Рынок охранных услуг в Украине –довольно высококонкурентная, затоперспективная ниша.Львиная доля здесь принадлежит Государственному сектору – порядка 35%, собственная охрана предприятий, то есть инсорсинг, занимает порядка 25% и 30% -- это частные охранные предприятия, которыхнасегодня в стране зарегистрировано 4750. И их количество продолжает расти.
Стоило ожидать, что после потери рынка в восточной части страны конкуренция еще более усилится. О тенденциях, особенностях работы и на что стоит обратить внимание клиенту при выборе партнера в данном секторе рассказалисполнительный директор агентства безопасности "Тайфун" Александр Музыченко.
– Александр, ваша компания давно на рынке ?
– В этом году исполняется 14 лет. За эти годы мы накопили немалый опыт. Отслеживая тенденции, регулярно расширяем спектр услуг. Сегодня это и охрана предприятий, личная охрана, экстренная помощь, услуга GPS-отслеживания, обучение и многое другое. Если говорить о нашем территориальном охвате, то наши филиалы и представительства есть в Полтавской, Днепропетровской, Харьковской, Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черниговской, Черновецкой, Хмельницкой и Киевских областях. Мы сетевые, поэтому потеря рынка в восточной части страны оказалась для нас ощутимой, но не критичной.
– Насколько не критичной?
– Скажем так, на наши экономические показатели это свой отпечаток наложило. Именно поэтому я и говорю об ощутимости. Самого дна мы достигли в ноябре прошлого года. Потом потихоньку стали набирать обороты. Работали над расширением клиентской базы, внедрением новых услуг. Цель "Тайфуна" на ближайшие 4 года -- занять 15% доли украинского рынка частных охранных услуг. Как раз сейчас совместно с консультантами работаем над стратегией продвижения.
– Ваш главный офис находился ранее в Луганске. Как давно вы покинули регион? Как выезжали? Кто переехал?
– Изначально, когда мы только вышли на рынок, главный офис наш располагался во Львове. В 2006 году мы переехали в Луганск. В это время как раз активно развивалась промышленность в регионе, динамично росла база клиентов. Летом 2014 года из-за боевых действий мы были вынуждены покинуть регион. Это было тяжелое время. Помню, к нам пришли люди, тогда еще мы не совсем понимали, кто это. Нас поставили перед выбором – вы с нами или против нас. Выбор был сделан. На территорию Луганской области мы больше не въездные. Вывозить людей централизованно было рискованным шагом. Это в большинстве своем мужчины, как вы понимаете, ситуации могли быть разные. К примеру, некоторые наши ребята попали в плен. Слава богу, сегодня с ними все в порядке. Мы предложили сотрудникам переместиться в наш киевский офис, 60% коллег приехали с нами. Мы активно подключились к вопросу расселения сотрудников, сейчас продолжаем частично компенсировать затраты на жилье. Сегодня нас меньше, чем было ранее, но мы есть. И с октября мы снова начали наращивать штат.
– А были случаи отказа работы с вами из-за луганских корней?
– Были. Если не удавалось переломить это отношение качеством, опытом, который мы накопили с момента образования, значит, это не наш клиент.
– Какие услуги сейчас наиболее актуальны на рынке?
– Физическая охрана объекта, личная и пультовая охрана, мониторинг и охрана автотранспорта, подготовка персонала – это самый актуальный перечень услуг, по которым идут запросы. Здесь сложно говорить о процентном соотношении популярности той или иной услуги, так как она зависит от многих внешних факторов и динамично меняется. Например, если захлестнула волна криминогенности, рейдерства тот или иной регион, сразу возрос спрос на охрану промышленных объектов, автотранспорта…
– Какой самый сложный вид охранных услуг и почему?
– Личная охрана. Люди по психотипу не всегда подходят друг другу. Это легко определяется, но процесс подбора профессионала не так уж и легок. Телохранитель -- это не просто охранник, это его компаньон клиента, который большую часть своего времени проводит с клиентом. Он должен уметь поддержать разговор, у него должны быть схожие с клиентом интересы или хотя бы представление о них. Телохранитель проходит подготовку, изучает клиента, его хобби, привычки. У клиента, в свою очередь, есть критерии, под которые мы и подбираем ему компаньона. Охранники "Тайфуна" разговаривают на трех-четырех языках, подкованы по многим вопросам, которые не касаются их прямой деятельности, но понадобятся в работе с заказчиком. Даже в вопросах древней архитектуры, если того требует ситуация.
– Бывали случаи отказа клиенту? И почему?
–Несколько таких случаев помню. Как правило, отказываем мы по морально-этическим соображениям -- у клиента, по нашему мнению, аморальное поведение. Есть такое понятие в нашей работе, как "необратимый процесс". Это, к примеру, когда арест человека неизбежен. За таких не беремся. Ну, и последнее – не наш морально-психологический тип человека. Мы проводим собеседование с клиентом, выясняем, какой у него образ жизни, угрозы, наводим справки… Так формируем мнение и понимание, будем мы работать или нет.
– Из каких структур к вам приходят люди? Как вы готовите персонал? У вас довольно опасный вид деятельности, предусмотрена ли страховка?
– Бывает по-разному. Из спорта, силовых органов, других охранных компаний. Какой бы уровень подготовки у ребят ни был, они все проходят через нашу учебную базу. К слову, у нас есть лицензия Минобразования, которая позволяет обучать по специальностям "охранник 3-4 разряда" и "телохранитель". Это дает нам право готовить специалистов не только для своего агентства, но и продавать услугу рынку.
Пока мы находились в Луганске, у нас была собственная материально-техническая база, где ребята проходили подготовку. После переезда в Киев прибегаем к помощи партнеров. Специалисты агентства разработали собственную методологию подготовки кадров. Сюда входит как теория, так и практика с моделированием ситуации на "свежем воздухе". Кроме того, в 2008 году компания разработала и внедрила внутреннюю систему мотивации, которую сейчас рынок активно перенимает. У нас есть свои звания, категории, за которые сотрудники получают надбавку к заработной плате. Учитывается здесь также и выслуга лет. Мы разработали свой вид погонов, звезд, все это официально зарегистрировали, получили патент на форму, шевроны…
Хорошим стимулятором профессионального роста является и участие в соревнованиях. Например, "Многоборье телохранителей". С 2011 года мы ежегодно выставляем там своих ребят. К слову, в этом же году мы заняли первое место в категории частных предприятий. В этом году 19 сентября в Киеве также планируем принять участие.
Ребят, конечно же, страхуем, уровень зависит от рисков сотрудника. Здесь все индивидуально.
– На что бы вы, прежде всего, порекомендовали обратить внимание клиенту при выборе агентства безопасности?
– Прежде всего, на наличие разрешительных документов – лицензии и сколько компаний "завязано" на одной. Дело в том, что многие игроки рынка грешат тем, что регистрируют несколько фирм на предоставление одних и тех же услуг. Потеряв по той или иной причине лицензию у одного юрлица, они продолжают работать на рынке. У нас одно юридическое лицо, и своей репутацией мы дорожим. Неважно, что ты охраняешь, -- ларек или промышленный объект. Ответственность едина. Обратите внимание на материально-техническую базу: где тренируются ребята, есть ли офис, авто. Изучите репутацию компании, состоит ли она в специализированных федерациях, давно ли работает на рынке. Мы, к примеру, являемся членом Украинской федерации профессионалов безопасности, Международной ассоциации ветеранов подразделений антитеррор "Альфа", Ассоциации ветеранов государственной охраны Украины. Вместе с "Альфа", кстати, оказываем помощь военным, которые пострадали в зоне проведения АТО, семьям погибших.
Наличие международных сертификатов также хороший сигнал: компания стремится к международным стандартам. "Тайфун", к примеру, прошел сертификацию соответствия требованиям международных стандартов ISO9001:2008 с аккредитацией UKAS. Таких компаний всего 10 в Украине. Рекомендую обратить внимание и на стаж работы на рынке, количество клиентов, ну и правильно заключайте договор. В этом отношении должен быть паритет.