕ УТОНЕТ. Едва не закончился гибелью полет по программе "Союз-Аполлон". При посадке "Аполлона" на высоте 15 километров над поверхностью океана неожиданно раскрылся клапан вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой. Он должен был сработать гораздо позже, у самой Земли. Воздух со свистом стал вырываться наружу. Давление в спускаемом аппарате стремительно падало. Экипаж практически потерял сознание, но командиру корабля, опытному Томасу Стаффорду, удалось расстегнуть ремни и раздать кислородные маски экипажу. В этот момент капсула плюхнулась в океан, и только благодаря четкому действию водолазов космонавты были извлечены живыми.

P.S. Руководитель НАСА Шон О'Киф не исключил возможности возобновления полетов челноков уже к июню. И напомнил, что после гибели "Челленджера" пилотируемые полеты были прерваны на 32 месяца.