Человек с киноаппаратом: Дзига Вертов еще сто лет назад придумал эффекты "Матрицы"

Снимая пропаганду, режиссер запечатлел настоящую Украину 1920-х

Украинское кино переживает небывалый подъем. В 2017-м в прокат вышло 34 наших фильма (в 2006-м — четыре, а в 2010-м — вообще ни одного), а в этом году из бюджета на поддержку отрасли пойдет 500 млн грн. Родной кинопром поддерживают простые украинцы. История о защитниках донецкого аэропорта "Киборги" в нацпрокате за первую неделю заработала больше 8 млн грн, обойдя военную драму "Дюнкерк" голливудского тяжеловеса Кристофера Нолана. Но это далеко не первый прорыв украинского кино. В начале прошлого века Всеукраинское фотокиноуправление (ВУФКУ) выпускало по 18 фильмов в год, или примерно 40% от всей кинопродукции СССР. Одним из главных энтузиастов того времени, наряду с Лесем Курбасом и Александром Довженко, был и выдающийся документалист Дзига Вертов.

Родился Вертов, а тогда еще просто Давид Кауфман, в польском Белостоке в 1896 году. В детстве он не проявлял особой тяги к кино, но, как сам позже признался, был "коллекционером звуков". Окружающие его шумы, мелодии и слова Вертов собирал, писал из них стихи и даже рисовал картины. Годы спустя эта страсть нашла выход в одном из главных его фильмов — "Симфонии Донбасса". С наступлением XX века семья Кауфманов перебралась в Москву, и Давид поступил в Петроградский психоневрологический институт. Учеба там казалась ему скучной, и молодой человек начал поиск своего пути.

Реклама

Немые фильмы. Режиссер выступал в роли Франкенштейна
Немые фильмы. Режиссер выступал в роли Франкенштейна
Киноки. Снимая свои фильмы, рушили установленные правила
Киноки. Снимая свои фильмы, рушили установленные правила
Вертов. Из промышленных звуков составил симфонию Донбасса
Вертов. Из промышленных звуков составил симфонию Донбасса
Пропаганда. По воле случая показала Донбасс украинским
Пропаганда. По воле случая показала Донбасс украинским
1/4

Решив посвятить себя кинематографу, Давид в 1915-м придумал себе псевдоним Дзига Вертов — от слов "дзига" ("волчок" по-украински) и "вертеться". Такой выбор объяснял динамичностью нового искусства. Творческий путь Кауфман-Вертов начал через три года, когда пришел работать в отдел хроники Москинокомитета, где монтировал первый советский киножурнал "Кинонеделя". Постепенно Вертов выработал собственный подход к документальному кино.

"Я — киноглаз. Я создаю человека более совершенного, чем Адам. Я у одного беру руки, самые сильные и ловкие, у другого беру ноги, самые стройные и быстрые, у третьего голову, самую красивую и выразительную, и монтажом создаю нового, совершенного человека", — писал Вертов в своем дневнике.

Опираясь на эти идеи, режиссер создал творческое объединение документалистов "Киноки" (кино-оки), куда входил он, его брат Михаил Кауфман, жена Елизавета Савилова и еще несколько художников. Одним из первых фильмов объединения стал "Киноглаз", который сами киноки назвали "первой в мире попыткой создать киновещь без сценария, участия актеров, художников, режиссеров, не пользуясь ателье, декорациями и костюмами". Картина вызвала неоднозначную реакцию, но получила премию на Международной выставке в Париже. Правда, через два года, в 1926-м, известный киновед Виктор Шкловский начал сомневаться, что Вертов и киноки снимают документальное кино, и обвинил их в фальсификациях.

Реклама

Я хочу знать номер того паровоза, который лежит на боку в картине Вертова", — говорил он, намекая на то, что в фильмах киноков все подстроено.

Спустя год Вертова уволили.

Правда, уже в 1928 году документалист принял приглашения Одесской киностудии. Из-за этого решения развалились киноки, а Вертов разругался с братом. Но уже очень скоро, работая на ВУФКУ, он делает свой самый главный и радикальный фильм — "Человек с киноаппаратом". Из кадров, снятых в Киеве, Одессе и других городах, Вертов создает киногород, равных которому в то время не было. Еще спустя год, в 1930-м, будучи очарованным звуковым кинематографом, он снимает "Энтузиазм. Симфония Донбасса".

После этого Вертов вернулся в Москву разрабатывать свою теорию киноглаза и придумывать новые монтажные ходы. Но к тому моменту его звездный час уже прошел. Пропагандистскую хронику "Три песни о Ленине", несмотря на похвалу поэта Луи Арагона и режиссера Гарольда Ллойда, сняли с проката через неделю после выпуска. То же самое случилось и с его следующим фильмом "Колыбельная" — его убрали с экранов через пять дней после премьеры. Пришедший на киностудию в 1950-м Эльдар Рязанов потом вспоминал, что Дзига "превратился в старика с испуганными глазами". Позже Кауфмана спросили, как он себя чувствует: "Обо мне, пожалуйста, не беспокойтесь. Дзига Вертов умер". Конечно, он имел в виду свое творческое альтер эго. Давид Кауфман умер от рака желудка в 1954 году. В понедельник, 12 февраля — 64 года со дня его смерти.

Реклама

new_image3_519

Наследие. Афиши главных фильмов великого документалиста

Чарли Чаплин 

Один из влиятель­нейших и видных мастеров немого кино Чарли Чаплин был поражен документальным фильмом "Энтузиазм". Вертов писал в дневнике, что тот во время просмотра буквально прыгал.

"Никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю "Энтузиазм" одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Вертов — музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним. Поздравляю", — писал позже Чаплин в телеграмме Вертову.

new_image2_602

Жан-Люк Годар

Такие легенды французского кино, как Жан-Люк Годар и Жан-Пьер Горен, в одно время были настолько увлечены взглядами Вертова на кино, что создали съемочную группу "Дзига Вертов". Сам Годар, работая в этом объединении, снял шесть фильмов.

"Задача состояла в том, чтобы создавать политические фильмы, совершенно не похожие на то, что снимали другие поклонники политического кинематографа. Но мы назвали нашу группу так не для того, чтобы осуществлять на практике программу Вертова, а для того, чтобы сделать имя Вертова своим знаменем", — говорил сам Годар в одном из интервью.

new_image_613

Ларс фон Триер

В 1995 году культовый датский режиссер Ларс фон Триер, будучи под впечатлением от творчества Дзиги Вертова, организовал группу "Догма-95", которая впоследствии вылилась в целое кинотечение. При этом сам Триер, подражая манифесту "киноков", опубликовал свой собственный. "Догма 95" — это акция спасения. Клянусь следовать правилам, выведенным и утвержденным "Догмой 95". Во-первых, съемки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации. Во-вторых, оптические эффекты и фильтры запрещены. В-третьих, имя режиссера не должно фигурировать в титрах".

"Мы": шутили Ильф и Петров

Свои главные творческие принципы Дзига Вертов изложил в манифесте киноков "Мы", на который потом ориентировались европейские режиссеры 60-х и 90-х годов.

"Мы называем себя киноками в отличие от "кинематографистов" — стада старьевщиков, недурно торгующих своим тряпьем. Мы объявляем старые кинокартины — прокаженными. Мы очищаем киночество от примазавшихся к нему музыки, литературы и театра. Ищем своего, нигде не краденого ритма", — писал режиссер в манифесте.

Свой ритм Вертов нашел в монтажном искусстве. Собирая фильмы из снятых абсолютно в разных местах кадров, он делал из него пазл или коллаж. И, несмотря на то, что сегодня его часовые "документалки" воспринимаются больше, как черно-белый поток сознания, в этих экспериментах родились приемы, которыми киношники пользуются и сегодня. Именно он придумал такой ход, как "наплыв", когда финальные кадры одного изображения быстро накладываются на первые кадры следующего. Этот прием использовали, например, в фильмах о Гарри Поттере и Ангелах Чарли. Еще одним его изобретением стал эффект "слоу-моушн", когда изображение на экране замедляется. Вертов активно использовал его, а второе дыхание в этот прием вдохнула культовая "Матрица". Правда, далеко не все современники понимали и принимали его эксперименты и радикальные взгляды. Так, неподражаемые Ильф и Петров, в первой редакции "Золотого теленка", со свойственным им едким сарказмом описали Вертова, как "режиссера Крайних-Взглядова, великого борца за идею кинофакта" и автора кинокартины "Беспристрастный объектив": "Долой павильоны! — сказал Крайних‑Взглядов, входя на фабрику. — Долой актеров, этих апологетов мещанства! Долой бутафорию! Долой декорации! Долой надуманную жизнь, гниющую под светом юпитеров! Я буду обыгрывать вещи! Мне нужна жизнь, как она есть!"

new_image6_292

Вертов. Сниматься любил и сам

Фильмы: признание в мире

Не считая множества выпусков кинохроник, Вертов в общей сложности снял 20 фильмов. Однако особняком стоят две его ленты, которые режиссер создал, работая у нас в стране — "Человек с киноаппаратом" и "Энтузиазм. Симфония Донбасса". Первый фильм составлен из коротких документальных фрагментов, которые показывают жизнь города: движение людей и транспорта, труд рабочих и культурные мероприятия. Фактически на протяжении очень долгого времени Дзига Вертов и его брат Михаил Кауфман с разных ракурсов снимали на улицах украинских городов все, что им казалось интересным.

Уже потом из километров пленки жена Вертова смонтировала бессюжетный и практически абстрактный фильм. Однако это не помешало ему в 2012 году оказаться на восьмой строчке в списке лучших фильмов за всю историю кино, а спустя два года стать самым выдающимся документальным фильмом всех времен. Так, 1 августа 2014-го, в 00:01 по Гринвичу, самый старый и авторитетный в мире киножурнал Sight & Sound на своем сайте обнародовал результаты голосования более чем 300 киноэкспертов со всего мира. Большая часть назвала лучшей документалкой именно "Человека с киноаппаратом".

"Либеральная политика украинского правительства в конце 1920-х, в противовес догматической политике России, вызвала настоящий поток эмиграции кинематографистов в Украине. Свои эксперименты смогли здесь осуществить Дзига Вертов, Михаил Кауфман и многие другие. Неоднозначно воспринятый критиками, и совсем непонятный аудиторией, эксперимент Вертова вскоре был вычеркнут из истории советского кино и надолго забыт. Снятый в Одессе, Киеве и Харькове, фильм является методологическим пособием для кинодокументалистов и одновременно "фильмом о фильме", в котором ставятся вопросы о природе бесстрастной фиксации реальности", — объясняли тогда решение авторитетного журнала в Национальном центре Довженко.

А вот "Энтузиазм", во время его выхода, вызвал настоящий фурор кинолюбителей. Это был первый фильм, в котором реальные промышленные звуки послужили для музыкального сопровождения. Именно здесь пригодилась тяга Вертова коллекционировать различные шумы. И хотя в СССР очень скоро изъяли киноленту из проката, великий режиссер и комик Чарли Чаплин был в восторге от задумки режиссера, называя ее "волнующей симфонией". Однако не только этим интересна "Симфония Донбасса". Материал для фильма оператор Борис Цейтлин снимал в годы сворачивания программы украинизации. Беспристрастная камера, несмотря на старания советского руководства искоренить все украинское, упорно выхватывала из бесформенной массы серых рабочих то нашу вышиванку, то шаровары и жупан. Однако настоящим украшением фильма служат надписи на украинском языке, которые обильно фиксирует камера Цейтлина и которых, как оказалось, было более чем предостаточно на территории Донбасса времен 30-х годов прошлого века.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64729.05

Bitcoin Cash (BCH)

485.11

Binance Coin (BNB)

602.08

Ethereum (ETH)

3171.54

Litecoin (LTC)

85.57

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.59

Евро (€)

42.26

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять