Конструктор-самоучка: "Свой первый вертолет я создал в тюрьме"

Без образования Владимир Могилевский с Днепропетровщины создал уже 6 самолетов

Владимир Могилевский. Обожает все свои самолетики — всего их шесть. А к весне будет уже и седьмой
Владимир Могилевский. Обожает все свои самолетики — всего их шесть. А к весне будет уже и седьмой
На зиму. Коструктор-самоучка снял самолету крылья
На зиму. Коструктор-самоучка снял самолету крылья
Николай Ларин. Фото Д. Деобальд
Николай Ларин. Фото Д. Деобальд
1/3

В свои 70 с гаком Владимир Могилевский каждое утро пробегает по 9 км, категорически не употребляет спиртного и не курит. Он не филолог, но страницами цитирует Пушкина и Твардовского. Не закончив музыкального училища, виртуозно играет Бетховена на фортепиано. Без летной подготовки и технического образования собирает седьмой самолет, его личный летный стаж — более 500 часов полета. Для украинских покорителей облаков Владимир Могилевский — "человек-легенда", а для односельчан — всего лишь "бывший зэк, шизик, свихнувшийся на самолетах". Ведь в летчики Владимир Дмитриевич действительно пришел из налетчиков.

Реклама

Решетка захлопнулись за Могилевским, когда ему было немногим больше 20. Получив небольшой срок за кражи, он вышел на свободу только через 20 лет и 5 месяцев. В тюрьме он познакомился с военными летчиками и... "заболел небом". Родственники приносили ему книги по аэродинамике и инженерно-технические учебники. Необычную для тюрьмы литературу приходилось усердно прятать — интерес зэка к авиации трактовался охраной как попытка к побегу.

"Если находили книги, то нещадно били, — вспоминает Владимир Дмитриевич, — но меня это не останавливало". В 1962 году Советский Союз приветствовал конструкторов Куйбышевского авиационного института, которые под руководством Ю. Пятницкого создали первый в мире вертолет "Вихрь" на реактивной тяге. А в токарных цехах днепропетровского лакокрасочного завода заключенные Днепропетровской исправительной колонии с интересом наблюдали за тайными опытами "Могилы" — так звали Владимира Дмитриевича в зоне. "Конечно же, вертолет строился для побега, — смеется Владимир Дмитриевич, — а зачем же еще?" Вплоть до самого первого запуска модели удавалось держать все в тайне. Свои не сдавали, а охрана не догадывалась, чем на самом деле занимаются два усердно работающих токаря-заключенных. "Все было готово, и в самом конце смены мы осуществили пробный запуск, — с улыбкой вспоминает конструктор, — но что-то не заладилось, и машина, оторвавшись от стола, улетела в сторону и проломила стену завода". Построенный тайно, в лагерных условиях, человеком без специальной технической подготовки, вертолет все-таки взлетел. И это был успех. Правда, узнал об этом Владимир Дмитриевич, приходя в сознание в тюремном лазарете. За успешный опыт по созданию летающей конструкции он получил 6 пуль от конвоиров и дополнительный срок. Но уже не в лагере, а в тесной камере тюрьмы строгого режима. Тяжело раненный, среди умирающих от болезней, озлобленных рецидивистов, питаясь на 4 рубля 80 копеек в месяц (ровно столько государство выделяло на содержание заключенных), он сумел сохранить свою жизнь. "Я все время мечтал о небе, вспоминал захватывающие рассказы летчиков и во снах трогал облака руками. Я верил, что смогу покорить небо. И эта мысль помогла мне выжить".

На второй день после освобождения Владимир Могилевский пришел в местный аэроклуб, хотел записаться в кружок дельтапланеристов. На него посмотрели, и прогнали со смехом: "Куда тебе, о небе думать! Тут даже 23-летние уже стариками считаются!" Нкто из аэромоделистов, даже представить себе не мог, что совсем скоро этот "старик" построит свой первый самолет. Из водопроводных труб и обшитый промасляными простынями, самолет почему-то не взлетит. Зато взлетит второй, потом третий и еще, и еще. А энтузиаст-самоучка, без летной подготовки, будет подниматься на двухкилометровую высоту и осваивать фигуры летного пилотажа: штопор, бочка, петля.

Реклама

О своей личной истории покорения неба Владимир Дмитриевич может рассказывать часами. Например, о том, как однажды в полете отказал двигатель. По законам термодинамики самолет должен был упасть прямо на жилые дома. Но летчику удалось за считаные доли секунды увести падающую машину за лесопосадку. Выбираясь из кучи металлолома и истекая кровью, он спрашивал у подбежавших односельчан: "На каком я свете?" Те отвечали: "Здесь. На земле". "Ну значит буду летать!" — улыбался Владимир Дмитриевич.

К лету он планирует достроить свой седьмой самолет. Уже готов металлический каркас и почти — крылья, собран двигатель. Как только установится весенняя летная погода, Владимир Дмитриевич взлетит в небо на очередную прогулку с облаками — он часто делает это так же, как иные катаются на авто. "Я не могу жить без неба", — говорит мастер.

ФОЛЬСВАГЕН+МОТОЦИКЛ=САМОЛЕТ!

Реклама

Двигатель от "Фольксвагена", карбюратор от "Москвича", амортизатор от мотоцикла "ИЖ", тормоза от мопеда, рессоры от троллейбуса, и четыре года работы. Вот так появился самолет, который уже этой весной вылетит в свой первый полет. Конструктора-самоучку из села Васильевка на Днепропетровщине зовут Николай Ларин.

Почти полвека назад его отчислили из Харьковского летного училища. "Из-за гайморита признали профнепригодным, но вот любовь к небу от болезни не прошла, — улыбается Николай Иванович, — это уже четвертый самолет, который я строю сам, в своем гараже". Первый раз в небо он поднялся в 33 года. Во времена Советского Союза он запросто после работы летал в гости к друзьям в Донецк или Запорожье, сейчас же с полторакилометровой высоты любуется родным Солонянским районом, пролетая над ним со скоростью 120 км/час. Бывало и падал, и не взлетал. "Один раз даже приземлился точно на крышу машины начальника местного ГАИ. Но Пронесло", — смеется Николай Иванович. Три предыдущих самолета он дарил таким же влюбленным в небо энтузиастам. Этот — хочет продать, чтобы купить новый, более мощный двигатель, о котором мечтал всю жизнь.

ФРАНЦУЗЫ ЗВАЛИ К СЕБЕ

Своим самолетам Могилевский обязательно дает имена. Фотографии его двухместного "Антуан де Сент-Экзюпери", на котором он катал жену и, в тайне от жены, маленькую дочку, были опубликованы во французском авиационном журнале еще в 1991 году. Французы приглашали Могилевского в гости, но бывшему зэку выехать за границу было невозможно. В 90-х годах за смешную сумму в 150 рублей (фирменные джинсы стоили 300. — Авт.) он купил списанный ЯК, с налетом всего 40 часов. За два сезона, отремонтированный Владимиром Дмитриевичем самолет, перевез 800 пассажиров.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62997.04

Bitcoin Cash (BCH)

484.33

Binance Coin (BNB)

538.06

Ethereum (ETH)

3074.81

Litecoin (LTC)

79.15

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,14
56,49
54,96
54,95
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,50
51,01
26,95
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.57

Евро (€)

42.16

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять