Инвалидность – не приговор: особенности инклюзивного образования в Европе и перспективы в Украине

Только десятая часть детей с особыми потребностями в Украине получают образование в инклюзивных школах

Проблема инклюзивного образования в Украине стоит довольно остро. В стране зарегистрировано около 150 тыс* детей с нарушениями психофизического развития. Только десятая часть из них получает образование в инклюзивных школах. У остальных детей меньше вариантов приспособиться к жизни в социуме: они либо учатся в спецшколах, либо же вообще не имеют возможности получать образование.

Большинство этих детей остаются взаперти в своих домах из-за отсутствия условий для социальной адаптации (пандусов и прочих элементарных устройств, облегчающих жизнь). При этом для их "включения" в общество делается ничтожно мало, в основном они изолированы во всех сферах, начиная от получения образования и заканчивая профессиональными возможностями. Мы попытались выяснить, как работает инклюзивное образование в развитых странах и какие наработки есть в Украине.

Реклама

Что такое инклюзия и первые успешные выводы

Инклюзивное образование в мире не такая уж и редкость. Оно уже успешно внедрено в системах образования многих развитых стран. Его суть заключается в том, что дети , которые имеют особые образовательные нужды (включая детей с инвалидностью и детей с нарушением развития), не отгорожены от остальных детей в получении дошкольного и школьного образования, а обучаются вместе с ними.

При инклюзивном образовании несколько особых детей учатся в обычной группе детского сада или школьном классе (возможно, в зависимости от заболевания, их сопровождает ассистент, который помогает справиться с их особенностью). Обучение проходит по особой программе, которая адаптирована под них, но максимально близка к общей. Плюсы такого способа обучения заключаются в том, что ребенок с особыми потребностями легче вливается в общество, а общество, в свою очередь, учится принимать таких детей и взаимодействовать с ними.

Реклама

Экспериментально доказано, что дети, находящиеся на инклюзивном образовании, более развиты и социально адаптированы, чем те, кто с таким же заболеванием или особенностью развития, не учатся нигде или учатся в специализированном учебном заведении (интернате). Специалисты признают, что дети с инвалидностью могут отставать от сверстников, но они стремятся учиться, и со временем у них виден прогресс.

Кроме того, в таком случае важная работа проводится и с обычными детьми. Им не только объясняют, а они и своими глазами могут увидеть, что есть люди с особыми потребностями, которые точно такие же, как и они, только им повезло со здоровьем меньше и им нужно немного помогать: подать руку, поднести портфель, уважать, не обижать и т.д. 

1_04

Реклама


Европейский подход

Есть страны, где инклюзивное образование – не пустой звук. Оно работает слаженно и эффективно уже долгое время. Один из самых ярких примеров – Норвегия. В результате реформ системы образования там еще в 1990-х годах закрыли все специализированные учреждения для детей с особыми потребностями и на государственном уровне сделали все детсады и школы инклюзивными. С тех пор родитель особого ребенка, независимо от его заболевания, имеет право привести его в учебное заведение по своему выбору, а дальше – уже задача школы и государства обеспечить такому школьнику нужные и приемлемые для него условия учебы.

"В стране представлены разные уровни инклюзивного образования. Программа для каждого – индивидуальная. Этих детей не оставляют "за бортом", даже понимая, что они, возможно, не станут работоспособными гражданами и не будут исправно платить налоги государству", – говорит активистка за внедрение инклюзивного образование в Украине, мама ребенка с аутизмом Светлана Пригожина из Киевской области.

Как у нас

Вводить инклюзивное образование для учеников с особыми потребностями повсеместно в Украине не спешат. На сегодняшний день оно работает в считанных садиках и школах Запорожской, Житомирской, Харьковской, Одесской и Киевской областей. При этом пока что преодолеть все барьеры не удалось.

"Во-первых, большинство воспитателей/учителей не имеют специального образования, чтобы работать с такими детьми. Во-вторых – многие просто не хотят работать с инклюзивными классами. В-третьих, встречалось даже недовольство cо стороны родителей обычных ребят. Они не всегда готовы "принять" в класс особого ребенка, так как считают, что он может повлиять на эффективность учебы всего класса. Подобное мнение у них в основном из-за непонимания специфики такой учебы. Дело в том, что особый ребенок учится по своей программе (в зависимости от особенности) и на уроке не мешает, так как с ним может находиться ассистент", – объясняет учитель младших классов харьковской школы Елена Трофимова.

Кроме того, есть и противоположная проблема – родители боятся отпустить от себя особого ребенка.

"Наблюдаю ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Он учится дома и подает большие надежды в учебе. Но родители привыкли его чрезмерно опекать, буквально носить на руках и давать минимальную нагрузку. Несмотря на рекомендации найти школу с инклюзией, я столкнулась со страхом родителей отпустить ребенка от себя. Их не убеждает даже пример в нашем же городе, когда у ребенка с подобным диагнозом менее чем за год на инклюзии пошли улучшения", – констатирует врач Наталья Сергиенко из Одессы.

3_04

На инклюзию нужны деньги и инициативы

Большим препятствием внедрения инклюзивного образования в учебных заведениях, является недостаток финансирования на необходимые для таких групп и классов приспособления: тренажерные залы, кабинеты сенсорной интеграции и т.п. У государства нет возможности обеспечить все необходимое, а желающих выступить инвесторами мало.

Недавно ЮНИСЕФ, Visa и портал Portmone.com объявили о старте кампании #ИнновационнаяБлаготворительность. Смысл ее заключается в том, что за каждую транзакцию, совершенную на портале Portmone.com картой Visa в период с 18 декабря 2017 до 27 января 2018 г включительно, компания Visa перечислит 1 грн в поддержку программы Детского фонда ООН ЮНИСЕФ "Инклюзивное образование". Собранные средства будут направлены на восстановление или создание инклюзивных комнат в 25 детских садах Украины.

4_02

"Понимание ценности и уникальности каждой личности, толерантность и уважение к индивидуальности закладываются в детстве, поэтому создание возможностей для инклюзивного образования – это обязательное условие формирования открытого, инклюзивного общества. Мы поддерживаем инициативы, направленные на создание условий для развития каждого человека, для его включения в структуры общества и реализацию личного потенциала.

В рамках акции #ИнновационнаяБлаготворительность компания Visa уже сделала благотворительный взнос в поддержку Программы ЮНИСЕФ "Инклюзивное образование" в размере 50 тыс долларов США. Надеюсь, что вместе с партнерами мы сможем привлечь внимание общества к вопросу важности инклюзивного образования", – сказал Дмитрий Крепак, и.о. главы региона СНГ и Юго-Восточной Европы компании Visa.

При этом в министерстве образования и науки также пообещали сделать инклюзивное образование в государстве более доступным и простым, и утверждают, что уже через три года классы для особых школьников появятся по всей Украине.

*по данным министерства социальной политики


Юлия Полехина

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64551.66

Bitcoin Cash (BCH)

483.1

Binance Coin (BNB)

607.14

Ethereum (ETH)

3157.19

Litecoin (LTC)

83.52

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,82
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,53
55,24
55,04
27,56
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
28,97
59,99
57,99
57,99
28,98
60,99
59,99
59,99
29,48
-
52,21
51,06
26,81
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять