Мы не создаем аналог "Роскомнадзора": Дмитрий Тымчук о скандальном законопроекте по блокировке сайтов

По словам народного депутата, закон необходим, однако заявленный вариант законопроекта нужно отозвать

О том, какие цели ставили авторы законопроекта № 6688, предусматривающего внесудебную блокировку сайтов на 48 часов, какую в их инициативе роль сыграл вирус "Petya/NotPetya", и почему ставка на конструктивное обсуждение проекта закона оказалось провальной, в интервью сайту "Сегодня" рассказал Дмитрий Тымчук, народный депутат Украины, член Комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны.

Вы соавтор законопроекта ( №6688 ) , предусматривающего  внесудебную блокировку сайтов на 48 часов. Какие цели у законопроекта?

Реклама

- Начну с того, что в этом законопроекте смешаны вещи, которые нужно разъединять – кибербезопасность и информационная безопасность. Эта проблема стояла изначально, но так как вопросы преимущественно касаются интернета, мы решили включить все в один законопроект.

С киберугрозами проще. Когда мы регистрировали законопроект, с ряда ресурсов распространялся вирус (12/07/17 был зарегистрирован законопроект, а 27/06/17 была самая масштабная атака вируса семейства "Petya" в Украине – "Сегодня"), который блокировал работу ресурсов органов власти, возникала угроза для энергетической безопасности и целого ряда направлений. Это вызовы, которые несут угрозу всем гражданам Украины в плане угрозы жизни и здоровью. Я уже не говорю про убытки или, например, нарушение электронного документооборота.

После такой мощной атаки мы (Комитет по вопросам нацбезопасности и обороны Верховной Рады Украины – Ред.) общались с СБУ и пытались понять, какие можно предпринять шаги, чтобы нейтрализовать эту угрозу. СБУ нам объясняла, что нет у них никаких инструментов, дабы блокировать ресурсы, откуда исходит угроза.

Реклама

Самый большой резонанс вызвало право СБУ на внесудебную блокировку сайтов на 48 часов.  Чем это было вызвано?

- У следователя СБУ нет времени на то, чтобы обратиться в суд, особенно на выходных или ночью. Это для того, чтобы они могли блокировать, а потом на протяжении 48 часов могли получить разрешения суда. Это вызвано киберугрозами.

Почему такой резонанс?

Реклама

- СМИ акцентировались на том, что будет внесудебное блокирование сайтов, а 48 часов убрали. Но такого не будет, что, например, какой-то заштатный лейтенант СБУ встанет утром, почитает сайт, ему что-то не понравилось, он его заблокирует. 

Понятно, а что с частью об информбезопасности?

- С информационной безопасною сложнее. Мы знаем ресурсы, которые призывают к свержению конституционного строя, распространяют информацию, которую можно классифицировать как призывы к террористической деятельности. То есть все то, что вне интернета уголовно наказуемо.

Не нужно думать, что мы создаем аналогию "Роскомнадзора" или еще что-то. Нет. В отличие от России у нас должно быть решение судов. В законопроекте сказано, что речь идет об информации, которая может быть угрозой жизни и здоровью граждан, а не об оценочных суждениях или субъективных мнениях. Это касается, например, передачи информации для организации проведения террористических актов или диверсий. Нужно внимательно читать законопроект.

Решения суда тоже можно воспринимать по-разному. У нас есть апелляционный суд. В законе прописаны основания, которые позволяют блокировать интернет-ресурсы.

Согласен, что нужно более четко все прописать, так как мы стоим на очень узкой тропе балансирования между защитой интересов Украины в информационной сфере и ценностью свободы слова, свободного интернета. Конечно, было бы проще, если бы было введено военное положение, когда всем будут управлять военные, а спецслужбы имеют карт-бланш на почти любые действия. Кстати, многие журналисты и аналитики, которые критикуют власть за то, что не было введено военное положение, они просто не понимают, что это такое. Многие журналисты лишаются работы, так как вводится цензура. Но главное тут в том, что есть тонкая черта, которую мы старались не пересечь.

Почему именно сейчас законопроект вызвал некий резонанс, он ведь уже год как зарегистрирован?

- Когда мы зарегистрировали законопроект, то я лично на круглом столе в Укринформе говорил, что законопроект не идеален. Соавтор Иван Винник считает также.  Но мы рассчитывали, что выставим проект на обсуждение, чтобы получить дискуссию, встречные предложения, аргументированные уточнения, а не просто метание молний. Но кроме секции киберугроз и провайдеров, которые не хотят закупать специальное оборудование за свои деньги, по вопросу свободы деятельности СМИ в интернете мы никаких предложений не получили.

А провайдеры?

- Мы общались с представителями разных компаний. Сначала меня убеждали, что такие блокировки технически невозможны. Говорили, что у нас интернет устроен не так как в КНДР или РФ, у нас все по-другому. Технически мы не может сделать. Потом, когда было решение СНБО по блокировке российских ресурсов – все получилось. Но я понимаю логику провайдеров, для них это лишняя работа, которая им и даром не нужна. Но единого мнения по провайдерам нет, что они могут, а что – нет.

Кстати, на стадии обсуждения законопроекта мы нашли еще одну проблему. Те санкции, которые уже введены СНБО – не эффективны.

Например?  

- Свежий пример. Prozorro проводит тендер этим летом по заказу для одной из воинских частей. Информация от воинской части идет с почтового ящика Яндекса. Из заблокированного в Украине ресурса! Если у нас госструктуры, военные пользуются этим, что говорить о широком круге граждан? Да, когда какой-то человек обошел блокировку и сидит в "Одноклассниках" – это никакая не угроза для безопасности. Но когда представители госструктур начинают этим страдать – это проблема. Как сделать так, чтобы санкции работали? Думаю, что это тоже тема, которую нужно было отдельным разделом рассматривать в этом законопроектe.

Как будете действовать дальше по этому законопроекту?

- На сегодня мы не получили конструктивной дискуссии. Мы не видим предложений, которые сейчас можно рассматривать, чтобы дорабатывать законопроект до завершенного состояния. В нынешнем виде принимать законопроект, вероятно, было бы не совсем верно. Но ставка на экспертное обсуждение провалилась.

Еще один момент, который меня смущает. Перед всей историей с законопроектом 6688 были принят закон "О национальной безопасности и обороне Украины". Если наш законопроект вызвал реакцию ОБСЕ, то по закону "О нацбезопасности и обороне" мало того, что никто не возражал, но и экспертная группа НАТО принимала участие в его разработке. Была официальная поддержка от НАТО, ЕС и Вашингтона, но там тоже рассказывали о притеснении свободы слова.

Я понимаю, что для СМИ сегодня главное резонанс, дело в рейтингах, а не в сути законопроектов, и тому подобное. Но у меня вопрос к экспертам и политологам, которые присоединяются к подобному шуму. Почему у нас любой законопроект о нацбезопасности вызывает негативный резонанс? У меня впечатление, что за этим стоит один "режиссер", который может своё влияние запускать в сеть через свои ресурсы, и которое (влияние – Ред.) потом уже автономно резонирует в обществе.

А в странах ЕС есть что-то подобное?  

- Да, если не говорить о кибербезопасности, то в странах ЕС доминирует ценность свободы слова. Но страны ЕС не воюют. Хотя Европа уже реагирует: созданы органы, которые борются с фейками. Они понимают угрозу, но у них также проблема баланса между национальной безопасностью и свободой слова. Мне кажется, они смотрят, как у нас будет развиваться ситуация, как мы будет выкручиваться, какие у нас актуальные угрозы, что получится противопоставить.

Этот законопроект может быть переработан, разделен на два?

- Не исключаю. Я склоняюсь к тому, что этот вариант законопроекта нужно отозвать, но на его основе сделать два – по киберугрозам и по информационной безопасности. Надеюсь, что экспертное сообщество и организации у нас когда-то перестроятся, перейдут от критики к каким-то предложениям. Если кто-то думает, что мы хотим быстро протолкнуть этот законопроект – это неправда. Мы за его широкое обсуждение.  

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Война в Украине из космоса
Больше новостей
🙏 Keep Calm
Помощь во время войны
Больше новостей
Хроника обстрелов
Больше об этом
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
"Разом нас багато"
Нас не подолати
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Be in Techno Trends
Следить за новостями
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64566.1

Bitcoin Cash (BCH)

480.03

Binance Coin (BNB)

613.25

Ethereum (ETH)

3157.34

Litecoin (LTC)

84.01

ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡
Валюта
Курс гривни сегодня

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

39.47

Евро (€)

42.18

"Ми з України"
Наш плейлист

PROBASS ∆ HARDI

"Доброго вечора"

PROBASS ∆ HARDI

Макс Барских

"Буде весна"

Макс Барских

Александр Пономарев

"Україна переможе"

Александр Пономарев

Антитела

"Топити за своє"

Антитела

ТНМК и Kozak System

"Мамо"

ТНМК и Kozak System
Петь вместе!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять