7 мифов о прощении валютных кредитов

Кто выиграет, а кто проиграет от принятия законопроекта 1558-1 и перевода валютных кредитов по курсу 5.05 грн/доллар.

На будущей пленарной неделе Верховная Рада вновь может вернуться к рассмотрению скандального законопроекта под номером 1558-1. Его принятия уже не первую неделю активно требуют участники "Кредитного майдана", с завидной регулярностью собирающиеся у стен парламента и Нацбанка на акции протеста. Суть документа, вызвавшего бурные обсуждения под куполом Рады и за ее пределами, сводиться к следующему: все кредиты, выданные в валюте, конвертируются в гривну по курсу и процентной ставке актуальной на момент заключения договора (в основном – 5,05 грн/доллар и до 12% годовых). Банкиры называют инициативу депутатов популизмом, а эксперты указывают на вопиющие нарушения других законов, содержащиеся в тексте. Чем же в действительности обернется "кредитная индульгенция", кому она наиболее выгодна, и кому в конечном итоге придется платить по всем долгам? Мы попробовали развенчать некоторые мифы, которыми уже успела обрасти эта тема.

Миф 1: Принятие закона вернет гривну к курсу 5.05

Реклама

Один из самых распространенных мифов касается влияния закона о реструктуризации валютных кредитов на курс гривны. И хотя общественники неоднократно требовали от правительства, НБУ и президента вернуть доллар к отметке 5 грн, в реальности этого не произойдет по многим причинам, как экономическим, так и политическим. К сожалению, мечта о заветной "пятерке" несбыточна в нынешних условиях. На практике же, если закон вступит в силу, реакция валютного рынка на него будет диаметрально противоположной. Вместо того, чтобы откатиться до 5 грн/доллар, курс может быстро подскочить до февральского "психологического максимума" в 40 грн/доллар. Причина – на выполнение закона банкам по разным оценкам потребуется около 6 млрд долларов, которые необходимо будет в кратчайшие сроки привлекать на рынке (межбанке, или у НБУ). Для сравнения, в 2014 году Украина получила от зарубежных доноров помощи на суму в 9 млрд долларов, заплатив при этом по существующим долгам 14 млрд.

Миф 2: Принятие законопроекта не требует дополнительных расходов из бюджета

Авторы законопроекта утверждают, что его принятие не сопряжено ни с какими дополнительными расходами для государственного бюджета. В реальности же, все обстоит иначе. По разным оценкам, в случае его принятия, банки, в их числе и государственные, понесут убытки в размере около 100 млрд грн. Более того, по мнению экспертов, подавляющее большинство украинских банков попросту не переживут перевод всех валютных кредитов в гривну по курсу 5.05. Рынку грозит новая волна банкротств, и, в конечном итоге, все обязательства лягут на Фонд гарантирования вкладов, который и без того с трудом справляется с выплатами по уже существующим депозитам населения в банках-банкротах.

Реклама

100 млрд грн – сумма немалая. Это – примерно пятая часть всех доходов государственного бюджета в 2015 году, и треть всей "налички", которая находится в обороте в Украине (по данным НБУ на конец апреля, в обороте вне банков было 286 млрд грн). У государства средств на покрытие такой суммы попросту нет. На эти нужды ушло бы две трети оставшихся в стране золотовалютных резервов. Но, конечно, за счет резервов этот вопрос вряд ли бы решался: куда легче было бы прибегнуть к печатному станку.

Миф 3: Законопроект призван уменьшить негативные последствия инфляции для граждан Украины

На самом деле, к инфляции (подорожания товаров и услуг) закон имеет лишь косвенное отношение. Его принятие не только не остановит рост цен, но и приведет к новому витку подорожания. Дефицит валюты выльется в снижение курса гривны и рост цен на импортные и отечественные продукты (в стоимость которых включена цена топлива, большая часть из которого – импортная).

Реклама

Миф 4: За все заплатят банки

Бытует мнение, что банки получают сверхприбыли, у них много денег, и поэтому они в состоянии самостоятельно заплатить за реструктуризацию кредитов в инвалюте. На деле же, в этом тезисе сразу два утверждения не соответствуют действительности. Во-первых, банковский бизнес в Украине перестал быть прибыльным еще после кризиса 2008 года. Оправившись от него только четыре года спустя, в прошлом году система вновь ушла в "минус", составивший к 1 мая 2015 года 83 млрд грн.

Второе утверждение – банки в состоянии заплатить за реструктуризацию сами. Вопрос в том, что фактически у банка нет других источников закрытия огромных дыр, которые возникнут при переводе кредитов на балансе по курсу 5.05 грн/доллар, кроме как средства инвесторов и в первую очередь вкладчиков. Проще говоря, чтобы вашему соседу списали кредит на квартиру, вам придется заплатить своим депозитом. При этом сумма, которую заплатит каждый украинец за эту инициативу – 2 330 грн (100 млрд грн в пересчете на душу населения).

Миф 5: Закон может вступить в силу в ближайшее время

Если Радой будет одобрен законопроект 1558-1, он ляжет на подпись к президенту. Петр Порошенко окажется между двух огней – с одной стороны не подписать закон означает пойти вопреки воле митингующих и создать благоприятную почву для нападок на свою политическую силу в преддверии местных выборов. С другой стороны – подпись президента под этим законом поставит крест на отношениях с МВФ, в угоду которым выстраивалась вся экономическая политика Украины образца последних полутора лет.

Дело в том, что в меморандуме, подписанном с МВФ, четко сказано, что "государство и НБУ не должны вмешиваться в двусторонние переговоры между заемщиками и банками". Нарушение данного условия грозит тем, что Украина лишится зарубежной финансовой помощи, что чревато быстрым дефолтом. Большинство экспертов, в связи с этим, склонны считать, что даже если в Раде найдется необходимое количество голосов для принятия закона, президент все равно его ветирует.

Миф 6: Закон реально решает проблему валютных кредитов

По данным Независимой ассоциации банков Украины, на конец прошлого года в инвалюте было оформлено порядка 240 тыс. кредитов суммарная задолженность по которым составляла более 100 млрд грн. Доля ипотечных договоров в них – лишь треть в количественном выражении (порядка 71 тыс.) и половина в денежном эквиваленте (около 55 млрд грн). Остальные 45 млрд грн были взяты для других нужд, чаще всего – покупки дорогих иномарок, катеров и электроники.

Закон действительно решает проблемы части украинцев, рискнувших на пике строительного бума приобрести жилье, оформив ипотеку в долларах. Но вместе с тем, списанию наравне с ними подлежат и другие потребкредиты. Стоит учесть, что даже при курсе 5 грн/доллар далеко не каждый среднестатистический украинец мог позволить себе обслуживать кредит в валюте. Закон же фактически ставит валютных заемщиков в более выгодное положение (ставка по кредиту после конвертации в гривну будет не более 12%), как в отношении банков, так и в отношении гривневых заемщиков, интересы которых закон не учитывает вообще. В конечном итоге, за инициативу заплатят те, кто не хотел рисковать, не брал кредитов и хранил сбережения в банках.

Миф 7 – После реструктуризации украинцы погасят валютные долги перед банками

Собственно, погашение кредитов и есть конечной целью законопроекта. Однако, его положения на практике совершенно не стимулируют к выплате долгов. Во-первых, банки не имеют права устанавливать какие-либо дополнительные платежи и сборы сверх ставки по кредиту на момент подписания кредитного договора. Во-вторых, устанавливается двухлетний мораторий на взыскание недвижимого имущества должника, а если в доме (до 250 кв. м) или квартире (до 140 кв.м) проживают малолетние дети или недвижимость является объектом незавершенного строительства и у заемщика нет другого жилья, обращать взыскание на такое имущество вовсе запрещено. "Это говорит о том, что никакого стимула для выполнения обязательств после реструктуризации не будет", – резюмирует Глава Совета НАБУ Роман Шпек.

В итоге, позитивный эффект от принятия закона будет кратковременным и его ощутит на себе лишь относительно небольшая часть украинцев, в то время как проблем от него, по мнению экспертов, будет предостаточно и ощутят их все. Среди негативных последствий в первую очередь называют высокую вероятность новой волны банкротств банков, скачок курса доллара, замораживание сферы строительства, и, как результат, падение экономики и рост цен.

 В то же время, стоит отметить, что закон 1558-1 – уже далеко не первая попытка урегулировать отношения банков и вкладчиков. В парламенте находятся на рассмотрении 4 аналогичных документа (№ 1531, 1531-1, 1558, 1559). Как альтернативу закону 1558-1 банковское сообщество предложило вариант меморандума, подписанный 11 крупными банками и призванный урегулировать вопрос реструктуризации ипотечных кредитов. Но пока ни один из проектов не получил статус закона, остается только гадать каким же будет компромисс между банками и вкладчиками и кто в конечном итоге за него заплатит.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64429.82

Bitcoin Cash (BCH)

476.19

Binance Coin (BNB)

558.55

Ethereum (ETH)

3085.25

Litecoin (LTC)

81.05

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,07
54,99
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,80
51,11
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять