94 из 100 такси нелегальные: что не так с этим рынком в Украине

Украинские законы устарели. Из-за этого таксисты ушли в тень и больше не несут ответственности перед пассажиром

Большая часть такси в Украине работают вне закона. Шесть из ста перевозчиков платят налоги в госбюджет и несут полную ответственность за пассажира. Остальные – в тени.

В чем причина? На самом деле, закон о такси в Украине давно устарел. Чтобы легально таксовать, нужно получить лицензию и платить налоги. В итоге, работа по закону приводит к убыткам – таксисту проще присоединиться к Uber, Uklon или другим площадкам. Они тоже не зарегистрированы как службы такси.

Реклама

Таксистам не выгодно быть в законе

Александр Прилипа бросил бизнес и стал таксистом. Два года назад у него был небольшой продуктовый магазин в спальном районе Киева. Его пришлось закрыть – через дорогу открылся большой супермаркет, который и переманил всех покупателей. Как раз тогда в Киев зашел Uber, который и стал основным заработком бывшего бизнесмена.

"Я плачу только комиссию компании. Работаю по 12 часов в сутки и за месяц зарабатываю даже больше, чем в магазине – около 60 тысяч гривен. Все, что от меня нужно было – отправить в Uber сканы страховки, техпаспорта и водительского удостоверения. Как предприниматель не оформлялся. Лично я налоги не плачу, думаю, достаточно того, что отдаю процент, а с него уже платятся налоги", – рассказывает Прилипа.

Таких как Александр – тысячи. По подсчетам Украинской таксомоторной ассоциации, в режиме такси работает 220 тысяч украинцев. Большинство работают неофициально, так как требований к ним мало. На этом рынке крутится 40 млрд грн ежегодно, уверены в Офисе эффективного регулирования BRDO.

В тени 98% рынка. Сюда относятся незарегистрированные информационно-диспетчерские службы, или зарегистрированные, но как информационные или консалтинговые компании – так, например, работает UBER. А зарегистрированные службы сотрудничают с нелицензированными таксистами. Средний заработок таксистов, которые работают по закону, в 2017-м составлял 4,9 тыс. грн в месяц.  Это минимум в три раза меньше, чем таксисты, работающие в тени.

Реклама

Из-за серого рынка проблемы не только у государства (с налогами), но и у пассажиров.

Пассажиры такси без прав

"Год назад заказывала машину через приложение. Такси приехало быстро, но совсем с другим водителем и литовскими номерами. Потом я узнала, что по такой схеме работают мошенники. Я опаздывала на поезд, поэтому не стала разбираться. Расплачивалась я наличкой, и было в кошельке только 500 грн одной купюрой.  Водитель взял деньги, но сказал, что сдачи у него нет. Предложила поменять на мелкие в киоске рядом, он сказал, что сам поменяет. И ушел. Ждала минут пять, а через три у меня отправляется поезд. Водитель так и не пришел. Пришлось без денег бежать на поезд. Думала, разберусь через поддержку службы такси, а выяснилось, что водитель отменил заказ.  То есть, по факту, я якобы вообще не пользовалась услугами такси", – говорит Алена Винниченко.

Действенного механизма выявления нелегалов нет, отмечают в Офисе эффективного регулирования. Поэтому пассажиры получают низкое качество услуг, начиная с того, что на вызов приезжают старые, неисправные машины, в том числе "евробляхи", непрофессиональные водители, которые создают ДТП. Самое главное – нелегальщики не несут ответственности перед клиентом.

Государство тоже в минусе. По подсчетам Офиса эффективного регулирования, госбюджет недополучает около 4 млрд гривен в год.

Реклама

Вместе с тем, страдают и официальные перевозчики – нелегалы не платят налоги и не несут расходов, связанных с соблюдением лицензионных условий. А базовым условием безопасности пассажиров является наличие лицензии у таксиста.

Дело в том, что бизнес-модель такси меняется. Традиционная модель предполагает перевозчика, диспетчера и техническую службу. Теперь же одна компания через онлайн-приложение становится посредником между пассажиром и перевозчиком. При этом контроль за состоянием перевозчика, автомобиля не осуществляется.

"На рынке складывается ситуация, когда новые бизнес модели, с одной стороны, не могут использовать услуги лицензированных перевозчиков и не имеют интересов создавать такую операционную базу, а с другой – нуждаются в легальной модели труда перевозчиков и основаниях для установления хозяйственных отношений с ними", – говорится в отчете Офиса эффективного регулирования "Рынок такси".

Это приводит к тому, что компании посредников, информационно-диспетчерских служб, двояко трактуют законы, а именно сотрудничают с нелегальными перевозчиками, стараются использовать исключительно наличные расчеты, работают через интернет из-за границы, и т..п

Что надо менять на рынке такси

Лицензии надо отменить, считают эксперты BRDO. Вместо них – внедрить декларативный принцип работы в такси. Это не ухудшит безопасность пассажиров, но уменьшит поле для коррупции, которая возникает при выдаче лицензии. Тогда все перевозчики смогут называться "такси", а информационно-диспетчерские службы – рекламировать услуги такси без ограничений.

Но разрешительные документы все-таки должны быть, считают эксперты. Они могут быть платными и ограниченными во времени, например, на один год. Это даст право контролирующим органам проверять такси и устанавливать требования к водителю и его автомобилю.

1176866Фото: А. Бойко

При этом стоит ввести одноразовый платеж за выдачу разрешения. Этот платеж будет засчитываться как уплата всех налогов и сборов за период действия разрешения без потребности регистрироваться как предприниматель. Так легально работать в такси станет проще, считают эксперты.

Также в Офисе эффективного регулирования предлагают контролировать агрегаторы заказов, такие как Uber или Uklon и другие. В BRDO хотят, чтобы они тоже получали разрешения или лицензии.

А еще эксперты предлагают обязать агрегаторы регистрироваться в Украине и платить налоги здесь. Сейчас такие платформы никак не отчитываются о том, с какими таксистами они работают. Такую обязанность предлагают ввести. Кроме того, отчетность должна быть и за полученные заказы от пассажиров и их передачу перевозчикам.

О том, что делать в случае аварии с такси, читайте в материале сайта "Сегодня":  ДТП с такси: как пассажиру защитить свои права и наказать виновных .

Напомним, ранее мы рассказывали, как украинцев обсчитывают в такси по безналу.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63920.02

Bitcoin Cash (BCH)

475.36

Binance Coin (BNB)

608.08

Ethereum (ETH)

3137.33

Litecoin (LTC)

83.32

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять