Самую скандальную стройку Харькова законсервируют. Мечты о том, что к 2010-му в городе появятся первая подземная парковка, президентские гостиничные номера, выставочный зал на 12 000 кв. м, Дом посольств и представительств, торговый дом, по которому можно гулять, как по бульвару, и даже вертолетная площадка на крыше здания, — так и не стали реальностью.
Четыре года назад мегапроект многофункционального комплекса "Европа" презентовала компания с иностранными инвестициями "Харьков-Москва". Новый центр планировали разместить в самом сердце города на ул. Пушкинской, 2 — через дорогу от мэрии.
"Помню, когда проект согласовывали на градостроительном совете, все архитекторы были против строительства паркинга на 2400 машин, ведь на узких улочках трудно было бы устроить развязку, да и строительство было уж очень затратным для того времени. Но застройщик Александр Дукер убедил всех, что сможет возвести и вертолетную площадку, и огромные торгово-офисные центры. Ему доверились и продали участок на склоне, а теперь мы видим лишь огромную яму", — говорит зодчий Игорь Лаврентьев.
Стройка на Пушкинской остановилась еще осенью прошлого года, дескать, в кризис банк-кредитор отказался финансировать проект, поэтому элитный центр замер на стадии вырытого котлована. Сейчас за высоким металлическим забором зияет огромная дыра глубиной в 10 метров, площадка заросла травой, строительные вагончики опустели — не слышно ни единого стука.
Глядя на долгострой, в мэрии вынесли вердикт: стройку заморозить до лучших времен, ведь сейчас она доставляет немало беспокойства коммунальщикам и жителям близлежащих зданий. В КП "Вода" возмущены: начальник предприятия Сергей Кадыгроб говорит, что проект строительства с ним не согласовывали, и уверяет, что если грунт не укрепить, он сдвинется и повредит водопроводные сети. В "ХТС" тоже недовольны: теплотрасса проходит аккурат вдоль бетонного заграждения, а значит устранить возможную аварию тепловикам будет сложнее.
Немало хлопот доставляет стройка и автомобилистам, ведь уже больше года закрыто движение по переулку Короленко. Заместитель генерального инженера ОАО "Харьковметропроект" Николай Макеев, который готовил проект, успокаивает: котлован никуда не смещается, но вот срок службы грунтовых анкеров (временные бревна, которыми укрепляют стенки котлована до того, как зальют бетон. — Авт.) на исходе, поэтому яму лучше законсервировать. "Нужно установить контроль за состоянием водоотводов поверхностных и сточных вод в районе котлована и дорожного покрытия на улицах, прилегающих к нему. Кроме того, все аварийно-ремонтные бригады будут иметь доступ для обслуживания инженерных сетей, находящихся на территории строительства", — резюмировал вице-мэр Александр Кривцов.
Александр Дукер от комментариев о стройке отказался, но заверил нас, что "Европу" достроят, правда, точные сроки он сообщить отказался.
ДЫРА В ЧИТАЛЬНЕ
В 2009-м сотрудники библиотеки Короленко говорили, что стройка разрушает здание. По их словам, из-за котлована по соседству в стене книгохранилища образовалась сквозная трещина, которую пришлось задуть монтажной пеной. Сейчас строительные работы не ведутся, поэтому библиотекари не жалуются.