Чужие "глаза": как работают поводыри в Украине

10 Июня 2018, 04:42

В Харькове безработные водят незрячих в клиники и горслужбы

Служба сопровождения. Поводыри помогают доехать в нужное место и описывают окружающий мир тем, кто не может видеть. Фото: Е. Акимова
Служба сопровождения. Поводыри помогают доехать в нужное место и описывают окружающий мир тем, кто не может видеть. Фото: Е. Акимова

В Харькове заработала Служба сопровождения незрячих. 14 сотрудников помогают людям, лишенным зрения, передвигаться по городу и решать накопившиеся дела в больницах и городских инстанциях. В Украине подобные организации работают лишь во Львове и Ровно. "Сегодня" отправилась на вызов вместе с сопровождающим и выяснила, с какими трудностями сталкиваются незрячие в Харькове и почему эта работа так важна.

С сопровождающей, 43-летней Светланой Даладой, мы встречаемся рано утром в харьковской подземке. Женщина живет на Холодной Горе, но в этот день ей нужно через весь город добраться в 602-й микрорайон на Салтовку, забрать там незрячую клиентку и сопроводить ее в городскую офтальмологическую клинику в центре города.

"Сегодня у меня один вызов. Сопровождение запланировано с 8:00 до 13:00", — рассказывает Светлана.

Ее, как и других сопровождающих, направили на общественные работы из городского Центра занятости. Работа не высокооплачиваемая, проезд за свой счет плюс временами морально тяжело: ведь нужно иметь терпение и находить подход к людям с проблемами зрения.

"Пока я временно нетрудоустроенная, подумала, зачем зря дома сидеть. Работаю только месяц, хожу на работу каждый день, выполняю по одной заявке", — продолжает Светлана.

Так к 8:00 за разговорами мы и добрались с ней до жилой многоэтажки на краю Салтовки. Там, на крыльце, нас уже ожидала 47-летняя Виктория Блажко, которая потеряла зрение 14 лет назад и так и не научилась передвигаться по городу самостоятельно. Сейчас женщина проходит курс лечения в больнице Гиршмана, куда нам и нужно было ее доставить. Путь далекий: добираться нужно троллейбусом, метро, а потом еще идти пешком. Такая поездка утомительна и для здорового человека, а для того, кому сложно ориентироваться в пространстве, и подавно.

Встретившись с нами, Виктория сразу же взяла под левую руку Светлану, и лишь тогда начала спускаться по ступенькам.

"Дома я со всеми делами справляюсь сама — готовлю, стираю, гуляю с двухлетним внуком. Справляться самостоятельно с домашней работой меня учили в реабилитационном центре. А вот на улице без сопровождающего не передвигаюсь. Боюсь. Вот даже перед нами арка (по памяти указывает на сооружение женщина. — Авт.), где из-за автомобилей даже зрячему человеку находиться опасно. Я только в нее войду, а меня собьют", — делится переживаниями Виктория.

Со стороны Светлана и Виктория выглядят, как две гуляющие под руку подружки. Но на самом деле одна из них очень сосредоточена, ведь отвечает за другого человека и должна подсказывать ему о наличии любых препятствий впереди. Вторая — старается не отставать от сопровождающего и в довольно быстром темпе преодолевает ступеньки, бордюры, столбики, ямы на асфальте и лужи.

"Вот только посмотрите на эти лабиринты! Как незрячий человек сможет их преодолеть?" — комментирует сопровождающая, а также делится с нами навыками сопровождения.

Оказывается, их немного: главное — держаться на полшага впереди незрячего и не забывать о его присутствии, постоянно напоминая о всевозможных препятствиях на пути. При этом сопровождающий может находиться как слева, так и справа от своего подопечного — это зависит от предпочтений и привычек каждого из них.

1_25

В транспорте. Сопровождающую и незрячую никто не заметил. Фото: Л. Грубник

Транспорт. Первая наша поездка была на троллейбусе. Приблизившись к остановке, Виктория говорит:

"Я слышу, что он стал очень далеко. Если бы троллейбусы, маршрутки и автобусы каждый раз становились в одном месте и вплотную приближались к бордюрам, это бы значительно упростило нам жизнь. Многие же из нас шаги считают, запоминают дистанции".

При входе в троллейбус незрячему и сопровождающему никто не уступает ни дорогу, ни место. В транспорте у Светланы с одним из пассажиров возникла словесная перепалка: он не захотел уступать женщине место возле ее подопечной.

"У Виктории есть одна особенность: она может слышать лишь правым ухом. Поэтому я всегда должна находиться справа от нее. Иногда приходится культурно объяснять это тем, кто не понимает", — говорит сопровождающая.

На выходе из троллейбуса водитель опять проезжает дальше, что запутало бы незрячего человека, если бы он был один. К харьковской подземке у наших новых знакомых практически не было замечаний.

"Если бы незрячих встречали сотрудники метро, заводили их в поезда, а на нужной станции помогали выйти, это вообще было бы прекрасно", — делятся женщины.

-1_1

Дороги. Не приспособлены для людей, лишенных зрения. Фото: Л. Грубник

По пути в больницу. На пути в клинику Виктории и Светлане приходится трижды переходить дорогу, и каждый раз это может стать испытанием для незрячего человека, который решит преодолеть маршрут самостоятельно: на магистрали на улице Алчевских есть только "зебра", на улице Олеся Гончара — только светофор для пешеходов без звуковых сигналов, на улице Чернышевского — снова лишь дорожная разметка.

"Клинику Гиршмана посещают люди с проблемами зрения, часть из них — слабовидящие или вообще незрячие. Почему бы на этих участках дороги не установить знаки для водителей, чтобы они были готовы к тому, что дорогу может переходить незрячий человек?" — говорит сопровождающая Светлана.

В поликлинике Гиршмана, как и в других госучреждениях, незрячим приходится преодолевать высокие пороги, крутые ступеньки, а в узких коридорах сложно пройти вдвоем. В магазинах и супермаркетах ситуация получше.

"Там всегда помогают. Я прошу выделить мне личного консультанта, который поможет выбрать товар", — рассказывает Виктория.

Сопровождающие оказывают незрячим и психологическую помощь: выслушивают, дают советы и, главное, — общаются, чего последним очень не хватает. По пути из поликлиники Светлана завела Викторию в парк, где по дороге стала описывать прелести харьковской весны.

"В этой работе в первую очередь нужно любить людей. Незрячие бывают абсолютно разные, и каждого нужно понять. Но главное — не сильно проникаться их историями. Мнительным людям здесь не место", — рассказывает Светлана, провожая Викторию домой.

А по дороге женщины еще зайдут на рынок.

-1_1111

В клинике. На пути у незрячих препятствия в виде высоких порогов. Фото: Л. Грубник

Перемены: волонтеры и провожатый в отпуске

Услугами поводырей в Харькове люди с проблемами зрения могут воспользоваться совершенно бесплатно, однако работает служба не по графику. Еще в 2000-м выпускники гимназии-интерната для слепых детей им. Короленко создали Харьковскую общественную организацию инвалидов "Социально-реабилитационный центр незрячих". Там люди с проблемами зрения могли с помощью специальных компьютерных голосовых программ посещать компьютерные курсы, брать аудиокниги, получать психологическую и юридическую помощь. А в 2007-м у директора центра Сергея Москальца возникла идея организовать сопровождение незрячих людей в городе, транспорте, организациях и учреждениях.

"Совместно с Харьковским городским центром занятости и Управлением труда и соцзащиты населения горсовета такой проект был реализован, и инвалиды по зрению, проживающие в городе, получили возможность заказать сопровождение и без привязки к родным и близким решить свои дела в поликлинике, на рынках и магазинах, разного рода учреждениях", — рассказывает социальный работник Ольга Стахова.

А с 2018-го Служба работает под руководством директора Харьковского центра реабилитации молодых инвалидов и членов их семей "Право выбора" Валентины Бутенко.

Наличие этой услуги в городе всегда зависело от финансирования: раньше деньги выделяли из городского и государственного бюджетов, сейчас же затраты покрывает только город.

"Мы работаем, когда есть финансирование. В прошлом году не работали почти полгода", — дополняет Ольга.

Сотрудников для Службы всегда находил городской Центр занятости, предлагая безработным временную (до 180 календарных дней) подработку за минимальную зарплату. С прошлого года в связи с ростом минимальной зарплаты количество вакансий сократилось, и сейчас в Службе работает только 14 сопровождающих, которые обслуживают ежедневно чуть больше 20 заявок.

-2_2

Поводыри. Сейчас незрячих сопровождают безработные. Фото: Из архива В. Бутенко

Формат. Диспетчер принимает заявки от незрячих с 10:00 до 16:00, затем их распределяют между поводырями, которые должны позвонить заказчику и скоординировать дальнейшие действия.

"Заявки мы принимаем заранее. День в день незрячий человек не может заказать себе сопровождающего, так как он будет занят на другом вызове. Но иногда есть экстренные случаи, когда мы идем на встречу", — поясняет Ольга Стахова.

Ограничения есть и для заявителей: лишь инвалиды I группы могут позволить себе сопровождающего.

По словам сотрудников Службы, нынешний формат работы себя изживает из-за нерегулярности предоставляемой услуги, нехватки кадров, недостаточного финансирования, что влияет на зарплаты и заинтересованность людей в работе.

"У нас есть идея создать платформу подобно интернет-ресурсу "Я — твои глаза", который широко распространен в европейский странах. Его суть состоит в том, что каждый человек может стать поводырем для незрячего на волонтерских началах. Может, кто-то рядом живет с человеком, лишенным зрения, или же ходит с ним по одному маршруту. Но пока создание подобной платформы не получило поддержки ни у властей, ни среди людей. Только один человек согласился помогать незрячим в таком формате", — рассказывает директор Центра реабилитации молодых инвалидов и членов их семей "Право выбора" Валентина Бутенко.

Она уверенна, что услуга сопровождения в Харькове должна быть постоянной, ведь в регионе проживают более 4000 совершенно незрячих людей.

Мировой опыт также показывает, что нужно менять качество услуги.

"В Швеции, в Германии я видела, как социальный работник по необходимости может поехать в отпуск с незрячим, может пойти с ним в кафе, в ресторан, помочь что-то сделать дома. И это все ему оплачивается. Мы же пока даже не советуем нашим сотрудникам заходить в квартиры, дабы избежать неприятных ситуаций", — говорит Валентина Бутенко.

-2_22_01

Незрячие. Нуждаются в помощи и реабилитации. Фото: Из архива В. Бутенко

Изменения. Чтобы Харьков стал более комфортным и безопасным городом для людей, которые живут в потемках, необходимо не так уж много. В Центре говорят, что начинать нужно с тротуаров без препятствий, безопасных дорог и табличек со шрифтом Брайля, которыми стоит снабдить все учреждения.

"Некоторые пытаются делать первые шаги, но они иногда абсолютно бесполезны. Бывает, в учреждениях вешают таблички не на уровне рук, а выше, или делают точки надписей такими острыми, что их невозможно прочитать", — делится Бутенко.

-2_49

Служба. Работает с перебоями из-за финансирования. Фото: Из архива В. Бутенко

Цифровая помощь: Брайль в часах и ультразвук

Людям с недостатками зрения просто необходима посторонняя помощь. Однако в современном мире никак не обойтись без гаджетов и бытовых вещей, которые упрощают жизнь в потемках.

Сегодня на украинском рынке можно отыскать принтер для тактильной графики, который печатает изображения на особой капсульной бумаге, но обойдется от 30,5 тыс. до 300 тыс. грн. Есть в обиходе и строительная рулетка со встроенным звуковым меню, машинка, которая печатает шрифтом Брайля.

Но все эти вещи не могут так удивить людей, как новомодные гаджеты с использованием тактильного шрифта, существование которых еще 20 лет назад казалось фантастикой. Так, в 2008-м появился первый в мире фотоаппарат для незрячих — Touch Sight (англ. — тактильное зрение). Вместо привычной жидкокристаллической панели в этом устройстве есть гибкий дисплей, на котором вся информация отображается в рельефном виде при помощи точек. Кроме того, камера несколько секунд записывает звук после съемки картинки, что позволяет ориентироваться в библиотеке изображений.

-3-3

Фотоаппарат. С гибким тактильным дисплеем придумали в Китае. Фото: ulagat-m.kz

А вот изобретатели из Южной Кореи выпустили часы для незрячих, которые в переводе с английского называются "точка" (dot). В них также преображен тачскрин — на нем есть сегменты с точками, что позволяет передавать символы шрифтом Брайля.

3_11

Часы. Время — по точкам. Фото: 3dnews.ru

Изобретатели из США придумали специальную панель для пользования банковскими картами, которая позволяет незрячим людям снимать деньги и при этом сохранять конфиденциальность. Можно отыскать и специальное устройство Finger Reader, которое помогает читать тексты. Как несложно догадаться, его надевают на палец и водят по страницам, а устройство воспроизводит то, что нанесено на бумагу или написано на экране электронной книги.

Неутомимые разработчики решили даже усовершенствовать белую трость незрячих. Так, в 2010-м представили "Ультразвуковую трость на запястье". Устройство надевают на руку, при помощи ультразвукового сигнала оно анализирует пространство и передает сигнал о препятствии владельцу. Используют сегодня и ультразвуковые насадки на трость.

3-1_01

Трость. Сканирует пространство. Фото: fakty.ictv.ua

Кроме того, для незрячих существуют специальные модели смартфонов, в которых экран представляет собой сетку контактов, которая и формирует шрифт Брайля, переводя обычный текст в понятный шрифт.

Вы сейчас просматриваете новость "Чужие "глаза": как работают поводыри в Украине". Другие Последние новости Украины смотрите в блоке "Последние новости"

Авторы:

Людмила Грубник, Козлова Оксана

Источник:

"Сегодня"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Загрузка...