Интервью с Мариной Порошенко: результаты реформы инклюзивного образования за два года

Как учатся дети с инвалидностью в общеобразовательных школах, кто будет уделять время детям с особыми образовательными потребностями?

Сегодня на законодательном уровне каждая школа в Украине может стать инклюзивной. Это означает, что родители могут отдать ребенка с особыми образовательными потребностями учиться в общеобразовательную школу, а школа не может им отказать. К тому же учебное заведение должно создать для ребенка все необходимые условия.

Внедрением инклюзивного образования в Украине занимается Марина Порошенко, первая леди Украины и председатель Фонда Порошенко.

Реклама

Как учатся дети с инвалидностью в общеобразовательных школах, кто будет уделять время детям с особыми образовательными потребностями и что будет со специальными школами-интернатами? На эти и другие вопросы в интервью сайту "Сегодня" ответила Марина Порошенко.

45Фото: Михаил Маркив

- Марина Анатольевна, ранее первые леди Украины почти не принимали активного участия в реформах. А вы фактически лоббируете, в лучшем смысле этого слова, внедрение инклюзивного образования. Что повлияло на ваш интерес именно к инклюзивному образованию и каким вы видите образование для детей с инвалидностью?

Реклама

- В 2015 году в День знаний я посетила белоцерковскую инклюзивную школу. Среди других учеников в этом заведении были дети на колясках, дети с задержкой психического развития... Но инклюзия в этой школе была только благодаря учителям-энтузиастам, инициативным неравнодушным людям и родителям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями. Тогда это были отдельные островки инклюзии в океане украинского образовательного пространства. Они жили своей жизнью, а государство жило своей. Не было системы – и поэтому я не смогла остаться в стороне. Это стало частью моей жизни.

Современная украинская школа должна быть доступной для всех, школой равных возможностей, чтобы каждый ребенок и семьи, которые имеют "особых" детей, почувствовали, что государство гарантирует им качественное образование. Один из основных принципов инклюзивного образования – не ребенок должен адаптироваться к школьной программе, а школьная программа и школа должны адаптироваться к ребенку.

- Как много в Украине детей с особыми образовательными потребностями? Все ли они могут перейти на обучение в общеобразовательные школы?

Реклама

- Сегодня около 44 000 украинских детей имеют особые образовательные потребности. Все они – граждане Украины, и государство должно о них заботиться. За два года нам удалось привлечь к инклюзивному образованию 12 тыс. детей с особыми образовательными потребностями – и это большое достижение. Но мы не собираемся останавливаться. Наша цель, чтобы каждый ребенок, который способен учиться в инклюзивной среде, смог в полном объеме реализовать свое право на образование.

- Уже второй год действует норма, согласно которой школа должна принять ребенка с инвалидностью, если туда обратятся родители. И не только принять, но и создать условия для этого ребенка: например, обустроить пандус, нанять ассистента. Воспользовались ли такой возможностью родители детей с инвалидностью и начали ли школы подстраиваться под новых учеников?

- Действительно, учебное пространство каждой школы должно соответствовать особым образовательным потребностям каждого ребенка. Это и архитектурная доступность, и разумное приспособление образовательного пространства. Для этого команда Фонда Порошенко разработала типовой проект Медиатеки и Ресурсной комнаты, которые уже стали неотъемлемой частью нового образовательного пространства украинской школы.

Ресурсная комната – это не просто иначе укомплектованные классы. Это помещение, где ребенок с особыми образовательными потребностями может заниматься и учиться по своему индивидуальному плану развития, не мешая классу. Такие ресурсные комнаты рассчитаны как на индивидуальные занятия, так и на занятия в малых группах. Также они содержат зоны отдыха и зоны для приобретения социально-бытовых навыков, где ребенок учится обслуживать себя, быть самостоятельным в жизни. А Медиатека – это дополнительное интерактивное пространство, где дети могут общаться, проводить вместе время и находить себе друзей.

________01Фото: Михаил Маркив

Самое главное – это комфортные условия для развития каждого ребенка. Поэтому когда родители детей с особыми образовательными потребностями узнают, что в школе созданы все необходимые условия, они с удовольствием отдают их в такие школы. Понятно, что учителя могут предоставить "особому" ученику комплекс необходимых услуг, опираясь на его сильные стороны, возможности и потенциал. Конечно, такой подход вселяет уверенность, что ребенок сможет научиться и раскрыть свои таланты.

- В начале сентября парламент принял закон о доступе лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам на всех уровнях образования: в детских садах, школах, профессионально-технических учебных заведениях и заведениях внешкольного образования. Его инициировали именно вы. А 10 октября закон подписал президент. Расскажите, что он меняет?

- Надо рассматривать инклюзивное образование комплексно – в течение всего периода обучения ребенка. Чем раньше мы начинаем работать с ребенком, тем лучшие результаты можем получить. И здесь стоит говорить даже не о дошкольных учебных заведениях, а о раннем вмешательстве. То есть начинать работать с родителями, которые имеют ребенка с особенностями психофизического развития, с рождения. Учить их, какие развивающие упражнения нужно делать дома, что поможет подготовить ребенка к обучению.

И уже начиная с дошкольного образования ребенок попадает в систему образования, которая должна работать последовательно по одним принципам. То есть все уровни образовательных учреждений должны быть доступны для лиц с особыми образовательными потребностями – дошкольное, школьное, внешкольное, профессионально-техническое и высшее образование.

- Сейчас инклюзивно-ресурсные центры создаются по всей стране. Расскажите подробнее, чем они будут заниматься.

- Инклюзивно-ресурсные центры заменили систему ПМПК (психолого-медико-психологическую консультацию. – Ред.), которая нам досталась в наследство от советского прошлого. Новая современная сеть инклюзивно-ресурсных центров построена по новым принципам – на уровне объединенных общин и районных центров. То есть непосредственно приближена к месту жительства детей.

Их основная цель – предоставить квалифицированное сопровождение каждому ребенку с 2 до 18 лет, который находится на учете. Все они проходят тестирование на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП), после чего получают дополнительные образовательные коррекционно-развивающие и психолого-педагогические услуги. Кстати, именно Фонд Порошенко осуществил перевод МКФ-ДП, утвержденный Министерством здравоохранения Украины.

Благодаря новым подходам в работе ИРЦ мы можем предоставлять услуги детям, которые направлены именно на коррекцию функций, нарушений и ограничения жизнедеятельности. И при этом не опираться на медицинские диагнозы, ведь это профессиональный вопрос здравоохранения.

Еще одним из основных принципов работы современных ИРЦ является использование международных тестов, таких как Векслер, Лейтер, Коннерс, КАСД и ПЭП. Это позволит определить, в каких именно дополнительных образовательных услугах нуждается ребенок.

Следующее преимущество: сегодня невозможно представить современное учреждение без использования электронного документооборота и учета. В работе сети ИРЦ предусмотрено использование такой программы, которая поможет создать единый реестр детей с особыми образовательными потребностями, реестр инклюзивных образовательных учреждений и специалистов, работающих в этой области. А также перечень оборудования, имеющегося в этих заведениях. При этом очень важно, что эта программа будет связана с подобной системой в школе, что обеспечит полный обмен информацией в электронном виде. Все будет очень просто. Родители ребенка будут иметь свою электронную карточку. При оформлении его в школу директор может легко получить всю необходимую информацию о ребенке.

Во время учебы школа поддерживает контакт со специалистами инклюзивного ресурсного центра, которые сопровождают ребенка. Но на этом сотрудничество с ИРЦ не заканчивается, поскольку по новым требованиям в течение всего периода обучения за каждым ребенком с ООП закреплен специалист ИРЦ, который будет участвовать в составлении индивидуальной программы развития (ИПР), следить за эффективностью ее выполнения, контролировать оценки текущих результатов и сдачи экзаменов. ИПР составляется на полгода школьной командой психолого-педагогического сопровождения. В случае необходимости может пересматриваться чаще.

chernigiv__004Фото: Михаил Маркив

- Если у родителей есть ребенок с инвалидностью и они хотят отдавать его в садик или школу, какую подготовку будет проходить ребенок и по какой программе он будет учиться в общеобразовательной школе?

- Все дети разные. Каждый по-своему усваивает образовательную программу, поэтому к обучению детей надо подходить индивидуально, в зависимости от их возможностей и потребностей.

Для того чтобы это систематизировать, мы вместе с Министерством образования и науки Украины и Министерством здравоохранения Украины работаем над тем, чтобы объединить детей в группы в зависимости от тяжести их состояния и наличия у них дополнительных образовательных потребностей. Ведь непосредственно от этого зависит объем финансирования каждого ребенка.

Сегодня образовательная субвенция на одного ребенка составляет 23 тыс. грн в год, независимо от его состояния и потребностей. По новому подходу мы сможем более индивидуально обеспечить предоставление финансовой поддержки. Наша цель – в течение этого учебного года утвердить и внедрить новый подход денежного распределения и предоставления образовательных услуг различным категориям детей с ООП. Я уверена, что именно при таком подходе будет максимально эффективное использование средств по принципу "деньги за ребенком".

В будущем это поможет государству сэкономить значительные средства на содержание системы специальных заведений. Поэтому хочу привести для сравнения следующие цифры: образовательная субвенция для ребенка, который учится по инклюзивной форме в школе, – 23 000 гривен в год, а на одного ребенка, который учится в интернатных учреждениях, государство тратит 88 300 грн в год. Если сравнивать, что более выгодно для государства, то эти цифры говорят сами за себя.

На самом деле инклюзивное образование – это прогрессивная система, на которую большинство государств перешли еще в 70-х годах прошлого века. Кроме того, когда ребенок живет в семье и при этом учится вместе со своими сверстниками, он начинает лучше развиваться и чувствует себя полноценным в обществе. Это позволяет в будущем быть самостоятельным человеком, который сам себя обслуживает, зарабатывает на жизнь и не требует государственного содержания во взрослом возрасте.

- Как я понимаю, для реформы нужно подготовить кадры: учителей, ассистентов и других специалистов. Как они будут проходить подготовку и сможет ли быть ассистентом любой педагог? Или нужно будет второе специальное образование?

- Подготовка учителя – очень важный элемент для всего инклюзивного образования. Ведь общие подходы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями неэффективны. Как мы уже говорили ранее, инклюзивная школа должна адаптировать учебную программу под ученика.

В мире есть много программ и подходов к тому, как надо работать в инклюзивном классе, многие из которых, кстати, уже используются и в украинских школах. Но для того, чтобы такие подходы заработали системно, надо проводить повышение квалификации учителей. И поэтому с первого дня, когда мы начали внедрять инклюзивное образование, мы приступили к подготовке учителей и педагогов к тому, чтобы они правильно работали в системе инклюзии. Мы ввели ряд тренингов, которые проходили во всех областях, присоединившихся к проекту. Тренинги проводились для руководителей департаментов образования, директоров школ и завучей; для учителей, которые непосредственно учат детей с особыми образовательными потребностями, и ассистентов учителей.

25_2Фото: Михаил Маркив

Когда мы только начинали реформу, было не очень много ассистентов учителей. А сейчас они стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Кстати, весь прошлый год мы готовились к тому, чтобы ввести ставку ассистента учителя. И когда нам это удалось в конце прошлого года, это был праздник для всех – и ассистентов, и учителей, и родителей.

Кроме того, сейчас мы вместе с нашими партнерами из Международного фонда "Возрождение" и ЮНИСЕФ ввели ряд наставнических тренингов по всей Украине. Также мы подготовили и провели серию тренингов для работников ИРЦ и Ресурсных центров поддержки инклюзивного образования, созданных на базе институтов последипломного педагогического образования. В будущем эти институты и станут центром внедрения современных принципов и подходов в инклюзивном образовании.

Поскольку сеть ИРЦ в Украине – это новое явление, мы написали и предложили работникам ИРЦ методические рекомендации по работе с детьми с ООП. Откровенно говоря, мы попытались охватить все: как создать инклюзивно-ресурсный центр, как проводить конкурсы по отбору работников, методические рекомендации, как работать с детьми, советы родителям. Мы будем и дальше следить за мировыми тенденциями и совершенствовать уже существующие, а также добавлять новые методики, чтобы улучшить качество инклюзивного образования в Украине.

- Есть много стереотипов в отношении детей с инвалидностью. Например, что таким детям лучше учиться в специальных школах, где лучший уход и где им будут больше уделять внимания. Есть и родители, которые против того, чтобы вместе с их ребенком учился ребенок с особыми образовательными потребностями.

- Подобные стереотипы есть в любом обществе. Мы много общаемся с педагогами из других стран, и поверьте, о таких проблемах слышат везде. Упомянутые предостережения имеют те, кто не учился по такой системе в инклюзивных классах. А те, кто попробовал, очень благодарят, потому что инклюзивное образование нужно не только детям с особыми образовательными потребностями, но и детям, которые типично развиваются.

В конце прошлого учебного года мы создали Всеукраинское объединение общественных организаций, которые представляют интересы детей с особыми образовательными потребностями и, в свою очередь, являются нашими представителями в областях. Во-первых, они заинтересованы в защите прав детей с ООП. Во-вторых, они знают изнутри все проблемные вопросы на местах, и это помогает нам координировать наши действия.

Нашей целью было привлечь общественные организации к сотрудничеству, чтобы они стали членами нашей команды реформаторов, общались с родителями, педагогами, заинтересованными лицами и доносили к ним информацию об их правах и возможностях, налаживали связь между руководством области и исполнителями инклюзивной реформы.

Приведу пример. Когда мы в 2016 году только начинали проект в Запорожской области, тогда об инклюзивном образовании никто не знал. А мы не знали, как оно будет воспринято обществом. Поэтому в конце первого учебного года мы провели опрос среди родителей детей, которые учились в инклюзивных школах. И результаты нас поразили – 75% родителей поддержали такую форму обучения. Это и является лучшим доказательством того, что инклюзивное образование – прогрессивная форма обучения.

- Все-таки есть люди, которые еще не стали сторонниками инклюзивной реформы. Это преимущественно работники специальных школ. Что будет со специальными школами, школами-интернатами и их работниками в новой системе?

- Сразу хочу сказать, что в Украине система специальных школ существует и дальше будет существовать. В нашем государстве будет смешанная система образования. Прежде всего, надо исходить из потребностей и возможностей ребенка. И мы понимаем, что не всегда их может обеспечить общеобразовательное учреждение. Поэтому специальные учебные заведения должны взять на себя развитие и образование категорий детей с тяжелыми и комбинированными нарушениями.

Впрочем, если сравнить, сколько государство тратит в год на специальные заведения и на инклюзивное образование, то между ними будет значительная разница. Это будет соответственно 3,2 млрд гривен на специальное образование и 500 млн гривен на инклюзивное. Вполне закономерно, что за счет внедрения инклюзивного образования мы можем эффективно оптимизировать сеть специальных учреждений.

Относительно опасений, что большое количество профессиональных специалистов, имеющих опыт работы с детьми с ООП, станут безработными, хочу заверить, что это не так. После того как в стране заработала мощная сеть инклюзивно-ресурсных центров, которые требуют и психологов, и коррекционных педагогов, а в инклюзивных школах создаются команды психолого-педагогической поддержки детей с ООП – у нас есть дополнительный спрос на таких специалистов.

- На каком сейчас этапе реформы, что еще остается сделать?

- Как я уже говорила, реформа инклюзивного образования в развитых странах мира началась еще в 70-х годах прошлого века и продолжается до сих пор.

Помню, как спросила у представителей Департамента образования штата Нью-Йорк: когда они начали внедрять инклюзивное образование, на каком они сейчас этапе и когда его закончат? Они сказали, что этот процесс длится уже десятилетиями и впереди у них еще много работы.

Если же вернуться к ситуации в Украине, могу сказать, что за очень короткий срок нам удалось достичь фантастических результатов. Даже не верится, что всего за два года нам удалось привлечь к инклюзивной форме образования 12 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, а это 30% от общего количества "особенных" детей.

Действительно, уже сделано много кропотливой и профессиональной работы, которая связана с развитием Новой украинской школы, неотъемлемой частью которой является инклюзивное образование. Но впереди еще много нового!

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

66761.17

Bitcoin Cash (BCH)

512.69

Binance Coin (BNB)

606.48

Ethereum (ETH)

3243.99

Litecoin (LTC)

85

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,55
53,04
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,20
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,16
51,05
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.78

Евро (€)

42.31

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять