1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №185 (1829) за 18.08.2004

ТАЙНЫ ЛАВРСКОЙ ИКОНОПИСИ

По благословению Наместника Киево-Печерской Лавры Преосвященнейшего Павла, епископа Вышгородского, трудами братии и работников монастыря иконописная мастерская возрождает древние традиции "раздельного" письма византийско-киевской школы и святых иконописцев киево-печерских Алипия и Григория.

До встречи с Леонидом Ляпичем о писании икон, да и о иконах вообще, я имел настолько поверхностное представление, что за святые образы принимал обычные картины. Но не один я такой грешный, поскольку непосвященному трудно отличить святыню от "камуфляжа". Десять лет Леонид Дмитриевич вместе с учениками возрождает "раздельный" способ писания икон, привезенный в Киевскую Русь, как и православие, из Греции и забытый в XIV веке.

ЛЯПИЧ — ОТ "ЛЯПОТА". КРАСОТА, ТО ЕСТЬ

Мастер считает, что в жизни ничего не происходит случайно — ни наша встреча, ни возрождение старинного способа иконописи, ни дело, которым он занимается. На все Божья воля. К слову, Леонид Ляпич (фамилия происходит от древнего "ляпота" — "красота"), художник по образованию, раньше писал все подряд, включая плакаты для клуба атеистов.

— Даже не подозревал, что придется заниматься иконами — еще лет 15 назад смотрел на них, как на китайскую грамоту, — заверяет он. — Это Божий промысел, и моей заслуги в нем нет. Господь избрал иконопись способом моего спасения. Создание святых образов — таинство. Иконописцы должны вести образ жизни, близкий к монашескому: знать Писание, молиться, исповедоваться и причащаться. Всякое общение и реклама им вредны, в отличие от актеров, которые стараются понравиться окружающим. Мастера трудятся во славу Божью, а не во свою славу. Иконы даже не подписываются. Авторство намеренно скрывается, так как образа творения коллективные, а иконопись — не самовыражение, а служение.

Икона должна быть безэмоциональна, сильные чувства вызывают картины. Иконописцу не следует себя возбуждать, изображая страсти и страдание. Даже если он пишет распятие — необходимы спокойствие и умиротворенность, ведь за временным состоянием стоит вечность. А чтобы письмо не получилось страстным, иконописец обязан беречь глаза, ум, сердце и мысли. Не принято приглашать в мастерскую посторонних. На работу дома нужно получить благословение. Мастерам не желательна езда в общественном транспорте — после эмоциональной встряски невозможно творить.

СПАСИТЕЛЬ ИЗОБРАЖЕН ВЫШЕ ВСЕХ

Неспешно рассказывая, Леонидович Дмитриевич бережно достает из футляров иконы Спаса Нерукотворного, Богородицы, Великой Панагии. Поражающие яркими красками святыни так не похожи на тусклые образа! А как пахнут доски! Оказывается, для икон годится кипарис — дерево, которое не поражает жучок-точильщик. Образа также делают из липы и ольхи. Внутри футляров наклеены сертификаты с печатью казначея Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Фотокор решает снять мастера за работой над "Тайной вечерей", но тот просит поменять ракурс, дабы на карточке Иисус и апостолы не получились головами вниз. Спаситель на иконе возвышается над остальными фигурами. Он — во фронтальном изображении, лики апостолов развернуты в три четверти. Это указывает на их меньшую значимость. А Иуда, вообще, написан в профиль, находится ниже всех и без нимба — символа святости.

— Язык икон дан Святым Духом, поэтому нельзя в них ничего менять, как нельзя что-либо добавить в "Евангелие" или убрать из него, — поясняет Ляпич. — Это то же, что вносить изменение в символ веры. Всякий святой образ — богословие. Как "Евангелие" написано буквами, так икона пишется линиями и красками. Каждая черточка имеет свое значение. Для предыдущих поколений, живших в православной среде, язык икон был доступен. Современному человеку, особенно недавно пришедшему в церковь, этого достичь труднее. Значение икон открывается по мере духовного роста. Ни одна икона не должна повторять другую. Святые отцы указывают, что и как следует изображать. Господь помогает в святом деле. А через иконописца замысел воплощается.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГО СПОСОБА

Ляпич указывает на фрагмент иконы Георгия Победоносца. Лик святого является образцом "раздельного" тонкого способа личного письма икон. Ярослав Мудрый (в крещении Георгий) заказал икону для Георгиевского монастыря в Киеве. Образ высотой — 1,7 м написан на золоте в средине XI века. Оригинал иконы Георгия Победоносца находится в Успенском соборе Московского Кремля. На образе заметны следы утрат, но они не мешают его восприятию в целом. Святыня отреставрирована в 1939 году, как бы в предзнаменование нашей победы в войне. Этот образ без преувеличения — духовное достояние Украины и всего мира.

Благодаря реставрации, мастера узнали, что икона Георгия Победоносца написана "раздельным" способом. Позже это письмо поменялось на сплошное, потом — на комбинированное (с применением масляных красок), академическое, в результате чего иконы потеряли главное — богословие.

Раздельное" письмо, в отличие от обычного, более сложное и тонкое. Икона пишется яичной темперой на сусальном золоте, которым полностью покрыта лицевая часть доски. Красочный слой в два-три раза тоньше более поздних способов письма. Отдельно наносится теневая часть лика (санкирь), а световая сразу накладывается на золото.

— Главное, чтобы икона светилась изнутри, потому она и пишется на золоте — символе света Царства небесного, — утверждает мастер. — Письмо получается тонким, прозрачным, светоносным и праздничным. Написанные "раздельным" способом иконы благодатные. В древности святые отцы имели ежедневное правило созерцать их, поэтому в Лавре так много мощей XI —XIV веков.

ДЛЯ ИКОНЫ — ЛУЧШИЕ МАТЕРИАЛЫ

Создание таких икон — целая наука. Специализация, как в древности — различные операции выполняются отдельными мастерами. Брак недопустим -- все процессы взаимосвязаны. Кроме того, святыня должна делаться из лучших материалов. Чтобы получить хорошую доску, дерево заранее высушивают. Готовят левкас — состав из клея, мела, олифы, меда и мыла. Его качество зависит от пропорций, которые передавались от отца к сыну. На обычную доску кладут 4 слоя левкаса, а на рельефную — 8 (у каждого слоя засекреченная рецептура). Затем левкас шлифуют и полируют. По полям выполняется рельефная лепка, узоры не повторяются. После резьбы доска тонируется, дважды лакируется, потом наносится сусальное золото. Его экономия неуместна — икона должна светиться не местами, а полностью.

— Было бы непочтительно к святым, Богородице и Спасителю писать лики некачественным или искусственным материалом, которым в последнее время является поталь — темнеющий сплав, — рассказывает Ляпич. — Если Господь повелел Моисею сделать из чистого золота херувимов, то как можно самого Творца писать на материале низшего достоинства? Посмотрите, как сквозь красочный слой просвечивает золото.

После золочения на некоторые иконы наносится холодная эмаль — масляные краски плюс лак. Ликами занимаются более опытные мастера, в отличие от изображающих одежды. Яичную темперу применяли еще в древности, но с середины XVI века иконы стали писать маслом, то есть ядовитыми красками, от которых образа темнеют. А созданные на яичной темпере краски не теряют цвета и со временем только крепнут. Делают ее так: желток специальным способом отделяют от белка, разводят его на священной воде, куда добавляют вино или уксус. В мастерской Ляпича используют уксус, поскольку вина ныне бывают разные. Жирность эмульсии зависит от того, зимнее или летнее яйцо используется. Краски применяются натуральные. На иконах цвета четкие, не размытые.

— Царство небесное — царство света, где нет теней, и освещение там ярче солнца, — заверяет Дмитрий Леонидович. — Потому и на иконе не должно быть теней.

После письма иконы покрываются двумя защитными слоями лака, чтобы уберечь их от воздействия влаги. Маленький образ делается полтора-два месяца, на большой уходит где-то полгода, не учитывая подготовительных процессов.

"НАПИСАННЫЕ ОБРАЗА НЕ СЧИТАЕМ"

Почему же "раздельное" письмо икон затерялось во времена средневековья? Как поясняет мастер, расширялись пределы государства, все больше людей приходили к православию, и возрос спрос на иконы. То есть, производство образов поставили на поток. Упростился процесс, работы ускорились, и письмо стало более рельефным и менее светоносным.

C XVII века канонические иконы вытесняются иконами академического или реалистического письма, а по сути, картинами на религиозные темы. Для них характерно любование телесной красотой, подчеркнутая декоративность и пышность отделки доски. В Россию новшество пришло с католического Запада и получило широкое развитие в послепетровское время.

— А ведь апостол Павел пишет, что плоть земная Царства небесного не унаследует, и поэтому изображать ее на иконе неверно, хотя для портрета это красиво, — подчеркивает мастер. — На канонической иконе — преображенная плоть, состояние, в котором находятся святые в Царстве небесном. Передать ощущение разницы "раздельного" и академического стилей то же, что описать словами вкус меда человеку, который его не пробовал. Другим становится восприятие иконы. Видишь недостатки академического письма и удивляешься, как их не замечают другие.

Икона должна твориться человеком, а не печатными машинами. Нельзя молиться даже перед цветной фотографией, снятой с образа, поскольку она лишь имитирует свет.

Леонид Дмитриевич трудится с несколькими учениками. Кто-то пишет только одежды, кто-то лики, а мастер вносит правки. Иконописцы не ведут подсчет образов. Считают, это к лучшему — нет соблазна гордиться цифрами. Не стремится мастер набирать много учеников. Он считает, что Господь волен воссоздать столько специалистов, сколько ему надо, и прежде, чем научить человека писать иконы, нужно научить его жить.

Осенью 2003 года в Украинском доме прошел международный симпозиум "Украинская икона — иконописный опыт диаспоры". Его участников заинтересовало "раздельное" письмо. Ляпич сделал на эту тему доклад. Его мастерскую оргкомитет симпозиума наградил почетной грамотой. Иностранцы приезжали учить украинцев писать иконы, а уехали из Киева учениками.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Блаженнейший митрополит Киевский и Всея Украины Владимир на выставке "Православная Украина — 2002" в трапезном храме Киево-Печерской лавры ознакомился с экспозицией иконописной мастерской. Он дал высокую оценку "раздельному" способу письма, выразил большой интерес к возрождению древних традиций и благословил мастерскую в лице ее руководителя Раба Божьего Леонида (Ляпича).