Украинцы в Заполярье тратят на продукты по $100 за раз и жалуются на скуку

Украинцы, работающие на Севере, рассказали о заполярном счастье, деньгах и мечтах

Норвежская семга под красную ягоду. Скромное обаяние завтрака в отеле
Норвежская семга под красную ягоду. Скромное обаяние завтрака в отеле
"Лумпен". Выставлен на продажу. Раньше — баня и прачечная для шахтеров
1/3

НАЧАЛО: Архипелаг Шпицберген: cамый северный в мире аэропорт и припасы на случай конца света

Реклама

Продолжение

Как говорят, из 2 тысяч населения Лонгйира человек пятьдесят — украинцы. В основном это те, кто,  отработав в Баренцбурге, только им известным способом по пути домой сумели "зацепиться", а "зацепившись", так и остались.

Дончанка Алена тут 8 лет. Вышла замуж за норвежца. Он работает на здешней шахте. И дом неплохой есть, дочка в школе учится, сын ходит в детсад. "Но жизнь тут не очень сытная, — сетует женщина. — Все, что зарабатываем, в общем, и проедаем. Скопить на черный день не получается. Хотя вроде и на себя не так уж много тратим, но вы же видели, какие тут цены".

Реклама

ЖИТЬ ДОРОГО! Да, видел! Один поход в магазин — полтыщи норвежских крон, то есть около 100 долларов США, как не бывало (в магазинах кроме местной валюты принимают "зеленые", евро). Килограмм красного перца в пересчете на наши деньги — под 90 гривен, чуть дешевле свежие помидоры — 87—88. Огурцы — больше 40. Картофель и апельсины чуток меньше огурцов. Багет — почти 20 гривен....

Цены на вещи тоже немаленькие. И сувениры недешевы. Особенно с логотипом "Свальбард", "Лонгйир". Все-таки экзотика. Туристы берут. Сходить в краеведческий музей — 75 крон, или около сотни гривен. Музей хорош, и экспозиция  интересная. Но 100 гривен... Дороговато. Музей поменьше — истории авиации, и тоже 75. Грабеж! Правда, и уровень жизни иной. А зарплата не в гривнях и не в российских рублях.

Наталья, также родом из Донбасса, несколько лет назад работала в Баренцбурге, в отделе контроля качества шахты. О нынешней своей жизни, как и россиянка Эльза, говорить отказалась, фамилию не назвала. Мне долго была непонятна причина, пока одна украинка не подсказала: "Зачем нам слава? Мы устроены, жизнь налажена. Денег, которые получаем, в Украине бы не видели. Всего добились сами. А напишете — люди подумают, что тут деньги сами в карман прыгают, и потянутся за нами. Некоторые двух слов по-английски связать не умеют, не говоря про норвежский. Зачем нам конкуренция?"

Реклама

Предложение встретиться в удобное для нее время и переговорить спокойно, без спешки, Наталья отклонила. "И так заговорилась с вами, — спохватилась она. — Начальство заметит, что в рабочее время с посторонними лясы точу, накажет".

В магазине "Лумпен" познакомился с Верой. "Заплатите 10 тысяч долларов — дам интервью, — огорошила с порога. — А за спасибо — извините. Что с вами разговаривать? Не нужна мне реклама". И ушла к стеллажам с дорогущими свитерами и куртками на меху.

Оказалось, прилетали как-то сюда российские тележурналисты, нашли Веру и сняли сюжет. Его потом случайно увидели в новостях родные. И устроили выволочку: "Кто тебя просил душу раскрывать? Кто за язык тянул? Соседи нам проходу не дают — считают, что ты в богатстве купаешься, кроны свои лопатой гребешь, и нам присылаешь, поэтому ходят и клянчат — одолжи да одолжи. А отказываемся — обижаются, злятся, завидуют. Не смей говорить о своем житье-бытье!"

Но днем позже, когда я с утра вновь забрел в магазин за сувенирами, Вера, пока не было покупателей, все же немного оттаяла и чуть разоткровенничалась. Правда, потребовала диктофон спрятать, фотографировать запретила и попросила не называть, из каких мест родом — чтоб инкогнито сохранить.

Рассказала, что, как Алена, замужем за норвежцем, и супруг, как у той — горняк. В Осло у них квартира, и он регулярно туда наведывается, присматривает за жильем. А на здешней шахте работает вахтой по две недели, а потом две недели отдыхает. "Это я самолетов боюсь и не летаю, — делилась Вера. — У мужа работа нормальная, в месяц где-то 52 тысячи норвежских крон получается. Это порядка 70 тыс. гривен. По здешним меркам прилично — считается, 250 тысяч в год это немало, а у него выходит больше. Работой дорожит. На шахту очередь, и все за свое место держатся. Ездил в Баренцбург, ужаснулся, там не шахта — каменоломня. У норвежцев условия гораздо лучше. У меня, конечно, заработок меньше, чем у мужа. Магазин скоро закроют — выставили на продажу. Раньше здесь были баня и прачечная для шахтеров. В норвежских семьях нет общего бюджета, как на Украине и в России. Каждый сам по себе: муж на свою зарплату живет, жена на свою. Так принято".

Жизнью своей нынешней Вера недовольна: "Тоска смертная, пойти некуда, дом — работа — семья и все, — вздыхает она. — Замкнутое пространство, те же люди, каждый день — как вчерашний и завтрашний. Невыносимо бывает, волком завоешь! Да еще полярка на психику давит. Норвежцы скрытные, никогда не знаешь, что о тебе думают. И сама подозрительной становишься. Мы тут ни с кем отношения не поддерживаем. Позовешь кого-то из своих в гости — разговоры ни о чем, сплетни одни. Поэтому все в своем мирке живут. И
никого туда пускать не хотят".

Но уезжать все-таки из Лонгйира в ближайшее время не планирует. За то, что семья на Шпицбергене живет, полагаются существенные льготы. "Налоги в Норвегии очень высокие, до 42% доходят, а мы не больше 5 платим, — нехотя признается она. — Сейчас у меня временный вид на жительство, но через пару лет получу гражданство, и тогда уедем отсюда навсегда в Осло. Мне столица нравится. А здесь — дыра дырой. Так и напишите". Пишу.

Еще поведала Вера, что медицина в Норвегии бесплатная, но за визит приходится отстегивать — лично врачу. "Потому все стараются не заболеть, к медикам обращаются редко, — уточняет она. — Я по профессии медсестра, кое-что умею, ну а когда сильно прижмет, идем к здешнему профессору, он много на своем веку повидал, много знает, в Тибет ездил, так что помогает".

Предложенные в качестве маленького презента с Большой земли киевские конфеты Вера нервно отвергла: "Заберите, иначе  выброшу. Я тут панкреатит заработала, а вы мне сладкое даете". И детям не взяла...

…Водитель минивэна Павел, подвозивший из аэропорта Лонгйира в город бухгалтеров с Баренцбурга, диктовал номер мобильного телефона, по которому с ним должна была связаться девушка Оля из турфирмы. Заметив, что и я решил записать его координаты в блокнот (мало ли, вдруг пригодятся), осерчал: "А вам для чего? Я вам свой телефон давать не собираюсь. Будете потом названивать! Вы вообще кто такой? Какую организацию представляете?"

И поглядел так, словно в Лонгйир меня командировали исключительно для того, чтобы выжить его с насиженного водительского сиденья.

Кто знает, что на самом деле на душе у наших бывших соотечественников. Возможно, как предположил один попутчик-россиянин по дороге в Москву, что-то не заладилось — в семье, по работе, в жизни. А признаваться в этом чужому человеку, который напишет и неизвестно еще, как интерпретирует — какой смысл, на кого потом пенять? 

Или же в суровом северном крае славяне просто становятся другими — более замкнутыми, недоверчивыми. Как норвежцы. Те вроде и не злые, но неэмоциональны, несентиментальны. Холодный народ. А с кем поведешься...

КТО ЕЩЕ? ФИЛИППИНЫ, ПЕРУ, ТАИЛАНД…

В Лонгйире немало и приезжих из куда более далеких стран. Среди персонала магазинов заметны девушки и женщины с характерной юго-восточной внешностью. "Вэ а ю фром?" — спрашиваю юркую смуглолицую продавщицу супермаркета. "Филиппины", — откликается та. "Не мерзнете за Полярным кругом?" "Уже нет, привыкла". Продавец другого магазина на такой же вопрос ответила, что она из Перу. "Все бы хорошо, — добавляет, — только домой долго добираться. Латинская Америка отсюда далеко. И у нас очень жарко".

А горничная моего отеля Лэ — уроженка Таиланда. "У меня трое детей. Они все в Бангкоке. Надо зарабатывать им на учебу. Бангкок большой, шумный город, не такой, как Лонгйир. Но человек ко всему приспосабливается".

Несмотря на географическую доступность Свальбарда и безвизовый режим, рады далеко не всем. Не нашел в короткий срок работу, не владеешь хотя бы английским — отправят без сожаленья за счастьем в других широтах.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64642.69

Bitcoin Cash (BCH)

478.9

Binance Coin (BNB)

613.41

Ethereum (ETH)

3161.57

Litecoin (LTC)

84.06

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.67

Евро (€)

42.52

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять