6 апреля планета отмечала Всемирный день мультфильмов. "Сегодня" решила поздравить с этим праздником одесских аниматоров, а заодно – хоть одним глазком понаблюдать за таинством создания мультяшного мира.
ФАБРИКА ГРЕЗ
Для этого мы отправились на Одесскую киностудию, где много лет размещается старейшая в городе мастерская мультипликации. Сегодня – это чуть ли не единственный живой творческий цех в полудохлом "одесском Голливуде". Руководитель мультстудии Юрий Гриневич провел для нас небольшую экскурсию по своему хозяйству. Начали со своеобразного "иконостаса": двух фотопортретов, обрамленных рушниками. На верхнем – легенда мультипликации Уолт Дисней, на нижнем – создатель студии Евгений Бугаев, руливший одесской фабрикой грез до самой своей смерти в 2010-м году. "А ты любишь мультики?" – вопрошает надпись на фото.
Коллективный автопортрет. В центре – Евгений Бугаев
"Евгений, можно сказать, возродил украинскую анимацию. Когда семь месяцев назад его не стало, мы едва не закрыли студию, таково было потрясение, но взяли себя в руки. Решили, что Женя уехал в долгую командировку, общаться с великими аниматорами, Диснеем или Татарским. А нам нужно сделать все, чтобы его не подвести", – говорит Юрий Гриневич.
Из архива Одесской студии мультипликации
Костяк студии – 18 специалистов (среди них – довольно известные аниматоры, вроде Снежаны Буженицы, Олега Гея, Алексея Хитрова, Евгения Барцицкого). Если нужно реализовать масштабный проект, в эти несколько комнаток под крышей старого флигеля на территории киностудии набивается человек 60: "У нас в Одессе на удивление много талантливых художников. Были бы заказы, а людей всегда найти можно", – констатирует аниматор. Сейчас здесь в поте лица ваяют очередной шедевр на экспорт. "Делаем мультипликационный клип "Фикрие" для турецкой рок-группы. Очень необычное задание хотя бы потому, что турецкий язык под рок звучит абсолютно неестественно для украинского уха", – смеется руководитель творческого коллектива.
Это похоже на добычу золота методом вымывания драгоценных крупиц из песка. На создание небольшой ленты продолжительностью 10 минут нужно несколько месяцев кропотливой работы и соответствующий бюджет – от десятков до сотен тысяч, а иногда и миллионов долларов!
"Если говорить о творчестве, то начинается все с какого-то обрывка мысли. Сидишь, пьешь, например, пиво, и тут в голову приходит некая шутка. Ты делишься с друзьями, она обрастает другими шутками, потом выстраиваются зачатки сюжета и так далее. Уяснив примерное направление работы, мы садимся за круглым столом и начинаем мозговой штурм. Предлагаются различные повороты сюжетной линии, персонажи... Постепенно, как мозаика, вырисовывается сценарий, который режиссер сводит воедино, нанизывает, словно бусинки на ниточку. Художники берут сценарий и рисуют по нему эскизы: каждого героя, фоны, другие объекты. Они же делают сториборд: это что-то вроде комикса, в котором показывается последовательность событий в фильме. Далее следует запись и обработка звука, а затем начинается самое главное – прорисовка неподвижных и движущихся элементов в кадре (секунда движения в фильме требует 25 картинок!). Первоначально все происходит на бумаге простым карандашом. Черно-белый графический материал сканируется, после чего его раскрашивают при помощи компьютера и монтируют в специальных программах готовую ленту со всеми спецэффектами и прочими прибамбасами".
Фото О.Константинова
В докомпьютерную эпоху, по словам Юрия, алгоритм работы художников-мультипликаторов был тот же, но требовалось больше времени и ресурсов. Скажем, на раскраске сидело аж 35 человек, а вместо компактного сканера использовали занимавший целую комнату мультипликационный станок с кинокамерой. Аналогично и с монтажом: то, что сейчас быстро варганит компьютер, раньше сводилось воедино вручную.
Когда-то процесс выглядел так. Из архива ОСМ
"Мы постоянно учимся, экспериментируем с разными стилями и манерами рисования, осваиваем новые технологии, в частности трехмерную анимацию. 3D-шный "Мадагаскар" пока, наверное, не потянем, но на уровне рисованного "Алеши Поповича" сделать фильм можем", – утверждает режиссер.
ПЕРВЫЙ ШЕДЕВР ПРОПАЛ ВМЕСТЕ СО СПОНСОРОМ
История студии началась в самом начале 1990-х, когда троица аниматоров-любителей во главе с Евгением Бугаевым создала анимационную заставку для рекламных блоков на нарождающемся одесском телевидении. Творили тогда аниматоры в подвальчике Дворца студентов на Маразлиевской.
"Отцы – основатели" студии: Юрий Гриневич, Сергей Чебан и Евгений Бугаев. Фото 1993 года
После первого успеха появились инвесторы, давшие денег на полнометражный мультфильм "В стране Альхоков" – эдакую вариацию на тему одновременно конан-дойловского "Затерянного мира" и обручевской "Плутонии". "Три года делали эту ленту. Уже не втроем – пришлось набирать людей, а заодно искать новое, более просторное помещение. Его нам предоставила киностудия. Премьера мультика состоялась в 1995-м году в Дворце культуры Политеха. Успех был огромный – полный зал, который аплодировал в финале. Увы, пленок не сохранилось, они исчезли вместе со спонсором", – вспоминает наш собеседник.
"САУДИТЫ ПРОТИВ МУЖЧИН В ТРУСАХ НА ЭКРАНЕ"
С тех пор портфолио студии разрослось до почти двух сотен произведений. Одесситы сделали для американцев полнометражку "Звериные войны" (в русском дубляже героев озвучивали Николай Караченцов и Геннадий Хазанов), снимали рекламу, видеоклипы, мультсериалы.
Смотрите ВИДЕО: "8 марта – Генерал"
Смотрите ВИДЕО: "ZOO-коровы"
Смотрите ВИДЕО: "SOS-4"
Забавная коровка в ролике "Ласуни" – это их рук дело, как и нашумевший в свое время клип "Я обиделась" дуэта Лолиты и Цекало. И первые серии обучающего цикла "Уроки тетушки совы", который идет до сих пор на ТВ, – тоже они. В разное время одесские последователи Диснея сотрудничали с "Масками" и "Каламбуром", студией "Пилот" и даже с МВД Саудовской Аравии.
"Звериные войны"
"Саудитам сотворили сериал для детей о безопасности. Намучились с ними здорово, ведь там самые жесткие мусульманские традиции. Скажем, в одной из серий мальчик падает в бассейн, и его бросается спасать отец. Сначала мы изобразили папу в плавках, но арабы устроили скандал и настояли на том, чтобы он прыгал в воду, будучи задрапированным в бурнус – арабский плащ", – смеется Юрий.
Из архива ОСМ
Сейчас ребята заняты больше коммерческими заказами (иногда бывают совсем банальные, вроде мультика о корпоративной вечеринке для частной компании), но мечтают о большом творчестве: "Есть идея детской полнометражки "Домовенок Ари" и молодежного фильма "В поисках Содема". Он повествует о сокровищах умершего таможенника, родственники которого с помощью специальной машины отправляются в загробный мир, чтобы расспросить его душу о местонахождении клада. Еще хотим снять историко-авантюрное полотно "Легенды Триполья" о том, как дочь вождя предотвратила междоусобную войну, и шуточный сериал на околофутбольную тему под Евро-2012. Но пока это только планы. Все упирается в деньги: бизнес не хочет финансировать такие проекты без гарантированной прибыли. А какая может быть гарантия в нашем деле, если даже голливудские фильмы зачастую проваливаются на прокате? То ли дело в России, где половину расходов на кинопроизводство берет на себя государство и оно же гарантирует прокат".