Как стать школьником за три недели

До первого звонка — ровно 24 дня. И за это время можно вполне улучшить память и мышление

Итак, на календаре 8 августа — немного осталось, чтобы пройти курс математики или подтянуть знания по истории. Но это и не нужно, в один голос уверяют наши специалисты: независимый психолог Татьяна Михеенко, инструктор по развитию памяти и образного мышления у младшеклассников Юлия Палийчук, инструктор по развитию памяти Екатерина Маслова и психолог, инструктор по развитию навыков скорочтения Александр Ляховский. Ведь знания — это хорошо, но получить их, не обладая хорошей памятью, внимательностью и умением мыслить, невозможно. В "лучшем" случае это будет зубрежка. С ней далеко не поедешь. Есть еще нюанс — если у ребенка немало невысказанных страхов, комплексов, если он теряется и не до конца понимает, как быть частью коллектива, если в выстраивании отношений с учителями у него есть сложности, то знания также будет трудно получить. Как и в случае, если психологические проблемы есть у самих родителей. Но обо всем по порядку.

КТО ГЛАВНЫЙ. "Если простой вопрос покупки мусорных пакетов в класс для родителей превратится в выяснения отношений: "Вы купите, вам все равно нечего делать!", "А я не пойду за ними — у меня маникюр за 500 гривен!", то успеваемости от детей ждать не стоит, — говорит Татьяна Михеенко. — Это как в недружной семье — ребенок не развивается, а отвлекается на ссоры мамы-папы. Сформировать толковый родительский комитет — задача непростая, но по своему опыту скажу: вполне решаемая. Например, можно принести на первое родительское собрание тест по типу "Какие вы родители", но обязательно шуточный. Чтобы в нем были юмористические ответы и в том же духе ключ. Это занятие достаточно неформальное — уберет официоз. А при нерабочем, игривом настрое многие вопросы решаются по-другому и на одном дыхании. Можно предложить фривольные тесты о мужчинах, женщинах, да о чем угодно. Советую также завести в классе традицию: родительские чаепития, скажем, раз в месяц. Как известно, корпоративы сплочают. А еще организовать вылазки с детьми с какой-то периодичностью, например, на День семьи, с соревнованиями-концертами. А начать можно прямо 1 сентября — ведь для посиделок в ближайшем кафе есть повод: первый звонок. Наверняка согласятся не все. Но, как говорят, лиха беда начало. Эта вечеринка — хороший конец непростого дня и для детей: не успели они начать трудиться, как им сделали праздник. Это их окрылит".

Реклама

ДОЛОЙ ПРОБЛЕМЫ! В разрешении школьных проблем психолог рекомендует способ, который наверняка все используют — разговор с детьми о том, как прошел день, до мельчайших подробностей. Но как часто вы секретничаете и каким образом? Важно делать это, обняв ребенка, а не повернувшись к нему спиной и помешивая одной рукой борщ, и обязательно — каждый день. Интерес наскоками и через плечо будет восприниматься как подачка, и вряд ли тогда ребенок будет искренним в своих "исповедях", а вы, соответственно, не сможете ему помочь. С ребятами до 12 лет действенны сказки-байки на ночь: родитель начинает, ребенок продолжает, или наоборот. В процессе можно не только расслабить чадо (когда выговариваешься, всегда становится легче), выявить проблему, но и ее разрешить. Например: "Жила-была девочка, она напроказничала в школе, потому что..." — ребенок пусть продолжает. Может оказаться, что "девочка хочет, чтобы мама чаще бывала с ней, а не на работе". С малышами можно проигрывать проблемы в спектаклях. "Как-то моей клиентке позвонила учитель: "Ваш ребенок украл приставку у одноклассника! Завтра же жду вас", — вспоминает Татьяна Леонидовна. — Я предложила мальчику разыграть сценку: "Мишка взял у зайки приставку". Спрашивала: почему мишка так поступил, мальчик отвечал за мишку, я говорила за зайку, что он чувствует и т.д. Выяснилось, что "мишка" (а ему было 6 лет) собирался поиграть и отнести приставку утром на место. К концу спектакля "мишка" переоценил свой поступок, наутро в классе сделал, как сказал, и попросил у "зайки" прощения".

ПРЕЗЕНТ. Подарки — хороший коммуникатор. Потому к 1 сентября для всех одноклассников ребенок может приготовить что-то небольшое, но желательно сделанное своими руками.

И еще. Если вы неуверенны до сих пор, стоит ли шестилетку вести в первый класс, проведите нехитрый тест. Пусть малыш согнет руку в локте, заведет ее назад и достанет противоположного уха. Если не получается, то ребенок к нагрузкам не готов, так же как и если у него нет хотя бы 4 постоянных зубов (не молочных).

Реклама

Глава 1. Память — это когда таблица умножения превращается в птиц, зверей и мебель, а мы делаем зарядку

Память — это надолго. Потому, напутствуя первоклашку, ни в коем случае не говорите, что в школе будет "интересно". Интерес, как говорится, понятие растяжимое: для одних — это выводить в тетради буквы, для других — дурачиться на переменке. И когда ребенок с установкой "ай, как тут интересно" столкнется с чем-то для него нудным, то может заявить вам, что "больше туда не пойдет, там неинтересно", со всеми вытекающими проблемами. Говорите так: "В школе у тебя все будет по-другому, не так, как в саду и дома".

Слуховая память нужна как первоклашкам, так и без пяти минут выпускникам. Ведь и тем и другим нужно пересказывать и запоминать то, что говорил учитель. Потренировать ее можно так: родитель называет 15—50 слов, ребенок должен их повторить в той же последовательности. Для малышей достаточно вспомнить 10 слов.

Реклама

Если научиться "видеть" образами любую информацию, то запоминать станет гораздо проще. При этом принцип образной памяти таков: чем фантастичнее образы, тем глубже они врезаются в память. Например, цепочку "дом, дождь, Шрек, пони, месяц, Карлсон, пирог с лимоном, ракета, качели, солнце" завязать на образах можно так: "Мы сидели в доме, вдруг пошел дождь, а в дверь вошел Шрек. Потом задребезжал шкаф, мы его открыли и увидели, что внутри сидит пони с месяцем во лбу и ест пирог с лимоном, который ему приготовил Карлсон. Затем все вместе мы сели на ракету и полетели на качели, которые были на солнце". Аналогично можно очень быстро запомнить таблицу умножения: 1 — сказочные герои (поскольку "1" похожа на Буратино), 2 — птицы (цифра походит на лебедя), 3 — звери (обезьяна с хвостиком), 4 — мебель (перевернутый стул), 5 — еда (надгрызенное яблоко с листочком), 6 — посуда (цифра похожа на чайник), 7 — все инструменты (коса), 8 — транспорт (ведь походит на колеса), 9 — музыкальные инструменты (барабан на веревочке). А если теперь к каждой комбинации 2*2, 2*3 и т.д. придумать яркие небылицы, то таблицу можно выучить в три счета. Скажем, сидели две обезьянки (3*3) и одна другую попросила поиграть на трубе (9).

Моторная память необходима для уроков физкультуры и труда. И ее тоже можно потренировать: показывайте ребенку 5—10 движений, пусть он повторит их в той же последовательности.

Глава 2. Мышление — это разрезанные открытки, тетрис и бабка, у которой рвутся нитки

Как известно: мышление — это умение проанализировать, обобщить разрозненные части, конкретизировать задачу и собрать ее элементы в единое целое. Не эти ли все навыки нужны, дабы отлично сыграть в "Тетрис"? Звучит несколько непедагогично, но позволяйте ребенку "резаться" в эту игру в любую свободную минуту (конечно, без ущерба для всех остальных его занятий и обязанностей).

Тренирует мышление и складывание пазлов. Надоели старые? Для разнообразия можно купить еще одну коробочку. А можно без ущерба для кошелька и шкафа, в который уже ничего не помещается, взять любую яркую страничку из глянцевого журнала или склеить несколько открыток, а затем разрезать все это на неравные по размеру и форме части. Пазлы готовы.

Как бы так из ничего сделать что-то? Это задачка также на мышление. И создать условия для нее можно из бумаги и пары-тройки карандашей (красок, фломастеров), которые найдутся в каждом доме. (Это немаловажно и для семейного бюджета — на одних только школьных принадлежностях и форме вон как потратились (или придется потратиться). Итак, бумагу разрезаем на равнозначные квадраты в количестве штук 30—70 (как вам хочется), проводим по каждому квадрату диагональ и разрисовываем только одну часть. Теперь из этих квадратиков выстраиваем по принципу мозаики рисунки: можно выложить цветы или даже целый букет, можно рожицы, автомобили. Еще один способ поразмыслить — поиграть в старую проверенную игру. Чем больше игроков, тем эффективнее тренировка — думать придется основательно. Становимся в круг и беремся за руки. Ведущий отворачивается, игроки, не отпуская рук, закручиваются в "клубок" и говорят: "Бабка, бабка, нитки рвутся, скоро-скоро разорвутся". Задача ведущего все это распутать. Распутал — теперь ты игрок, нет — снова "бабка". Подсказывать нельзя, но у игроков наверняка на лицах будут и искренние намеки, и, наоборот, ложные подсказки. То есть "клубок" тренирует также и умение понимать друг друга без слов. А это важно для жизни в коллективе.

Глава 3. Внимание и ассоциации — это бегущие буквы, классическая любовь и папа с ремнем

Внимательность зависит в том числе от здоровья в целом и от крепости нервной системы в частности. И хотя доказано, что нервные клетки таки восстанавливаются, будет не лишним, обязательно проконсультировавшись с врачом, поддержать ребенка в эти недели общеукрепляющими средствами. Для малышей — ввиду новых нагрузок, а для растущего подросткового организма — гормональной перестройки, которая дополнительно отбирает силы наряду с плотным графиком занятий.

А теперь об упражнениях. Можно начать с так называемой бегущей строки. Для этого на листе напишите сплошной цепочкой буквы, перемежая их, скажем, словом "философия". Чем длиннее будет цепочка, тем эффективнее будет тренировка. А теперь задача ребенка: найти за 30 секунд как можно большее число слов "философия" в этом буквенном потоке. Задание можно усложнить и пересыпать цепочку разными словами. Когда нет повторений, искать слова еще сложнее, а значит, надо быть внимательнее. Еще одно простое, но эффективное упражнение — головоломки-лабиринты. А чтобы эта забава тренировала еще и быстроту реакции, и оперативное мышление, можно проходить лабиринт на время, а за показанный результат придумать систему поощрений-наказаний. Не секрет, что когда есть стимул, дело спорится лучше.

Умение выстраивать ассоциации также важный навык — он помогает подходить к задачам творчески. Тренируемся так: садимся в круг (чем больше участников, тем лучше), ведущий говорит, скажем, "папа" и бросает мяч соседу. Его задача: назвать предмет, существо, событие, с которым у него ассоциируется "папа" и тоже бросить мяч своему соседу и т.д. Эта игра выявляет и психологическое состояние, подсказывает причины возникновения проблем и соответственно пути решения. Скажем, папа у кого-то вызовет ассоциацию "ремень" или "крик". Родителю есть над чем подумать.

Ассоциации помогают запоминать. Скажем, как запомнить, что столица Филиппин — Манила? Запросто: представьте Филиппа, который не может жить без Инны (Филипп-ины), которая его всегда манила (Манила). Чем красочнее будут ваши ассоциации, тем проще вы с детьми запомните названия и их связь.

ДЛЯ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ... ПОЙТЕ!

"Маленькие дети, когда читают, как правило, что-то допридумывают в тексте. И не только потому, что креативят. Им сложно сосредоточиться, они теряют из виду текст и таким образом наверстывают упущенное, — говорит Александр Ляховский, инструктор по развитию навыков скорочтения. — Профилактика "творчества" заключается в следующем. Когда ребенок читает, родитель должен вести по тексту указкой (раз за разом быстрее) — так малыш не будет отвлекаться от букв. Чтение прерывайте каждые 15 минут на 5-минутный отдых — ребенок разгрузится и как следствие в последующие 15 минут будет внимательнее. Еще одна причина потери текста — расфокусировка зрения. Для ее устранения есть упражнение: напишите в центре листа 2 цифры на расстоянии 3 мм друг от друга. Ребенок должен, глядя строго в центр, назвать эти цифры. Увеличьте расстояние еще на 3 мм, затем еще на 3, доведя его до 5 см. Затем усложняйте задачу: снова на разных расстояниях (от 3 мм до 5 см) пишите по обе стороны сначала по 2 цифры, затем по 4, 6, 8 и т.д. Ребенок, глядя так же строго в центр, должен называть цифры по обе стороны. Это упражнение подойдет и школьникам постарше. Им ведь надо перечитывать горы литературы, и часто в достаточно сжатые сроки. А ведь умение видеть большее число слов одновременно, автоматически увеличивает скорость восприятия текстов. На нее влияет также и так называемый звуковой барьер. Даже когда мы читаем про себя, все равно подсознательно проговариваем слова. Выходит, что вначале мы "слышим" прочитанное и только потом воспринимаем. Обратите внимание: визуальные образы "перевариваются" нами в доли секунд — нет проговаривания. Снять барьер можно упражнением: во время чтения про себя напевать вслух песенку или считать до 50 и обратно, или выстукивать мелодию. Обязательно замысловатую, чтобы в ней были и ускорения, и замедления. Со временем появится способность перескакивать через проговаривания, и скорость восприятия прочитанного увеличится в разы. Можно потренировать ее еще и так: находим в тексте, скажем, за минуту как можно больше букв "д". В следующий раз за ту же минуту — еще больше "с" и т.д. Не секрет, что в текстах есть суть, а есть "бантики". Такие тренировки научат выхватывать из гор информации только важное.

ДОБАВЬТЕ ТОНУСА ШКОЛЬНИКУ ЦВЕТОМ

Цвет способен добавить человеку энергичности или успокоить. Потому, чтобы первые дни вливания в школьные будни прошли комфортнее, дайте ребенку с собой оранжевый ластик. Цвет апельсина — отличный антидепрессант, также он содействует налаживанию отношений.

Зеленая линеечка поможет уравновесить, гармонизировать эмоции. Если позволяют школьные правила, можно внести какой-то зеленый элемент в одежду. В крайнем случае, можно чаще смотреть на цветы, коих немало в каждой школе.

Желтая ручка или платочек самое оно для тех, кто учится — этот цвет делает мышление яснее, помогает генерировать идеи и спокойно воспринимать возможные неудачи, а также усиливает внимательность.

Синяя чашка, блокнот или обложка тетради — тоже "спасительный" цвет. Во-первых, он связан с энергиями дома и семьи — то, что надо для ребенка, прожившего аж три месяца в кругу домашних. Во-вторых, цвет усиливает умственную деятельность (не зря форменная одежда во многих странах из синей ткани).

ЗВЕЗДНЫЕ РЕЦЕПТЫ "КНУТА И ПРЯНИКА"

За какие школьные провинности стоит наказывать ребенка, а за какие нет? Да и каким должны быть "кнут и пряник"? Мы попросили известных людей рассказать о своем опыте и поделиться рецептами решения школьных проблем.

"НАКАЗЫВАЮ МОЛЧАНИЕМ"

"Когда мы привели сына первый раз в школу, он расплакался. Решил, что мама с папой его бросают, и увидит их он через 12 лет, — улыбается телеведущая Власта Шовковская. — У него в глазах прямо-таки был немой упрек: "За что вы со мной так?" Но закончилась торжественная часть, и мы успокоили Влада". Власта призналась, что небольшие хлопоты доставляют новые предметы — успеваемость падает: "Но учителя мне объяснили, что это вполне допустимо, проходит четверть, и оценки выравниваются. Поэтому я никогда не ругаю ребенка за оценки, знаю, что он может сорваться и вообще прекратить учить этот предмет. Но если надо все же наказать, я перестаю быть его другом, все мои функции: накормить, отвести в школу, забрать, никаких разговоров по душам".

"10 ГРИВЕН ЗА 10 БАЛЛОВ"

"Мы детям платим деньги за хорошие оценки, — рассказывает олимпийский чемпион Юрий Белоног, — Не очень большие деньги, десять гривен за 10 баллов, но все равно дети радуются. А за провинности в нашей семье есть и штрафы. Нагружаем их работой по дому: посуду помыть, убрать. Дочка с сыном, конечно, кривятся, но отрабатывают. Ведь наказываем за дело. Вот у сына в первых классах были небольшие проблемы с дисциплиной, то он горшок зацепит и разобьет, то ручка у него улетит через весь класс. Как-то пожаловался, что его обижает другой парень, а он не может дать сдачи, дескать: "Ты же запрещаешь". Объяснил, что драться не всегда плохо, и иногда надо дать отпор хулигану, и за такое не накажу".

"ОЦЕНКИ — НЕ ГЛАВНОЕ"

"Я сразу сказал учителям: "Ни в коем случае не завышайте оценки моей дочери", — рассказывает нардеп Владимир Арьев. — А сам смотрю не на то, что стоит у 8-летней Ярины в дневнике, а пытаюсь оценить общий уровень знаний — это важнее, чем хорошая отметка за одну тему. И, честно говоря, у ребенка "широкий спектр" отметок. Чтобы узнать, как хорошо она учит английский, разговариваю с ней, поправляю произношение. Чтение — тоже достаточно легко проверить, а для того, чтобы узнать, что с математикой, листаю тетрадки. Конечно, у нас есть своя система поощрения и наказания: или не разрешаем смотреть мультики, или делаем подарки, мобильный ей как-то вручили. Но за шалости на уроках не ругаем — все такими были".

Дорогие читатели, если вы разрешили недоразумения с домочадцами, поделитесь рецептом. Лучшие мы опубликуем! ([email protected])

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

65016.15

Bitcoin Cash (BCH)

479.87

Binance Coin (BNB)

560.53

Ethereum (ETH)

3099.36

Litecoin (LTC)

81.27

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
51,01
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,49
55,02
54,97
27,76
56,90
54,90
54,09
28,64
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,67
51,11
26,87
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.6

Евро (€)

42.28

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять