Каждый год город Умань в Черкасской области превращается в огромнейший религиозный центр паломничества евреев со всего мира. Ведь именно здесь нашел в 1810 году свой последний приют пророк и вождь брацлавских хасидов раби Нахман, умерший от чахотки. Внук основателя хасидизма Баала Шем Това из Меджибожа, Нахман перед смертью завещал своим ученикам приезжать на свою могилу ежегодно, чтобы счастье и удача не покидали их. Сам он считал, что находясь в Умани, очистил души своих единоверцев, погибших во время восстания Кармелюка, когда поднявшиеся против польского господства украинские крестьяне вырезали множество уманских евреев. Теперь его могила служит объектом поклонения и молитв, где каждый год хасиды празднуют свой Новый год, именуемый Рош-ха-Шана, но и хорошим источником прибыли для местного населения. Нынешнее паломничество юбилейное — оно осуществляется уже 20-й раз.
Если в 87-м году в Умань приехало всего 200 хасидов–паломников, то в 2007 году отмечать 5768-й Новый Год от Совторения Мира, приехало уже около 15 000 хасидов. Большинство – из Израиля, США и Канады.
УПЛОТНЕНИЕ. По правилам веры, хасидам положено селиться вблизи могилы Ребе. В этом году квартиру непосредственно вблизи погоста Нахмана может снять обеспеченный человек, для менее богатых – палаточный кемпинг за $20 в день. Для неимущих тоже существует вариант – взять палатку с собой и расположиться во дворе любой высотки. Среднестатистический уманчанин, который имеет квартиру в "хасидском районе", зарабатывает с человека в среднем 140 долларов за весь период паломничества. Находчивость наших сограждан стоит оценить – некоторые умудряются в маленькую однокомнатную взять шестерых паломников, извращаясь с двух- и трехярусными кроватями, раскладушками, раскладными креслами и гамаками на балконе.
Кстати, для хозяев квартир крайне важна национальная принадлежность постояльцев. Хасиды-американцы, канадцы, австралийцы и европейцы интеллигентны, стараются не сорить, не ломать в квартире мебель и домашнюю утварь, не оставлять беспорядка. Немного хуже себя ведут паломники из Израиля и стран СНГ – могут сломать диваны, шкафы, испачкать обои и занавески, испортить сантехнику, выходцы из стран СНГ вообще могут позволить себе жарить шашлык из козы на балконе, утверждают местные.
ЗОНА. Район паломничества каждый год в это время перекрывается – вход только по прописке в паспорте или по специальным пропускам. Серьезных инцидентов между местными и хасидами во время скопления такой массы народа на сравнительно небольшом участке за 20 лет не случалось. Здесь надо отдать должное нашей милиции, в помощь которой прикомандировано несколько израильских полицейских, хорошо владеющих языком и знающих обычаи хасидов. Черкасская милиция со своей стороны также может похвастаться украинскими правоохранителями, свободно владеющими английским, немецким и даже ивритом.
$850 НА ЕВРЕЙСКУЮ СЕМЬЮ Во вторник в Одессу и Киев всю ночь прибывали хасиды-паломники, которые следуют в Умань на могилу своего духовного лидера цадика Нахмана на главный праздник — Рош-Ха-Шана (Новый 5768 год по иудейскому календарю). В этом году для них оказалось мало запланированных свыше 50 чартерных рейсов из Израиля, они летят через другие страны, например Турцию. Всего ожидается до 15 000 паломников, чуть больше, чем в прошлом году.
Среди паломников много детей и подростков. Тинэйджеры и их родители помимо чемоданов с вещами, тянули горы ящиков с едой, книгами и даже несли гитары и магнитофоны. Кое-кто умудрился захватить метровый бак с питьевой водой.
Ася, которая второй год приезжает в Украину вместе со своим мужем, рассказала "Сегодня", что некоторое время ей придется пожить отдельно согласно правилам, а к празднованиям присоединиться позже. У Ицхака груз оказался больше в три раза – на этот Новый год он взял с собой троих сыновей. "Мы готовились к поездке почти месяц, закупали продукты, билеты. Но затраты — ничто по сравнению с таким грандиозным событием".
По подсчетам еврейских гостей, празднование Нового года обходится им в $1200-1500. Только покупка билета опустошает кошелек на $850. Поэтому тратиться на такси из Одессы до Умани они себе не позволяют. Цены у таксистов ломовые, в честь приезда паломников — по $200 c человека до Умани, а это всего 250 км.
Хасиды чуть ли не наперегонки с трапа самолета торопились занять места в автобусах. Водитель, только что приехавший из Умани (делал вторую ходку в день), жаловался на постоянный гул: "Т, они ходят по салону, то поют, то молятся". Милиционеры жаловались, что гости ведут себя бесцеремонно. Так, один из хасидов увидел, что вход в туалет закрыт и начал справлять малую нужду прямо в зале ожидания, а они не могли без знания иврита объяснить ему, что он нарушает порядок и просто наблюдали. Такая вот разница культур...
ХАСИДСКАЯ ГОСТИНИЦА ЗАКРЫТА
Отель для паломников "Шаарей цион", являющийся самым комфортным в Умани и расположенный в 300 метрах от могилы цадика, в этом году разочаровал паломников, так как оказался на замке. Хозяева здания – а это и украинцы, и иностранцы, посчитали, что новое шикарное здание евроформата невыгодно содержать весь год, используя только несколько недель. Сначала стоял вопрос о реконструкции отеля под квартиры с последующей продажей, но по неофициальным данным, нашлись добровольцы, готовые выкупить здание целиком. Тем не менее, в этом году отель работать не будет.
В прошлом году место в гостиницах стоило от 20 долларов в сутки и до 100. В городке есть еще немало хороших и сравнительно недорогих, по сравнению с "Шаарей зионом" отелей – от 30—40 и до 500 грн. за сутки. Но все дело в том, что никто так и не догадался организовать массовый подвоз-отвоз паломников по маршруту "отель – синагога", а ходить пешком хасидам в праздник не положено.
ХАСИДЫ ЖАЛУЮТСЯ НА КОСЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ХВАЛЯТ НАШИ СЕЛА
На контакт с журналистами хасиды идут крайне неохотно, хотя некоторые хорошо владеют русским, являясь выходцами из России и Украины, живущими в разных странах мира. С большим трудом "Сегодня" удалось пообщаться с тремя хасидами из США, России и Польши.
ГРЯЗНАЯ СТРАНА. Американец Девид, или как он сам называет себя – Давид, приехал из Вашингтона. Парню 18 лет и в Умань на могилу Цадика Нахмана он приезжает вместе с отцом уже 12 лет.
— Украина мне не нравится, – говорит юноша. – Слишком грязная страна, неопрятная. Проезжая по центральным улицам, складывается впечатление, что здесь каждый сам за себя. Одна половина здания покрашена в один цвет, половина в другой – вроде бы каждый хозяин старается облагородить только свой кусочек, а общей гармонии нет. Кто-то на своем участке цветок посадил, кто-то и не думает убирать – общая картина портится. Единственное, что нравится, так это Софиевка — перед такой красотой стоит упасть на колени. Кроме Умани, в Украине я видел еще Киев из окна автобуса, но хватает и небольшого городка и взгляда из окна, чтобы составить общее впечатление. Не нравятся здесь и люди. В США никто на тебя не обратит внимание, если ты не так одет или с пейсами на висках, здесь же бросают косые презрительные взгляды. Стоит зайти в магазин, как за тобой начинают следить – не украдешь ли чего. Обидно...
Тут подошел отец Девида и запретил сыну общаться с журналистами, жестами показав, чтобы мы ушли.
СТРАДАНИЯ ОТ ЖАРЫ. Антон приехал из Тверской области России. На улице +25, молодой человек в дубленке, ботинках и меховой шапке – ну просто настоящий Дед Мороз. Рассказывает, что его бабушка была русской, а дедушка иудеем. Его отец и дядя также приняли хасидизм. На вопрос, не жарко ли ему, мужественно вытирает со лба пот и говорит, что в свое время раби Нахман также настрадался и прошел сложный путь в жизни. Поэтому его последователи каждый Новый год должны хоть как-то это компенсировать и пострадать.
— У нас в России села выглядят хуже. Прямо от двери дома может простилаться лес сорняков в человеческий рост. Это считается нормальным явлением. У вас же все опрятно. Каждый старается посадить деревце, цветочек. Приятно посмотреть. Да и такого изобилия продуктов, как у вас на Украине у нас нет, от ассортимента можно растеряться.
ПАЛОМНИЧЕСТВО В БАГАЖНИКЕ. Ян Кравчек приехал из Польши. У себя на родине он преподает историю в местной школе. Общается с удовольствием, так как в прошлом пробовал свои силы в журналистике, поэтому прекрасно понимает, что значит делать репортаж. Ян долго рассказывает о том, как в советские времена запрещено было посещать могилу ребе Нахмана, поэтому приходилось приезжать тайком, один раз даже в багажнике автомобиля. Теперь все проще.
Кроме Умани, он успел побывать в Одессе и Киеве. Рассказывает, что люди у нас "прикольные и добрые". Даже если остался без денег – все равно только на Украине помогут — и накормят, и приютят. Ян много путешествует по миру, но говорит, что такой нации, как украинцы еще не встречал – мы, в его понимании, чуткие и отзывчивые. Но на его взгляд, слишком терпеливы по отношению к власти – в этом беда.
"Для современных хасидов — приехать сюда раз в год на Рош-ха-Шана, все равно, что для вас сходить раз в год на большой праздник в церковь. В остальном же, предписания мало кто соблюдает, — объясняет Ян. — Существует множество ограничений во время праздника, да и после него, но на них в современном мире не обращают внимание. Приезд в Умань воспринимается как сочетание приятного с полезным. Вроде бы и веры придерживаешься, но вместе с тем приехал отдохнуть и развеяться. Как и в случае с христианством, где уже немногие придерживается традиций, у нас та же ситуация. Это немного удручает".
МЕСТНЫЕ ЗАВЫШАЮТ ЦЕНЫ НА "КОКА-КОЛУ", А УМАНСКИЕ ЖЭКИ ТРЕБУЮТ ОПЛАТУ ЗА КОММУНАЛКУ НА ИВРИТЕ
Немало наших соотечественников, не только уманчан, на период паломничества подаются в торговлю. Район могилы пророка буквально обрастает палатками с провизией, предметами первой необходимости, игрушками, вещами и сувенирами.
Среднестатистический американский или немецкий хасид имеет в своем распоряжении неплохую сумму на мелкие расходы и сувениры в память об очередном Рош-ха – шана. Сувениры самые обычные – от фотографий местной достопримечательности "Софиевки" и хасидских портретов до русских матрешек и резьбы по дереву. Вот только цены не совсем обычные – раза в три как минимум выше.
Основной спрос в эти дни – на воду и газированные напитки, яйца (они кошерные), овощи и зелень. На 2 – литровую бутылку "Кока – колы" предприимчивые коммерсанты выставили цену от 20 грн. (реальная цена 4.70 грн,) на 10 яиц – от 10 грн (5 грн.) , на килограмм помидоров – от 6 до 8 грн (3 грн.)
Супруги Неля и Игорь уже не первый год занимаются торговлей во время паломничества хасидов. Торгуют продуктами. Расказывают:
- Цены специально не выставляем. Называем исходя из внешнего вида покупателя. К примеру американцу можна "втюхать" ту же "Кока – колу" и по 5 – 6 долларов за бутылку, а вот для хасида из стран СНГ стоит сделать накрутку всего в несколько гривен. Наметанный глаз точно может определить, откуда приехал паломник — уманчане говорят, что это заметно и по одежде, и по поведению.
Анатолий – профессиональный художник. Выставил в палатке свои работы – тематика в основном хасидская. На изображениях и могила ребе Нахмана, и портреты хасидов, и церемония моления. О цене на картины не сознается. Говорит – кто сколько даст, главное, чтобы краски и холст окупились и себе еще с десятку долларов на каждой картине заработать.
Впрочем зарабатывают на хасидах не только торговцы и хозяева квартир, но и еще масса народа. Уманские таксисты, автоматически завышают цены на услуги, а в городе в один момент появляется много решивших просто потаксовать.
Цены на услуги опять же определяются в зависимости от того, на сколько удастся раскрутить клиента и куда будет лежать его маршрут. К таксистам – профессионалам и любителям, по их словам, присоединяется еще одна категория людей – работники СБУ, которые втайне маскируются под извозчиков.
Таких людей сразу видно – говорит таксист Алексей – пока мы стоим вблизи района паломничества в ожидании клиентов, они паркуются рядом. Но извоз их не интересуют, они просто целыми днями наблюдают…
В разговор вступает Михаил – коллега Алексея. — Тебе то что до этого. Они никого не трогает и никому не мешает. Нынче в мире такое творится – там бомбу взорвали, там чего захватили. Теракт лучше предупредить, чем потом разгребать его последствия. Есть еще экскурсоводы, переводчики, базарные торговцы, грузчики и даже путаны, приезжающие из соседних городов и поселяющиеся в городе на период религиозного паломничества. Все они могут и на иврите и на английском назвать сумму в десятки или сотни долларов – в зависимости от предоставляемых услуг.
Любопытно, что местное теплокомунэнерго, развесило в местах паломничества объявления на иврите с просьбой оплатить коммунальные услуги. Вообще-то по идее все услуги должны входить в стоимость проживания, но какой хозяин квартиры заявится с повинной в ЖЕК и расскажет, что содержал неделю десяток хасидов?
ЖЕНСКИЙ ВОПРОС Иудаизм очень строг в отношении регламентирования поведения женщин, а у брацлавских хасидов — последователей Раби Нахмана — во время новогоднего празднования женщины вынуждены ходить только по тротуару — и не приближаться близко к синагоге и могиле пророка. Женщина, если находится в период праздника среди мужчин, должна быть одета в одежду, полностью закрывающую ее тело, а также покрывать волосы. Волосы по верованиям иудеев — часть голого тела.
В рамках дней Израильской культуры в Украине на днях в Умань на могилу ребе Нахмана пожаловали министр туризма и культуры Израиля с супругой и делегацией, в которую входили члены Кнессета — женщины. Мужчин свободно пропустили к могиле. Женщинам же входить запретили. Помолиться супруге министра и женщине-депутату разрешили только в квартире, расположенной поблизости могилы.